Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Вещества и их превращения,
или Проверь себя – не химик ли ты?

Курс по выбору с ориентацией
на естественно-­научный профиль • 9 класс

 

Пояснительная записка

Программа данного курса является предметно-ориентированной, рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю) и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

При опоре на базовый курс химии 8–9-х классов программа расширяет и углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в химии, о тесной взаимосвязи теории и эксперимента.

Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в естественно-образовательной области «химия». Кроме того, содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и интернет-ресурсами.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным.

Ведущая идея курса: «Знания не ради знаний, а ради грамотного использования их в практической деятельности».

Цели курса. Создать условия для:

• формирования и развития интеллектуальных и практических умений и навыков в области химического эксперимента, учебно-исследовательской деятельности;

• выбора дальнейшей образовательной траектории школьников.

Задачи курса.

• Начать формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

• продолжить формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

• продолжить формирование практических умений и навыков выполнения химического эксперимента;

• продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

• продолжить формирование коммуникативных умений;

• начать формирование презентационных умений и навыков;

• на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

• дать возможность учащимся проверить свои способности в естественно-образовательной области «химия», проявить себя и добиться успеха.

Программа курса построена по модульному принципу. Блоки-модули представлены через работу в отдельных мастерских химической лаборатории: «Азы лабораторного мастерства», «Воздушная стихия», «Огненная стихия», «Водная стихия», «Этот удивительный мир веществ». Программа является гибкой и мобильной, т.к. каждый модуль может быть использован как самостоятельный цикл занятий, что позволяет варьировать последовательность изложения отдельных блоков, использовать программу для обобщающего повторения при подготовке к экзаменам и предпрофильной подготовки для разных групп школьников.

Распределение часов на изучение отдельных блоков-модулей является ориентировочным.

При проведении данного курса возможны следующие виды деятельности учащихся: устные сообщения, написание рефератов, составление схем-таблиц по узловым теоретическим вопросам, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение демонстрационных опытов, осуществление и презентация мини-проектов, а также полноценных проектов и исследований, изготовление слайд-фильмов, составление кроссвордов, химических сказок, рассказов-загадок, викторин, сборничков экспериментальных задач, участие в различного рода игровых итоговых занятиях и др.

При изучении курса доля самостоятельности школьников достаточно велика.

Учащиеся могут выбрать:

– роль в работе химической лаборатории (техник-лаборант, химик-теоретик, химик-практик, химик-аналитик, эколог, исследователь и т.д.);

– вещества и классы веществ для изучения и исследования;

– вид отчетной работы из предложенного перечня;

– литературу, по которой будут готовить собственные работы.

Образовательные результаты изучения курса могут быть выявлены с помощью следующих форм контроля:

текущий контроль: проверка ведения лабораторного журнала школьников, участия в семинарах, рецензирования устных сообщений, мини-проектов; беседы по изучаемому материалу, выполнение демонстрационных опытов;

тематический контроль: степень участия школьников в итоговых занятиях по результатам изучения отдельных блоков-модулей; рецензирование рефератов, рассказов-загадок, кроссвордов, химических сказок, экспериментальных задач, придуманных учащимися;

итоговый контроль: презентация проектов, исследований.

Динамика интереса школьников в процессе осуществления данного курса будет отслеживаться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии каждого блока-модуля, с помощью собеседования в процессе работы, после выполнения каждого вида обязательных работ.

Критерием успешности учащегося при осуществлении данного курса будет портфель достижений ученика («Портфолио», «Портфель курса»). Портфолио – это набор работ отдельного ученика, которые оцениваются на основе разработанных критериев. В отличие от тетради, материалы в портфеле можно менять и переорганизовывать, используя для этого специальную папку с прозрачными файлами. Ученик может сам решить, какие из своих работ он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в портфолио. Пример портфолио-оценки приводится в приложении к программе (cм. c. 21).

Учащийся получает зачет, если представит в своем портфолио в установленный срок и в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к оформлению обязательный перечень работ:

– устное выступление;

– оформленная практическая работа с элементами исследования (одна);

– оформленная практическая работа из практикума (одна);

– кроссворд, рассказ-задача, химическая сказка, небольшой сборничек экспериментальных задач (что-либо одно);

– реферат + мини-проект или проектная работа (исследовательская работа).

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных ниже условий:

– проведение демонстрационных опытов;

– качественно выполненное задание по собственной инициативе;

– активное участие при проведении семинаров, итоговых занятий;

– использование фотоматериалов, компьютерных технологий для оформления своих исследований.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• правила сборки лабораторных приборов и работы с ними;

• определение массы и объема веществ;

• правила экономного расхода горючего и реактивов;

• порядок организации своего рабочего места;

• состав, свойства, получение и применение изученных газов;

• понятие скорости химических реакций, зависимость скорости химических реакций от разных факторов;

• состав, свойства и применение воды, понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава растворов;

• сущность электролитической диссоциации, гидролиза, понятия о сильных и слабых электролитах, константе диссоциации;

• классификацию, номенклатуру, свойства, получение и применение оксидов, кислот, оснований, солей;

учащиеся должны уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперименты;

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

• мыть и сушить химическую посуду;

• работать со стеклом и резиновыми пробками при подготовке приборов для проведения опытов;

• получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

• проводить расчеты по формулам и уравнениям химических реакций;

• наблюдать и объяснять явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни;

• определять качественный состав веществ, распознавать и получать вещества, экспериментально доказывать свойства исследуемых веществ;

• находить проблему и варианты ее решения;

• определять цель, выделять объект исследования, владеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой;

• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать при этом различные средства наглядности.

Программа предметно-ориентированного курса

Программа реализуется через имитацию работы химической лаборатории.

