Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2009
Я ИДУ НА УРОК

 

Семейный портрет серы

План-конспект урока • 9 класс

Цель урока. Формирование мышления учащихся через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами; обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения серы».

Задачи. Образовательные: повторить строение атома серы, строение молекул, особенности физических и химических свойств важнейших соединений серы; показать учащимся генетическую связь между соединениями серы; рассмотреть экологические проблемы, связанные с переработкой соединений серы.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, а также мировоззренческих идей о материальности мира, причинно-следственных связях явлений; воспитание культуры общения.

Развивающие: развитие познавательного интереса школьников, совершенствование умений анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге.

Тип урока. Повторительно-обобщающий.

Методы и методические приемы. Фронтальный опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа учащихся со схемами-конспектами, демонстрация средств наглядности, лабораторный эксперимент.

Оборудование и реактивы. Схема «Семейный портрет серы» (генетическая связь соединений серы), заготовки для дидактических игр «Волшебный цветок» и «Химический поезд», «сульфурики» (дополнительный балл за правильный ответ – символ химического знака «S»), раздаточный материал для учащихся (схема-конспект), электронная презентация урока; шаростержневые модели молекул серы разных аллотропных модификаций;

н а  д е м о н с т р а ц и о н н о м  с т о л е – образцы серы, штатив с пробирками, растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, сульфата натрия;

н а  с т о л а х  у ч а щ и х с я – штатив с пробирками, растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, сульфата натрия.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Вступительное слово учителя, в котором сообщаются цель и план урока, подчеркивается значение материала изученной темы.

Повторение и обобщение изученного материала

Рефлексия учащихся на начальном этапе урока

Учитель. Прошу вас, уважаемые ребята, в схемах-конспектах отметить свое настроение на данном этапе урока (рис. 1).

Рис. 1. Мое настроение на определенном этапе урока

Учитель объясняет условия получения «сульфурика» и правила пользования им («сульфурик» дает право на дополнительный балл при дальнейшем изучении предмета).

Знакомство с семейным портретом серы

На доске – схема «Семейный портрет серы» (рис. 2). Все формулы на портрете закрыты.

Рис. 2. Схема «Семейный портрет серы»
(генетическая связь соединений серы)

Учитель. Сегодня на уроке мы должны назвать ближайших родственников серы. Вспомнить, каковы их имена (т.е. названия веществ), каковы особенности их характера, чем они полезны и где могут быть использованы. Перед вами схема «Семейный портрет серы». По ходу урока мы будем вспоминать соединения серы и к концу урока откроем все имена персонажей фотографии.

Сера

Учитель (рассказ сопровождает показом слайдов). Итак, глава семейства – королева сера. Сера – это одно из первых веществ, о которых знало человечество, «начало начал» древнейших философов и алхимиков; элемент, окутанный мистикой и тайнами… В древности люди наделяли серу таинственными сверхъестественными свойствами. Встречаясь в виде серных жил в кратерах вулканов, сера издавна считалась продуктом деятельности подземного бога Вулкана.

Сегодня человек достаточно хорошо изучил свойства серы. Давайте же вспомним, каково строение атома серы?

На доске и в схемах-конспектах урока необходимо внести данные по составу атома серы: заряд ядра; число протонов, электронов, нейтронов; распределение электронов по уровням и подуровням (рис. 3).

Рис. 3. Строение атома серы

Учащиеся работают у доски и на местах в схемах-конспектах.

Учитель. Назовите значение минимальной степени окисления серы. Какие свойства с точки зрения окислительно-восстановительных процессов будут проявлять соединения с таким значением степени окисления серы? Почему? (Ответы учащихся.)

Назовите значение максимальной степени окисления серы. Приведите формулы соединений с максимальным значением степени окисления серы. Какие свойства характерны для них? (Ответы учащихся.)

Рис. 4. «Волшебный цветок»

Выполним задание «Волшебный цветок». Запишите формулы веществ, изображенных на лепестках цветка (рис. 4), в соответствующие графы таблицы.

Таблица

Степени окисления серы
–2 +4 +6
     

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Вы знаете, что одна из причин многообразия химических веществ – это явление аллотропии. Что называется аллотропией? Какие аллотропные модификации серы вам известны? (Слайд 1.) (Ответы учащихся.)

 

Сероводород, сероводородная кислота и ее соли

Учитель. В одном из стихотворений А.С.Пушкина есть такие строки:

«… Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо».

О каком веществе идет речь? (Слайд 2.) (Учитель открывает на схеме «Семейный портрет серы» формулу сероводорода.)

Сероводород не только скверно пахнет, он еще и ядовит. Но если сероводород использовать разумно, то можно от него получить пользу. Каково положительное значение сероводорода? (Ответы учащихся.)

Знаете ли вы, что сероводород является реактивом на ионы серебра?

H2S + 2Ag+ = Ag2S + 2H+.

Почему ювелирные изделия из серебра слегка чернеют на воздухе? Подтвердите свой ответ уравнением реакции.

Учащиеся работают у доски и на местах в схемах-конспектах.

Учитель. Как называется водный раствор сероводорода? Какова основность сероводородной кислоты? Какие два ряда солей образует сероводородная кислота? (Слайд 3.)

