Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2009
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Проблемы формирования
элементов научного химического
мировоззрения в средней школе

В современной школьной практике развитие учащегося как личности и как субъекта деятельности не всегда понимается как комплексная задача; а зачастую как задача осознанно вообще не ставится, подменяясь вопросом о передаче знаний учащимся.

Между тем школа должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания.

Формирование человека как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает развитие:

• интеллекта;

• эмоциональной сферы;

• устойчивости к стрессам;

• уверенности в себе и самопринятия;

• позитивного отношения к миру и принятия других;

• самостоятельности, автономности;

• мотивации самоактуализании, самосовершенствования; сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития.

Сейчас обсуждают вопрос о пользе или вреде модернизации образования и принятии концепции ЕГЭ, голосуют за или против всякого рода нововведений, спорят о ценности классического среднего и вузовского образования. Интерес к естественным (химия, физика, биология) и точным наукам угасает, в то время как толпы абитуриентов заполняют юридические, экономические, языковые факультеты вузов. Чем объяснить резкое снижение этого интереса? Ведь традиционно советские научные школы были на слуху не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Интересные, увлекательные учебно-познавательные журналы естественных и точных наук по-прежнему снабжают школьника и учителя, студента и преподавателя не только научной информацией, но и методологией этих наук и их историей как составной и неотъемлемой частью методологии.

Еще 100 лет назад люди не знали, что такое «математическая экономика», «психологическая кибернетика», «биологическая физика». Образование сейчас дифференцируется и интегрируется одновременно, т.е. изменения происходят в один временной промежуток, но они охватывают различные категории по-разному. Можем ли мы достоверно знать, как отразится то или иное образовательное изменение? Нет, не можем. Но, тем не менее, лучше иметь мужество подумать об этом и шагнуть пусть даже в неверном направлении, чем всю свою жизнь топтаться на одном месте...

Нужно постоянно помнить о том, что истинно творческой личностью может быть любой человек: одержимый и увлекающийся, с характером легким или неуживчивым, ученый-эрудит или человек от станка, от земли. Но всегда творческая личность – это высокий уровень интеллектуальной активности. Сегодня понятие «интеллектуальная активность» связано с идеями погружения интеллектуально активного человека в непрерывно растущий поток информации, но не надо думать, что он увязнет в этом потоке. Напротив, активный человек постоянно в поиске. Можно сказать, что решение проблемы воспитания творческой личности заключается в такой перестройке среднего и высшего образования, которая способствовала бы развитию у людей теоретического мышления. Этот тип мышления, ставший неотъемлемым свойством личности, обеспечивает творческий характер любого труда. Но не все способны к развитию и саморазвитию теоретического мышления. Способность к воспитанию в себе подобных навыков требует осмысленного интереса к структуризации, систематизации и обобщению полученного нового учебного и научного знания. Главная цель любого учителя заключается в том, чтобы постоянно воспитывать и развивать в ученике этот интерес, потребность в получении и анализе информации и дальнейшей трансформации ее в устойчивое знание (устойчивое знание = осознанное понимание). Нужно не просто давать учащимся алгоритмические предписания и конкретную методику работы (методику эксперимента в классе, методику решения домашних задач), но и проводить совместный сравнительный анализ результатов, обсуждение задач проблемного характера (больше всего принципу проблемности удовлетворяют олимпиадные, творческие задачи).

Активизацию преподавания химии обеспечивают:

• четкая постановка цели урока учителем в начале изложения темы;

• эмоциональное и целенаправленное изложение нового материала (ни в коем случае не надо копировать материал урока, приведенный в учебнике), введение дополнительных научных сведений с учетом знаний и возрастных особенностей учащихся;

• использование в преподавании химии имеющихся знаний по другим предметам – физике, биологии, математике, экологии, географии (межпредметные связи) – и жизненного опыта учащихся;

• умелое применение химического эксперимента;

• самостоятельная работа по улучшению приобретенных знаний;

• упражнения и задачи в качестве закрепления изученного материала;

• элементы занимательности на уроке (кроссворды, задачи);

• использование различных форм выполнения домашних заданий, не дублирующих классную работу (если ученики работают в классе с учебником, то дома выполняют упражнения, решают задачи);

• пятиминутки по материалам газет, журналов;

• составление отчетов по проведенным экскурсиям;

• проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Учитель должен научиться воспитывать у своих учеников такие нравственные качества, которые исключали бы преобладание эгоистических тенденций и делали невозможной деформацию личности.

Полагаю, что одной из причин снижения интереса к естественным и техническим наукам в настоящее время является излишняя формализация положений этих наук на ранних стадиях обучения. Иногда реальная задача формирования в средней школе основополагающих элементов научного мировоззрения подменяется нереальной задачей подготовки зрелых исследователей. Как известно, в физических исследованиях продуктивно применение индуктивного и дедуктивного методов, причем оба метода необходимы для получения новых результатов. Однако степень научности учебника считается тем выше, чем сильнее в нем представлен дедуктивный метод. Имеет место увлечение аксиоматизацией изложения.

