Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2009
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Периодический закон
и периодическая система
Д.И.Менделеева. Строение атома

Обобщающий урок

Цели урока. Образовательные: повышение интеллекта учащихся.

Воспитательные: формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности, чувства гордости за достижения российской науки.

Познавательные: развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение выдвигать и отстаивать гипотезы; умение самостоятельно и творчески мыслить.

Оборудование и реактивы. Периодическая система химических элементов, портрет Д.И.Менделеева, химические стаканы; Na, Al, HCl, Н2О, фенолфталеин.

Периодическому закону будущее не грозит разрушением,
а только надстройки и развитие обещает.

Д.И.Менделеев

ХОД УРОКА

За две недели до урока учащиеся разделяются на 4 группы, которым дается задание: придумать название и девиз своей команде, выпустить газету, посвященную периодическому закону Д.И.Менделеева, и изучить биографию ученого.

Вводное слово учителя

Учитель обращает внимание ребят на то, что подобно тому, как в русском языке – алфавит, в математике – таблица умножения, в химии основой основ является периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Отмечает, что в этом году учащиеся лишь слегка прикоснулись к этому гениальному творению, но обязательно вернутся к таблице в старших классах.

Представление команд

1-я к о м а н д а «Седьмой элемент». Девиз: «Азот – лучше всех, быстрее всех, был, есть и будет нужнее всех».

2-я к о м а н д а «Атомы». Девиз: «Атомы повсюду людям светят – это знают даже дети».

3-я к о м а н д а «112-й элемент». Девиз: «Мы 112-й элемент, а в таблице нас и нет, но через время и года в таблице будем навсегда».

4-я к о м а н д а «Химические проныры». Девиз: «Мы проныры везде, и в деле, и в уме».

Работу учащихся оценивает жюри, в состав которого входят ученики старших классов.

Разминка

Назвать элементы, которые начинаются или заканчиваются на букву «а».

(Актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций;
сера, сурьма, платина.)

Конкурс капитанов

Составить названия химических элементов из букв слова «ПРОТАКТИНИЙ».

(Актиний, торий, титан, криптон, иттрий.)

Викторина «Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева»

I г е й м. Детство и начало научной деятельности Д.И.Менделеева.

1. Где и когда родился Д.И.Менделеев?

2. Что вы знаете о семье Д.И.Менделеева?

3. Где учился Д.И.Менделеев?

4. Назовите первую научную работу Д.И.Менделеева по химии.

II г е й м. Открытие периодического закона.

1. Когда Д.И.Менделеевым был открыт периодический закон?

2. Какой была первая формулировка периодического закона?

3. Какова современная формулировка периодического закона?

4. Когда и с какой целью Д.И.Менделеев совершил полет на аэростате?

III г е й м. Научное наследие Д.И.Менделеева.

1. Какие химические элементы из предсказанных Д.И.Менделеевым были открыты еще при его жизни?

2. Как увеличилась «семья» химических элементов после открытия Периодического закона?

3. Какой химический элемент назван в честь нашей страны?

4. Какая работа Д.И.Менделеева имела особо важное значение для обороны нашей страны?

Ответь на вопрос

1. Что такое период?

2. Какие различают периоды?

3. Что показывает номер периода?

4. Как меняются свойства химических элементов в периоде?

5. У какого химического элемента более ярко выражены металлические свойства: Na или Al? Ответ обоснуйте.

Опыт. В один стакан с водой опускается Na, а в другой – Al, предварительно выдержанный в HСl для разрушения оксидной пленки. Объясните, почему раствор фенолфталеина в первом стакане изменил окраску на малиновый цвет.

Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.

6. Что такое группа? На какие подгруппы делят группу?

7. Назовите главную подгруппу I группы, побочную подгруппу VII группы.

8. Что показывает номер группы?

9. Как меняются свойства химических элементов в группе?

10. У какого химического элемента более ярко выражены неметаллические свойства: N или Р? Ответ обоснуйте.

Конкурсы

Выигрышный путь (горизонталь, вертикаль, диагональ)

1. Назовите элементы одного периода.

