Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Использование строительных материалов в декорировании предметов интерьера

Интегрированный урок по химии и технологии

Цели. Познавательные: содействие развитию у учащихся самостоятельной поисковой деятельности в области строительных материалов; активизация творческого потенциала учащихся; формирование у учащихся знаний о возможностях декорирования поверхностей.

Развивающие: обогащение словарного запаса школьников; развитие у учащихся научного мышления, анализа, умений объяснять понятия, выделять главное в тексте, навыков решения задач; развитие творческого потенциала подростков, возможностей для самовыражения, умений декорировать поверхности, используя строительные материалы и краски, а также навыков аккуратной работы.

Воспитательные: воспитание ответственного отношения школьников к природным богатствам, эстетического вкуса, чувства сплоченности и ответственности.

Образовательные: формирование у учащихся представлений о строительных материалах и их классификации; усвоение новых понятий (когезия, адгезия и др.); ознакомление с керамикой, стеклом, клеями, различными декорируемыми материалами; обучение приемам выполнения простых малярных и декоративных работ, декоративно-отделочных операций, практическим навыкам в обращении с инструментами, приспособлениями, инвентарем; обучение рациональным способам организации труда.

Оборудование и реактивы. Керамические цветочные горшки с бортиком, плоские и гладкие морские камешки, грунт, стекло, бисер, мелкая плитка, плиточный клей, клей ПВА, клей «Момент», лак акриловый, лак для волос, краски: водоэмульсионная и акриловая; клей канцелярский, вода, растворы CuSO4, NiSO4, FeCl3.

Дидактические материалы к уроку. Технологические карты, карточки-задания и карточки с инструкцией по технике безопасности, опорные конспекты, листки контроля.

Учащиеся должны по окончании урока:

знать химическую терминологию, строительные материалы и их классификацию, технологическую последовательность декоративной отделки цветочных горшков в технике мозаика, значение терминов «мозаика», «адгезия», «когезия»;

уметь решать задачи и составлять логические цепочки, декорировать изделия в технике мозаика, выполнять эскиз, подбирать материал и цветовую гамму.

Методы обучения. Поисковый, исследовательский методы, «мозговой штурм» сочетаются на этом уроке с такими методами, как видеолекция, показ слайдов, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация.

Формы работы. Фронтальная, групповая и индивидуальная.

ХОД УРОКА

Тысячи неразгаданных тайн
таит в себе наука, и без вас,
без вашей молодости, смелости,
энтузиазма,
они не будут разгаданы.
Академик А.Н.Несмеянов

 

Учитель химии. Какие же тайны мы должны будем раскрыть? О чем мы будем говорить на уроке? Об этом нам предстоит узнать, разгадав кроссворд. (Назначается ассистент для заполнения кроссворда.)

По горизонтали: 1. Соли кремниевой кислоты. 2. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. 3. Химическое явление называется также химическая… 4. Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород. 5. Соли сернистой кислоты. 6. Соли угольной кислоты. 7. Сложное вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка. 8. NaOH – это … 9. Взвесь, в которой частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды. 10. Соли азотной кислоты. 11. Если сложные вещества меняются своими составными частями, происходит реакция …

О т в е т ы. По горизонтали. 1. Силикаты. 2. Кислоты. 3. Реакция. 4. Оксид. 5. Сульфиты. 6. Карбонаты. 7. Соль. 8. Щелочь. 9. Суспензия. 10. Нитраты. 11. Обмена.

В выделенных клетках по вертикали получается слово «строительные».

Учитель химии. Мы повторили с вами химическую терминологию. Тема нашего урока: «Использование строительных материалов в декорировании предметов интерьера».

Сегодня у нас необычный урок, в ходе которого вы получите не только определенные знания, но и навыки декорирования. Поэтому мы распределили вас на группы теоретиков и практиков-декораторов. Вы познакомитесь со строительными материалами и их классификацией, а также с техникой мозаики и обучитесь приемам выполнения простых малярных и декоративных работ.

Основой многих строительных материалов являются природные оксиды и соли. Такие материалы можно разделить на две большие группы: продукция силикатной отрасли промышленности и вяжущие строительные материалы (опорный конспект, см. с. 36).