В школьных учебниках, как правило, тщательно вытравляют следы того реального пути, которым шла наука для получения соответствующих результатов. Тем самым у учащихся создается неверное представление о научном методе.

Возьмем пример из курса физики. В разделе «Механика» даются готовые формулировки законов движения Ньютона, принципа эквивалентности. Возникает вопрос: что действительно важно понять и знать, а чем можно пренебречь? На мой взгляд, для более глубокого проникновения и понимания учащимся можно рассказать об опыте с жидкостью во вращающемся сосуде, о представлениях Ньютона об абсолютном и относительном движении, описать опыты Ньютона с маятниками, поставленные для выяснения вопроса о существовании колебания. Рассказывая о соответствующих опытах в истории физики, химии, биологии учитель на порядок повышает качество образования.

На таких примерах сам школьник учится учиться.

Что эффективнее: написать готовую формулу Менделеева–Клапейрона и успеть «прорешать» семь задач за 40 мин. урока или помочь учащимся вывести эту формулу, дать возможность им самим поставить свои опыты по установлению химического, физического смыслов молярной газовой постоянной и обсудить это в классе, а в качестве домашнего задания дать две-три задачи, где требуется только знание формулы, а особо интересующимся – олимпиадные, конкурсные задачи?

Можно только представлять себе, какой уровень знаний будут иметь выпускники, готовящиеся к поступлению в вузы, и насколько осознанным будет их выбор. Степень осознанности выбора пропорциональна стилю педагогической деятельности учителя. У.А.Уорд говорил: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет». Известный советский психолог А.Н.Леонтьев утверждал: «Учить – значит развивать».

В условиях современного образования крайне необходимо органическое сочетание в учителе лидерских и менеджерских качеств. Не являясь эталоном для школьников (в этом и заключается специфика сегодняшнего среднего образования), учитель, тем не менее, воспитывает и развивает у них вкус к учебе. Своим поведением и отношением к работе учитель определяет отношение к себе как к человеку, неосознанно (или, иногда, вполне осознанно) влияя на мотивационную структуру школьника и формируя ее. Это позволяет школьнику в одном учителе видеть менеджера, в другом – лидера, в третьем – посредственность, в четвертом – сложную смесь лидера и менеджера (это самый редкий, интересный случай)… Но всегда – человека, идеи, мысли и слова которого достойны хотя бы толики внимания. Величина этого внимания определяется тем, насколько учитель готов к саморефлексии и честному анализу своей педагогической деятельности. По убеждению автора этой статьи, диагностика саморефлексии может (и должна) включать в себя следующие компоненты:

логико-дидактический/технический:

– постановка профессиональной цели (задачи);

– аналитическая работа по решению поставленной задачи;

– представление результатов работы;

– обсуждение результатов и выводы;

– рефлексивный анализ (именно на этом этапе учитель – педагог и предметник – допускает «прокол»).

методический/психологический:

– разработка моделей структуры мышления учащегося;

– диагностика типа направленности мышления учащегося;

– методика, логика и методология развивающего обучения в процессе изучения тематических разделов курса школьной химии.

Формирование элементов научной картины целесообразно строить на основе формирования элементов химического мировоззрения школьников, включая следующие этапы:

• создание системы обобщенных взглядов;

• формирование взглядов и убеждений о природе химических процессов, закономерностях протекания химических реакций и процессах познания этих закономерностей;

• развитие диалектического мышления.

Такая логика формирования элементов научного мировоззрения предполагает качественно новую модель образовательной среды на основе педагогики средней школы и методологии естественно-научных дисциплин (химии и смежных с ней физики, биологии, географии, экологии).

Учитель должен сосредоточивать свое внимание на процессе формирования у учащихся химических понятий (их методологическом осмыслении и анализе), что включает в себя постановку и решение следующих логико-методологических задач:

• максимально полное раскрытие вопросов структуры и содержания понятия, его существенные признаки, связь с другими понятиями, вопросы эволюции понятия и границы его применимости;

• наиболее полное определение понятия, не ограничиваясь только лишь математической стороной функциональной зависимости химических величин;

• максимальное внимание на систематизацию и объединение сведений о понятии, полученных в разных разделах учебного курса химии; это первый шаг к исследованию и детальному рассмотрению вопроса взаимосвязи конкретно-научного, общенаучного и философского содержания фундаментальных понятий школьного курса химии;

• попытка раскрыть методологическое и мировоззренческое содержание анализируемого понятия.

Учитывая это, учитель будет способен находить варианты структурной организации обучения, формирования всесторонне и гармонически развитого ученика, воспитания его интересов.

Важно, чтобы ученик воспринимал учебный материал свежими глазами, умел ему удивиться. У Кайсына Кулиева есть мудрое стихотворение «Жить, удивляясь», в нем сказано:

«Рождаются великие творения
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Ученые, художники, поэты».

Также важно, чтобы учащиеся чувствовали влюбленность учителя в свою профессию и науку. Наше образование и российская наука вполне достойны такого отношения.

А.А.АДАМЕНКО
(г. Владивосток)