Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2008
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Программа элективного курса • 9 класс

Пояснительная записка

Реализация идеи профильности старшей ступени образования ставит выпускника основной ступени перед ответственным выбором – самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности в 10-м классе. Курс «Химия вокруг нас», который относится в большей степени к ориентирующим курсам, призван помочь осуществить этот выбор. Он предназначен для учащихся 9-х классов, проявляющих склонность к предметам естественно-научного цикла. Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).

Программа курса авторская.

Содержание уроков химии, как правило, оторвано от повседневной жизни учеников. Другими словами, учащиеся не могут понять, зачем им нужно изучать этот предмет. Привлекательность курса заключается в том, что на уроках будет сделана попытка соединить знания, полученные на уроках, с теми химическими явлениями, которые происходят в окружающей жизни.

При изучении курса ставятся следующие цели:

• показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности: развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и сферы обслуживания;

• наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения;

• дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

• ознакомить учащихся с веществами и химическими реакциями, которые используются в химической отрасли промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в повседневной деятельности человека;

• сориентировать учащихся на естественно-научный профиль в старшей школе и познакомить с профессиями медицинского работника, косметолога, эколога, химика-технолога, технического работника;

• использовать интерактивные методы обучения на уроках элективного курса.

Содержание элективного курса

В элективном курсе «Химия вокруг нас» четыре самостоятельных модуля из расчета один модуль на четверть. Они логически связаны между собой.

Первый модуль «Химия на страже красоты и здоровья» рассчитан на 9 ч. В нем рассматриваются вопросы основного химического состава пищевых продуктов – белков, жиров и углеводов, их строение и свойства, а также перспективы использования искусственной пищи. Учащимся дается представление об основных принципах рационального питания: сбалансированный прием белков, жиров и углеводов.

Учащимся предлагаются такие вопросы, как история возникновения косметики, смысл понятий «косметика» и «гигиена», состав пудр, лаков для ногтей, духов, красителей для волос и их классификация, принцип действия дезодорантов и химия нашей прически.

Учащиеся знакомятся с необходимым набором домашней аптечки, составом некоторых лекарств, подчеркивается вред самолечения.

На уроке «Химизм действия наркотиков и алкоголя» говорится об одинаковом вреде тяжелых и легких наркотиков, дискутируется вопрос об алкоголе: зло или жизненная необходимость.

Учащиеся делают две практические работы: «Обнаружение витамина С в яблочном соке» и «Определение витамина D в рыбьем жире и курином белке».

Тема завершается экскурсией в аптеку и косметический кабинет, знакомством с профессиями медицинского работника и косметолога.

На последнем уроке происходит защита составленного самими учащимися сборника полезных советов «Если хочешь быть здоровым – будь им!».

Второй модуль «Химия и экология» рассчитан на 7 ч. Учащимся даются основные понятия экологии, раскрываются вопросы влияния хозяйственной деятельности человека на природу, поднимаются проблемы охраны окружающей среды: воды, воздуха и почвы, ищутся пути их решения. На одном из занятий предусмотрена игра «Суд над человеком».

В этом модуле выполняется практическая работа «Определение качества воды», обсуждаются проблемы городского озера. Ребята также знакомятся с профессией эколога.

Предполагаемый контроль – создание итоговых таблиц «Десять главных загрязнителей биосферы» и «Что я могу сделать для улучшения экологии».

Третий модуль «Химия и производство» рассчитан на 10 ч. Прослушав этот курс, ребята должны иметь представление о химической технологии как науке, познакомиться с производством каучука и резины, спичек, зеркал, продуктами силикатной отрасли промышленности.

Необходимо показать учащимся значимость производства минеральных удобрений, пестицидов и охраны окружающей среды в процессе их производства. Модуль включает практическую работу «Получение ацетатного волокна» и знакомство с профессией химика-технолога.

Контроль осуществляется в виде защиты рефератов и проектов по выбранной теме.