Опорный конспект

Учитель химии. Каждый современный человек знает, как выглядит керамика, стекло, кирпич, цемент и бетон. Эти материалы изобретены очень давно. Стены Древнего Вавилона были сложены из кирпича, а керамические сосуды появились у людей и вовсе в незапамятные времена.

Ученик. Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком. Сырьем для керамики служит глина. Минерал, который ее образует, каолин, имеет следующий состав: Al2O3•2SiO2•2H2O. Глина содержит примеси: SiO2 (песок), СаСO3, MgСO3, а также Fe2O3, придающий ей бурый цвет.

Учитель химии. В листках контроля выполните задание: напишите названия веществ, входящих в состав глины, и рассчитайте массовую долю кремния в каолине.

Учитель технологии. Дом – это особый мир, в котором протекает жизнь семьи. По убранству жилища (будь то роскошный особняк или небогатая квартира) можно судить о вкусе и характере его владельцев. Поэтому вполне понятно желание каждой хозяйки сделать дом уютным, таким, чтобы в нем чувствовали себя комфортно и постоянные обитатели, и их гости.

Сегодня мы рассмотрим один из способов декорирования поверхности в технике мозаика. В качестве декорируемой поверхности будет цветочный горшок, выполненный из материала керамика. Можно декорировать как керамический, так и пластмассовый горшок для цветов. Однако профессионалы предпочитают работать именно с керамикой, т.к. это натуральный материал.

Показ видеоматериала «Декоративная отделка цветочных горшков».

О п е р е ж а ю щ е е  д о м а ш н е е  з а д а н и е: учащимся-практикам предлагается разбиться на творческие группы и подготовить все необходимое для выполнения практической работы, а также составить кластер (схему) и повторить технику безопасности при работе с отделочными и лакокрасочными изделиями.

Схема

Учитель технологии. Чтобы повысить прочность керамических изделий, их обжигают.

Издавна в строительстве используется гипс. С этим веществом вас познакомит наш теоретик.

Ученик. Химическая формула гипса – СаSO4•2Н2О – это кристаллогидрат, в нем присутствуют молекулы воды. При нагревании до 100 °С отщепляется часть воды и он превращается в алебастр – СаSO4•0,5H2О. При комнатной температуре намоченный алебастр застывает, превращаясь в твердую камнеобразную массу. Этим свойством пользуются при наложении гипсовых повязок, изготовлении статуэток и копий знаменитых произведений скульптуры.

Учитель химии. На листках контроля осуществите логическую цепочку – напишите уравнения следующих реакций:

Учитель технологии. Гипсовые оттиски используют также для декорирования.

О п е р е ж а ю щ е е  д о м а ш н е е  з а д а н и е:учащимся заранее предложено разбиться на творческие группы; творческой группе № 2 было поручено изготовить гипсовый оттиск и расписать его. На уроке учащихся этой группы просят зафиксировать с помощью клея «Момент» гипсовую заготовку на намеченный участок поверхности цветочного горшка.

Учитель химии. Ракушки являются отличным декоративным материалом. Их химическая формула – СаСО3. Благодаря им наш город называется Белгородом. Жили когда-то в древнем море маленькие существа – рачки, улитки. Море, покрывавшее нашу область, было полно этими беспозвоночными. Тысячи лет без перерыва «ракушечный дождь» продолжался, образуя на дне осадочные породы – мел и известняк. Чистый карбонат кальция – белый, вот почему наш город называется Белгород. А теперь решим задачу в листках контроля.

Задача. Термохимическое уравнение реакции разложения известняка, взятого с Белой горы в окрестностях Белгорода:

СаСО3 = СаО + СО2 – 153 кДж.

Какое количество теплоты затрачивается на разложение 1 кг известняка?

(О т в е т. 1530 кДж.)

Учащимся творческой группы № 3 предлагается зафиксировать ракушки на поверхности цветочного горшка с помощью клея «Момент».

Учитель химии. В наши дни изобретено и испытано много разных клеев, они используются буквально во всех областях народного хозяйства. Вязкая масса резинового клея, текучий раствор «жидкого стекла», твердые плитки столярного клея, сыпучий порошок карбамидной смолы – что между ними общего? Вот это вы должны узнать, ознакомившись с предложенным текстом и ответив на вопросы.

