Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2008
Я ИДУ НА УРОК

 

«Простые вещества
в городе мастеров»

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный, она является целью функционирования образовательной системы, а не средством достижения какой-либо другой, отвлеченной цели.

В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении химии. Уроки с уровневой дифференциацией материала осуществляются в результате деления учеников на группы, каждая из которых осваивает программу по химии на своем уровне: минимальном; базовом; вариативном (творческом).

Изучая химию, ребята работают на «разноцветных дорожках».

1. «Зеленая дорожка» – самые простые задания: необходимые для усвоения вопросы теоретического материала, выполнение простейших заданий по известному алгоритму.

2. «Желтая дорожка» – выполнение заданий, аналогичных тем, которые были выполнены на уроках; эти типовые задания учащиеся делают самостоятельно.

3. «Красная дорожка» – задания повышенной сложности.

Подобный подход в обучении позволяет правильно оценить знания ученика, а также помогает ему подняться на более высокий уровень при изучении предметного материала.

Предлагаю обобщающий урок по теме: «Простые вещества в городе мастеров».

 

Задачи урока.

• Систематизировать знания учащихся по данной теме.

• Повторить строение атомов металлов и неметаллов, виды химической связи в молекулах, некоторые физические свойства и применение металлов и неметаллов.

• Закрепить умение решать расчетные задачи с использованием понятия «количество вещества».

ХОД УРОКА

Введение

Учитель.

Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Книга «Хочу химию знать».

В этой книге три части. Первая часть – «Свободные атомы» – это мы уже преодолели. Вторую часть – «Простые вещества» – сегодня разбираем подробно и обобщаем знания. Третья часть – «Сложные вещества» – уроки будущего.

Систематизация знаний.
Повторение и закрепление материала

Учитель. Периодическая система – это «химический город мастеров», где проживают удивительные «труфженики» – металлы и неметаллы. Каждый из них делает что-то полезное людям. Прежде чем рассмотреть их полезные дела, полистаем страницы их автобиографий.

1. Положение металлов и неметаллов в периодической системе, строение их атомов.

Учитель. Где же проживают эти умельцы?

Работает группа красной дорожки. Ученики рассказывают про:

1) положение металлов и неметаллов в периодической системе;

2) особенности строения атомов металлов;

3) особенности строения атомов неметаллов;

4) понятие «металл» с точки зрения строения атома;

5) понятие «неметалл» с точки зрения строения атома.

Учитель. Укажите вид химической связи в соединениях, где содержатся атомы металлов.

Ученики. Если в соединении есть атомы металлов и неметаллов, то связь между ними ионная.

Учитель. Укажите виды химической связи в соединениях, где содержатся атомы неметаллов.

Ученики. Между атомами неметаллов образуется ковалентная связь. Неполярная связь бывает между одинаковыми атомами. Если в соединении атомы разных неметаллов, то связь образуется ковалентная полярная.

Учитель. Теоретические выкладки мы аргументируем примерами.

Работает группа «желтой дорожки». Ученики (у доски и в тетрадях) разбирают в качестве примера два элемента – натрий и хлор – по плану:

а) «домашний адрес» элементов;

б) набор элементарных частиц в атомах этих элементов;

в) схемы строения атомов;

г) виды химической связи в соединениях (Cl2, NaCl, HCl).

2. Свойства и применение металлов и неметаллов.

Учитель. Какие же полезные дела творят металлы?

Ученик.

Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работающей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.

Работает группа «зеленой дорожки», называет металлы и хотя бы одну из областей их применения.

Учитель. В городе мастеров работает цех металлического блеска.

Ученики. Самые блестящие металлы – Hg, Ag, Al. Применение – производство зеркал.

Отрывок из книги В.Губарева «Королевство кривых зеркал»: «…Нушрок – хозяин всех зеркальных мастерских в нашем королевстве… Вот и этих мастерских. Мы делаем здесь наводку зеркал. Видишь, какие мы все худые? Это оттого, что мы отравлены ртутными парами. А посмотри-ка на наши руки. Видишь, они покрыты язвами. Это потому, что мы отравлены ртутью. Скупой Нушрок не хочет заменить оловянно-ртутную амальгаму серебром. Серебро ему дороже, чем жизнь людей!..»

Учитель. А еще в городе мастеров работают мастерские тепло- и электропроводности.

Ученики. Лучшие проводники электричества – Au, Cu, Fe, Аl. Применение – линии электропередач и многое другое.

Алхимические символы металлов: серебро (луна), золото (солнце), железо, олово, свинец, медь. В центре – символ ртути

Алхимические символы металлов: серебро (луна),
золото (солнце), железо, олово, свинец, медь. В центре – символ ртути

Учитель. Бригада ковкости и пластичности.

Ученики. Самые пластичные металлы – Аu, Аl, Sn. Применение – алюминиевая фольга.

Учитель. Бригада звонарей.

Ученики. Самые звонкие металлы – Аu, Ag, Cu. Применение – колокола.

Учитель. Самые звонкие и самые пластичные металлы объединяются.

В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…

(Владимир Высоцкий.)

В городе мастеров существует и общество благородных персон.