Четвертый модуль «Химия и повседневная жизнь человека» рассчитан на 8 ч. На первых уроках раскрываются такие вопросы, как отравление бытовыми химикатами (нашатырным спиртом, уксусом, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, бытовым газом и пр.), оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах различными веществами.

Ребята знакомятся с историей растительных и животных моющих средств, узнают о появлении мыла, способах его получения, разновидностях. Учащимся показывается важность синтетических моющих средств (СМС), их химический состав, группы. Учащиеся узнают, какие СМС необходимы для стирки синтетических, льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей; о технологии стирки, веществах для подкраски, отбеливания, антистатической обработки тканей. Информация о моющих средствах в быту заканчивается практической работой «Получение мыла».

На занятиях «Химчистка на дому» ребята учатся выводить жирные и масляные пятна, пятна от чернил, йода, ржавчины, делают практическую работу по удалению пятен. Предполагается экскурсия в химчистку.

Занятие «Уборка квартиры» включает такие вопросы, как уход за полом, мебелью, чистка и мытье оконных стекол и зеркал, мытье и чистка посуды, удаление накипи, чистка изделий из металла, а также чистка ванны, керамики, унитазов, промывка канализационных труб.

Предполагаемый контроль – составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)».

При изучении курса учащимся предлагаются следующие виды работ:

• написание докладов, сообщений, рефератов, проектов и их защита;

• проведение лабораторных и практических работ;

• выпуск бюллетеней, стенгазет;

• просмотр видеофильмов;

• составление и защита сборников, таблиц;

• написание тестов.

При изучении курса используются как традиционные формы обучения (беседа, лекция, семинар, рассказ, просмотр видеофильмов), так и инновационные (проектные, исследовательские, частично-поисковые, групповые, деловые игры и т.д.). Во время занятий ребята работают как индивидуально, так и парами, небольшими группами и коллективно.

Учебно-тематический план


занятия (недели)

Названия модулей и тем

Количество часов

Форма занятий

Форма контроля

Всего Теория Практика
I  ч е т в е р т ь
I модуль. Химия на страже красоты и здоровья 9 7 2 c c
1 Тема 1. Химический состав пищи. Искусственная пища 1 1 c Лекция с элементами беседы Контроль за написанием опорного конспекта
2 Тема 2. Химия и косметика 1 1 c Беседа Контроль за выступлениями учащихся
3 Тема 3. Домашняя аптечка и вред самолечения 1 1 c Беседа Контроль за выступлениями учащихся
4 Тема 4. Химизм действия наркотиков и алкоголя 1 1 c Дискуссия Проверка таблицы
5 Тема 5. Обнаружение витамина С (практическая работа № 1) 1 c 1 Практическое занятие исследовательского характера Проверка отчета о проделанной работе
6 Тема 6. Обнаружение витамина D (практическая работа № 2) 1 c 1 Практическое занятие исследовательского характера Проверка отчета о проделанной работе
7 Тема 7. Знакомство с профессией фармацевта 1 1 c Экскурсия в аптеку Контроль за коммуникативными умениями и навыками
8 Тема 8. Знакомство с профессией косметолога 1 1 c Экскурсия в косметический кабинет Контроль за коммуникативными умениями и навыками
9 Тема 9. Составление сборника полезных советов «Если хочешь быть здоровым – будь им!» 1 1 c Парная работа с литературой Защита сборника
II ч е т в е р т ь
II модуль. Экология и химия 7 6 1 c c
10 Тема 1. Основные понятия экологии 1 1 c Занятие-игра Контроль за написанием опорного конспекта
11 Тема 2. Проблема дефицита чистого воздуха и глобальное потепление 1 1 c Семинар Контроль за сообщениями учащихся
12 Тема 3. Проблема дефицита чистой воды. 1 1 c Урок-игра Зачет-викторина
13 Тема 4. «Голубая жемчужина нашего города» (о состоянии городского озера) 1 1 c Мини-конференция Рецензирование сообщений учащихся
14 Тема 5. Определение качества воды (практическая работа № 3) 1 c 1 Практическое занятие с элементами исследования Проверка отчета о проделанной работе
15 Тема 6. Профессия эколога 1 1 c Беседа эколога по теме Проверка решения задач с экологическим содержанием
16 Тема 7. Создание итоговых таблиц «Десять главных загрязнителей биосферы» и «Что я могу сделать для улучшения экологии» 1 1 c Защита таблиц Контроль за коммуникативными умениями и навыками
III ч е т в е р т ь
III модуль. Химия и производство 10 9 1 c c
17 Тема 1. Производство резины 1 1 c Просмотр видеофильма Проверка ответов на вопросы к видеофильму
18 Тема 2. Как делают спички 1 1 c Лекция с элементами беседы Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта
19 Тема 3. Изготовление зеркал 1 1 c Лекция с элементами беседы Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта
20 Тема 4. Производство стекла 1 1 c Просмотр видеофильма Проверка плана к видеофильму
21