Назовите формулы гидросульфида калия, сульфида алюминия. (Учитель открывает на схеме формулы НS и S2–.)

В молекуле сероводорода сера находится в минимальной степени окисления. Приведите примеры реакций, доказывающих восстановительные свойства сероводорода.

Составьте уравнение реакции взаимодействия сероводорода с избытком кислорода. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах.

Оксид серы(IV)

Учитель. При горении сероводорода в избытке кислорода образуется оксид серы(IV) – еще один родственник серы (открывает на схеме-портрете SO2). Перечислите области применения этого вещества. (Слайд 4.)

Каков характер этого оксида? Назовите классы соединений, с которыми взаимодействует сернистый газ. (Ответы учащихся.)

Известно, что вода есть в воздухе всегда.
И, к сожаленью, дальше что бывает?
С оксидом серы реагирует вода,
На землю дождь кислотный выпадает.

Составьте уравнение реакции взаимодействия оксида серы(IV) с водой и расскажите, в чем проявляется отрицательное действие кислотных дождей.

Работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах.

Сернистая кислота и ее соли

Учитель. Какое вещество образуется в результате процесса взаимодействия сернистого газа с водой? (Слайд 5.) Итак, открываем формулу очередного члена семьи серы H2SO3.

Для сернистой кислоты также характерны два ряда солей. Назовите их и запишите названия. (Слайд 6.) (Открывает на схеме-портрете HSO3 и .)

 

Оксид серы(VI)

Учитель. Сера образует несколько оксидов. Сернистый газ мы вспомнили. Какой еще оксид серы вам известен? (Открывает на схеме-портрете SO3.)

Каков характер этого оксида? Опишите физические свойства оксида серы(VI). С какими классами веществ вступает в реакцию оксид серы(VI)? (Ответы учащихся.)

Серная кислота и ее соли

Учитель. Назовите кислоту, соответствующую оксиду серы(VI). (Открывает на схеме-портрете H2SO4.) Перечислите некоторые свойства серной кислоты. (Слайд 7.)

 

Хочу вам напомнить, что,
Если в кислоту попадает вода,
То может случиться большая беда,
Вы не должны забывать,
Что кислоту надо в воду вливать.
Пострадает тот, кто сделает наоборот.

Объясните, почему кислоту льют в воду, а не наоборот? (Ответы учащихся.)

Серная кислота является многотоннажным продуктом. Области ее применения очень широки. Перечислите их. (Слайд 8, см. с. 34.)

Рис. 5. «Химический поезд»

Серную кислоту можно получать различными способами. В промышленности широко используется контактный способ производства серной кислоты. Предлагаю немного поиграть.

Игра «Химический поезд». Перед вами вагонное депо (рис. 5, см. с. 34.). Вагоны здесь необычные. Вместо номеров они обозначены формулами веществ.

Прошу вас прицепить вагоны к паровозу таким образом, чтобы последовательность формул на вагонах соответствовала стадиям производства серной кислоты контактным способом.

Учащиеся выполняют задание на местах в схемах-конспектах и у доски.

Учитель. Каковы экологические проблемы, связанные с производством и применением серной кислоты? Как вы считаете, справедливы ли строки, в которых серная кислота заявляет о себе:

Я растворю любой металл,
Меня алхимик получал
В реторте, глиняной, простой,
Слыву я главной кислотой.

(Обсуждение особенностей свойств концентрированной серной кислоты по отношению к металлам. Подведение учащихся к выводу о том, что окислительные свойства концентрированной серной кислоты обусловлены атомом серы, находящимся в максимальной степени окисления.)

Составьте уравнение реакции взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Учащиеся работают у доски и на местах в схемах-конспектах.

Учитель. Какие соли образует серная кислота? (Открывает на схеме, см. с. 34. и .) Проведем небольшую практическую работу. Пользуясь выданными вам реактивами, экспериментальным путем докажите, что в растворе серной кислоты (1-й в а р и а н т) и в растворе сульфата натрия (2-й в а р и а н т) содержатся сульфат-ионы.

Составьте уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах.

Учащиеся выполняют эксперимент, пишут уравнения реакций на доске и в схемах-конспектах.

Учитель. Каковы признаки проведенного процесса? Сравните полученные результаты первого и второго вариантов. Есть ли различия? Почему? (Ответы учащихся.)

Учитель. Итак, имена всех членов семьи серы открыты нами на фотографии (см. рис. 2). Вы видите, что между отдельными формулами соединений серы проведены стрелки. Что они означают?

Учитель подводит учащихся к выводу о генетической взаимосвязи между соединениями серы.

Рефлексия учащихся на заключительном этапе урока

Учитель. Прошу вас, уважаемые ребята, в раздаточном материале отметить свое настроение на данном этапе урока (см. рис. 1).

Подведение итогов урока

 

Л и т е р а т у р а

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Таубе П.Р., Руденко Е.И. От водорода до … нобелия? М.: Высшая школа, 1964; Бобров Л.А. и др. Путешествие в страну элементов. М.: Молодая гвардия, 1963; Компакт-диск «1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия». МарГТУ, 2003; Компакт-диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе». YDP Interactive Publishing, 2005.

Е.П.КИМ,
учитель химии гимназии № 1 (г. Саратов)