1) Что общего между различными клеями?

2) Как можно классифицировать клеи?

Через 4 мин. разбираем это задание.

Школьники выполняют работу под музыку.

 

Т е к с т
(интерактивный метод «мозговой штурм»)

Все клеи способны образовывать прочную тончайшую пленку между соприкасающимися поверхностями склеиваемых материалов (металлы и сплавы, древесина, пластмассы и керамика, бумага и ткани). При этом пленка не только обладает достаточной прочностью – когезией, но и прочно прилипает к склеиваемым материалам – адгезия. Природа когезии понятна – она основана на взаимном притяжении атомов и молекул друг к другу. С адгезией дело сложнее: до сих пор среди ученых идут споры, объясняется она межмолекулярным притяжением, электростатическим взаимодействием или образованием химических связей между молекулами клеевого слоя и склеиваемого материала. По-видимому, у разных клеев и разных материалов действуют преимущественно те или иные механизмы адгезии. По составу клеи бывают неорганические (жидкие стекла), органические (природные и синтетические полимеры) и элементоорганические (металлоорганические полимеры).
Различают также жидкие клеи (растворы, суспензии) и твердые клеи (пленки, порошки, прутки).

После разбора задания учащимся предлагается приготовить связывающую смесь, при этом происходит обмен знаниями между группами теоретиков и практиков. Затем школьники наносят связующую смесь на поверхность цветочного горшка и добавляют дополнительные элементы отделки.

Следующее задание для групп: выполнить по заранее декорированному горшку отделку акриловым лаком.

По окончании практической части работы учащихся просят выполнить задание «Этапы декорирования цветочного горшка» на листке контроля.

Учитель химии.

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло,
И зовут меня… Стекло.
Как у людей появилось стекло?

Ученик. Старинная легенда приписывает изобретение стекла древним финикийцам, которые будто бы случайно сплавили на костре соду (Na2СО3) с песком (SiО2) в прозрачную тягучую массу, застывшую в блестящие камушки – капли-кусочки стекла. Если в стекломассу добавить оксид свинца(II), то получится хрусталь. Добавление ничтожного количества соединений золота дает красные «рубины», оксид кобальта(II) превращает стекло в синие «сапфиры», а оксид хрома(III) – в зеленые «изумруды».

В России первая фабрика по производству разноцветных стекол, бисера, стекляруса была пущена М.В.Ломоносовым. Одной из первых мозаичных картин стала «Полтавская баталия».

Учитель технологии предлагает учащимся выполнить задание: составить ассоциативный ряд со словом «мозаика». Затем рассказывает о технике мозаики и приемах создания мозаичных изделий.

Демонстрация опыта с силикатным клеем. Взять силикатный клей и растворы солей CuSiO4, NiSO4, FeCl3. Клей разбавить пополам водой и добавить хлорид железа(III) и сульфат никеля(III). Видно, как вырастают «силикатные водоросли». По каплям добавить сульфат меди(II) – заселить аквариум «морскими звездами». Происходит кристаллизация образующихся нерастворимых силикатов железа, никеля и меди.

Домашнее задание. Напишите реакции, происходящие в описанном опыте, если химическая формула силикатного клея Na2SiO3.

Рефлексия. Подведение итогов. Учащимся раздаются карточки, в которых предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как ты оцениваешь урок и свою работу на нем? Отметь на оценочной шкале «Я, Мы и Дело».

2. Все ли вопросы и задания были понятны?

3. Какой новый учебный материал ты считаешь значительным и почему?

4. Какая работа была для тебя особенно интересной и почему?

5. Доволен ли ты своей работой?

6. Что еще хотелось бы узнать по этой проблеме?

Звучит лирическая музыка.

Учитель химии.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Руками к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумление,
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

В.Шефнер

 

Л и т е р а т у р а

Ваш уютный дом. 100 идей для украшения. М.: АСТ-пресс, 2005; Гузей Л.С.,Суровцева Р.П. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2003; Энциклопедический словарь юного химика. Под ред. Д.Н.Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.

Л.А.МИШИНА,
учитель химии,
М.А.ХАМИТУЛЛИНА,
учитель технологии
средней школы № 45