Ученики. Благородные металлы – Аu, Ag, Pt. Применение – ювелирные украшения.

Учитель. Знаменитые мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже в 1895 г. по заказу русского императора изготовили золотое пасхальное яйцо «белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами». С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почетное наименование Поставщика Высочайшего Двора.

В городе мастеров есть участки различной твердости.

Ученики. Хром по твердости приближается к алмазу, а самые мягкие – щелочные металлы; исключение Hg – при обычных условиях это жидкость. Применение – изготовление стеклорезов из Cr.

Учитель. Специалисты по тугоплавким делам.

Ученики. Самые тугоплавкие металлы – W, Мо, Re. Применение – изготовление нитей накаливания электрических лампочек.

Учитель. Мощный профсоюз черной и цветной металлургии.

Ученики. Черная металлургия – это Fe и его сплавы: производство чугуна и стали. Применение – изготовление ножей и вилок из нержавеющей стали.

Учитель. Заглянем теперь в мастерские неметаллов. Йод, бром?

Ученики. Йод – твердое вещество, его спиртовой раствор используется в медицине. Бром – жидкость, применяется в органической химии для синтеза различных веществ.

Учитель. Что вы можете сказать про такой элемент, как кислород?

Ученики. Кислород – это газ, главное вещество, входящее в состав воздуха, благодаря которому существует жизнь на нашей планете. Кроме простого вещества кислород (O2) в атмосфере существует еще озон 3).

Учитель. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом?

Ученики. Аллотропия.

Учитель. Назовите аллотропные модификации P, С, S.

3. Расчетные задачи с использованием простых веществ.

Учитель. Любое простое или сложное вещество состоит из молекул, а молекулы – из атомов. Особая физическая величина, которая позволяет рассчитать определенное число этих структурных единиц, – это количество вещества.

Устно решить задачи.

1) Расскажи сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех…
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово «моль».

Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так молекул много!
Сколько же?

(О т в е т. 6,02•1023 молекул.)

2) В магазин приходит Коля:
«Взвесьте десять молей соли!
Деньги сразу вам отдам.
Сколько это будет грамм?»

Отвечает продавец:
«Ай да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе,
Знаешь массу моля соли!»

Какова масса 10 моль поваренной соли?

(О т в е т. 585 г.)

Расчетные задачи в тетрадях и у доски.

В тетрадях все ученики начинают решать задачи.

«Красная дорожка».

Природный газ, который в основном состоит из метана, находит очень широкое применение. Его используют в быту и промышленности как топливо, в производстве красителей, при лабораторных исследованиях.

Ваша задача.

а) Вывести молекулярную формулу метана, если известно, что метан содержит в своем составе 75% углерода и 25% водорода, относительная плотность метана по водороду равна 8.

б) Вычислить объем при нормальных условиях 3,2 г этого газа.

(О т в е т. СН4; 4,48 л.)

«Желтая дорожка».

1) Перед укладкой на хранение яблоки погружают на несколько секунд в раствор соли – хлорида кальция.

Ваша задача.

а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом кальция в ней приходятся два атома хлора.

б) Вычислить массу 3-х моль этого вещества.

(О т в е т: CaCl2; 333 г.)

2) Для подкормки капусты применяют раствор соли – хлорида калия.

Ваша задача.

а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом калия в ней приходится один атом хлора.

б) Вычислить массу 0,5 моль этого вещества.

(О т в е т. KCl; 37,25 г.)

3) При хранении свеклу опрыскивают раствором соли – хлорида бария.

Ваша задача.

а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом бария в ней приходятся два атома хлора.

б) Вычислить массу 0,1 моль этого вещества.

(О т в е т. BaCl2; 20,8 г.)

4) Чтобы сохранить свежесть срезанных гвоздик, их опускают в раствор веществ, среди которых есть нитрат серебра.

Ваша задача.

а) Записать формулу этой соли, если известно, что на один атом серебра в ней приходятся атом азота и три атома кислорода.

б) Вычислить массу 2 моль этого вещества.

(О т в е т. AgNO3; 340 г.)

«Зеленая дорожка».

1) Для производства газированных напитков используют углекислый газ – СО2.

Ваша задача.

Вычислить объем этого газа при нормальных условиях, если известно, что количество этого вещества составляет 0,2 моль.

(О т в е т. 4,48 л.)

2) Для пропитки древесины в целях предохранения ее от гниения используют хлорид цинка – ZnCl2.

Ваша задача.

Вычислить количество этого вещества, если известно, что число молекул этого соединения составляет 12,04•1023.

(О т в е т. 2 моль.)

3) В мыловарении используют кальцинированную соду – Na2CO3.

Ваша задача.

Вычислить число молекул, если известно, что количество этого вещества составляет 3 моль.

(О т в е т. 18,06•1023.)

4) Для изготовления фотобумаги, кино- и фотопленки используют бромид серебра – AgBr.

Ваша задача.

Вычислить массу этого вещества, если известно, что количество этого вещества составляет 0,1 моль.

(О т в е т. 18,8 г.)

 

Е.В.ШПАКОВСКАЯ,
учитель химии
(г. Чапаевск, Самарская обл.)