Тема 5. Получение фаянса, фарфора и других керамических изделий

1 1 c Лекция с элементами беседы Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта
22 Тема 6. Производство минеральных удобрений 1 1 c Лекция с элементами беседы Контроль за выполнением схем, таблиц, опорного конспекта
23 Тема 7. Производство бумаги 1 1 c Просмотр видеофильма Проверка ответов на вопросы к видеофильму
24 Тема 8. Получение ацетатного волокна (практическая работа № 4) 1 c 1 Практическое занятие Проверка отчета о проделанной работе
25 Тема 9. Профессия химика-технолога 1 1 c Рассказ учителя Проверка ответов на вопросы
26 Тема 10. Защита рефератов и проектов по заданной теме 1 1 c Мини-презентация Рецензирование проектов и рефератов учащихся
IV ч е т в е р т ь
IV модуль. Химия и повседневная жизнь человека 8 6 2 c c
27 Тема 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами 1 1 c Рассказ учителя с элементами беседы Проверка памятки по технике безопасности
28 Тема 2. Моющие средства в быту 1 1 c Просмотр рекламных роликов Викторина по теме
29 Тема 3. Получение мыла (практическая работа № 5) 1 c 1 Практическое занятие Проверка отчета о проделанной работе
30 Тема 4. Уборка квартиры 1 1 c Беседа Мини-сочинение «Как я убираю квартиру»
31 Тема 5. Соли и их применение в быту 1 1 c Сообщения учащихся Контроль за сообщениями
32 Тема 6. Химчистка на дому (практическая работа № 6) 1 c 1 Практическое занятие Проверка отчета о проделанной работе
33 Тема 7. Обсуждение сборника полезных советов «Хорошая хозяйка (хозяин)» 1 1 c Занятие-обсуждение Контроль за коммуникативными умениями и навыками
34 Итоговый урок 1 1 c Анкетирование. Мини-сочинение «Плюсы и минусы данного курса» Тест по содержанию курса, проверка тетрадей

Ожидаемые результаты

Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.

Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.

На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.

Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.

В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, полилог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1992; Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2002; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1992; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1994; Никифорова Г.А., Жегин А.Ю. Экология и химия. М.: Наука, 1994; Ольгин О.М. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986; Утевская П.В. История фарфоровой чашки. М.: Детская литература, 1980; Харламович Г.Д. Многоликая химия. М.: Просвещение, 1992; Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1975.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999; Вольк Роберт Л. Занимательная энциклопедия. О чем не знал Эйнштейн. Пер. с англ. М.: Мир книги, 1999; Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.: Экзамен, 2002; Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1995; Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 1991; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. Под ред. В.А.Володина. М.: Аванта+, 2001.

Н.К.ТИХОНРАВОВА,
учитель химии
гимназии № 96 им. В.П.Астафьева,
(г. Железногорск, Красноярский край)