O N Ag
Be Li Cu
Fe Ne Pb

Ответ. N, Li, Ne.

2. Назовите элементы одной главной подгруппы.

F He Cl
Na I Mg
H Au Br

Ответ. F, I, Br.

Отгадай элемент

1. 2е.

(Гелий Hе.)

2. 2е, 7е.

(Фтор F.)

3. 2е, 8е, 5е.

(Фосфор Р.)

4. 2е, 8е, 8е, 1е.

(Калий K.)

Расшифруй

1. 4е, 4р, 5n.

(Бериллий Ве.)

2. 14е, 14р, 14n.

(Кремний Si.)

3. 35е, 35р, 45n.

(Бром Вr.)

4. 20е, 20р, 20n.

(Кальций Ca.)

Вставь слово или словосочетание

1-я к о м а н д а.

1. В главных подгруппах с увеличением заряда ядра атома металлические свойства …

(Усиливаются.)

2. Ядро атома химического элемента состоит из … и …. .

(Нейтронов и протонов.)

3. Назовите элемент и укажите его характер: 15е, 15р, 16n.

(Р, неметалл.)

2-я к о м а н д а.

1. В периодической системе химических элементов … периодов, из них … малых и … больших.

(7 периодов, из них 3 малых и 4 больших.)

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне определяется по номеру … .

(Группы.)

3. Назовите элемент и укажите его характер: 30е, 30р, 35n.

(Zn, металл.)

3-я к о м а н д а.

1. В … постепенно увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне.

(В периоде.)

2. В центре атома находится … , вокруг которого располагаются … .

(Ядро, электроны.)

3. Назовите элемент и укажите его характер: 4е, 4р, 5n.

(Be, металл.)

4-я к о м а н д а.

1. Элементы одной группы имеют сходные свойства, т.к. у их атомов … строение внешнего энергетического уровня.

(Одинаковое.)

2. Число энергетических уровней определяется по номеру … .

(Периода.)

3. Назовите элемент и укажите его характер: 11е, 11р, 12n.

(Na, металл.)

Работа над ошибками

(Ошибки в тексте выделены полужирным шрифтом.)

1-я к о м а н д а.

1) +11

2) Rb – № 37, 1-й период (малый), V группа, побочная подгруппа;

3) Si: e = 28; p = 28; n = 14;

4) C – имеет четыре энергетических уровня, на внешнем уровне 4e.

2-я к о м а н д а.

1) +8

2) Al – № 27, 3-й период (малый), III группа, Ar(Al) = 13;

3) F: e = 9; p = 19; n = 28;

4) Ti – имеет пять энергетических уровней, на внешнем уровне 2e.

3-я к о м а н д а.

1) +17

2) Ar – № 18, 3-й период (большой), Ar(Ar) = 40, металл;

3) Cu: e = 63; p = 29; n = 35;

4) Li – имеет один энергетический уровень, на внешнем уровне 3e.

4-я к о м а н д а.

1) +3

2) N – № 14, 2-й период (малый), V группа, число энергетических уровней 5;

3) V: e = 23; p = 51; n = 28;

4) S – имеет три энергетических уровня, на внешнем уровне 2e.

Кроссворд

Разгадайте кроссворд и дайте определение полученному в выделенном столбце слову.

По горизонтали: 1. Представитель семейства лантаноидов с порядковым номером 68. 2. Металл, используемый в лампочках накаливания. 3. Инертный газ, в жидком виде применяется для получения сверхнизких температур. 4. Любимый металл вторчермета. 5. Элемент второго периода, неметалл. 6. 2e; 8e; 8e – какой это элемент? 7. Самый дорогой металл.

Ответы.

По горизонтали: 1. Эрбий. 2. Вольфрам. 3. Гелий. 4. Алюминий. 5. Углерод. 6. Аргон. 7. Платина.

По вертикали: 1. Элемент.

Команды представляют свои газеты.

Заключение. Подводятся общие итоги, вручаются призы.

Е.Н.ДАНИНА,
учитель химии
(г. Димитровград, Ульяновская обл.)