Б л о к - м о д у л ь А

Мастерская «Азы лабораторного мастерства» (14 ч)

Т е м а 1. Подготовка к исследованию веществ. Правила безопасной работы в лаборатории
(2 ч).

Общие правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Нагревательные приборы и их использование. Весы и взвешивание. Обращение с веществами. Марки химических реактивов. Общие приемы определения свойств веществ: цвета (по таблице), запаха, растворимости в воде, плотности жидкостей, температуры кипения, цвета пламени и др.

Практическая работа № 1. Выполнение типовых химических операций, обращение с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами.

Т е м а 2. Исследование свойств веществ (3 ч).

Физические свойства известных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность и др.). Изучение поведения вещества при нагревании. Характеристика известного учащимся вещества; план характеристики; самостоятельное перечисление свойств и их обнаружение. Исследование (распознавание) жидкостей (воды, нашатырного спирта, этилового спирта, бензина, уксусной кислоты и др.) с определением их запаха, плотности (с помощью ареометра) и других свойств. Исследование (распознавание) твердых веществ (поваренной соли, сахара, мела и т.п.).

Практическая работа № 2. Исследование физических свойств известных и неизвестных веществ.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ по их физическим свойствам.

Т е м а 3. Очистка веществ (4 ч).

Понятия чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление смеси веществ, характеристика приготовленных смесей. Способы разделения смесей (очистки веществ): отстаивание, фильтрование, выпаривание, перегонка, возгонка, перекристаллизация и др. и их зависимость от свойств очищаемых веществ. Очистка веществ: разделение смеси твердых веществ, твердого вещества и жидкости; разделение жидкостей, нерастворимых друг в друге, выделение из жидкости растворенного в ней твердого вещества.

Практическая работа № 4. Приготовление смесей и очистка веществ.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на очистку веществ – разделение смесей.

Практическая работа № 6. Количественное определение степени загрязненности поваренной соли.

Т е м а 4. Химические реакции (4 ч).

Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций с точки зрения различных классификационных признаков: а) реакции соединения, разложения, замещения, обмена; б) эндо- и экзотермические реакции; в) окислительно-восстановительные реакции, их анализ. Составление электронного и электронно-ионного баланса.

Практическая работа № 7. Опыты, иллюстрирующие химические реакции разных типов. Признаки и условия их протекания, анализ окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от разных факторов (природы реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, наличия катализатора, ингибитора). Природные катализаторы.

Практическая работа № 8. Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химических реакций от разных факторов (например: изучение каталитического разложения пероксида водорода).

Б л о к - м о д у л ь Б

Мастерская «Воздушная стихия» (9 ч)

Т е м а 5. Вещества-невидимки (8 ч).

Истории открытия газов. Разгаданный воздух. Воздух как смесь газов. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный воздух». «Горючий воздух». Источники загрязнения атмосферы и их состав. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Охрана воздушной среды. Исследуем газы: получение, собирание в сосуд, хранение, обнаружение, изучение свойств и применение газов (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака, хлороводорода).

Практическая работа № 9. Определение относительной молекулярной массы кислорода, углекислого газа.

Практическая работа № 10. Количественное определение кислорода в воздухе.

Практическая работа № 11. Получение кислорода путем реакции разложения и определение его практического выхода.

Практическая работа № 12 (3 ч). Получение и исследование свойств газов (водорода, хлороводорода, аммиака, углекислого газа).

Б л о к - м о д у л ь В

Мастерская «Огненная стихия» (5 ч)

Т е м а 6. Загадки огня (2 ч).

Огонь в жизни природы и человека. Обожествление огня. Исследование процесса горения; опыты Р.Бойля; теория флогистона; опыты и теория горения М.В.Ломоносова; опыты А.Л.Лавуазье и его кислородная теория.

З а г а д к а  п е р в а я: Почему вещества горят? Роль воздуха и кислорода в процессе горения; горение магния в углекислом газе; горение «негорючего» железа в кислороде и др.

З а г а д к а  в т о р а я: Как получают огонь? Роль температуры (на примере нагревания и охлаждения скипидара); самовоспламенение веществ; «блуждающие огни»; воспламенение веществ при взаимодействии между собой.

З а г а д к а  т р е т ь я: Что такое пламя? Горение веществ без пламени и с пламенем; светимость пламени; цвет пламени; состав и строение пламени.

Практическая работа № 13. Изучение процесса горения свечи.

Т е м а 7. Покорение огня (2 ч).

История спички: миф о нахождении небесного огня человеком; первобытные способы получения огня трением и высеканием; «вечный огонь» в природе; «водородное огниво»; «серная лучинка»; первая спичка (макательная); спичка, требующая трения; фосфорная спичка (опасная); современная спичка (безопасная).

Регулирование пламени. Гашение огня. Огонь на службе человека.

Демонстрационный эксперимент. Серия занимательных опытов, связанных с огнем.

Б л о к - м о д у л ь Г

Мастерская «Водная стихия» (23 ч)

Т е м а 8. Вода и растворы (11 ч).

Вода в природе. Распределение воды в природе. Подземные реки и моря. Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. «Серебряная вода». Вода-катализатор. Вода «живая» и «мертвая». Вода – универсальный растворитель. Эликсир жизни – вода.

Очистка воды. Перегонка воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Мониторинг природных вод. Городская водоочистительная станция.

Экскурсия на водоочистительную станцию г. Минусинска.

Растворы. Взвеси и истинные растворы. Растворы в жизни человека и природы. Растворители полярные и неполярные. Использование человеком различных растворителей. Химическая чистка. Стирка – физико-химический процесс.

Растворимость веществ. Исследование растворимости веществ в воде: твердых (с использованием таблицы растворимости), жидкостей и газов (получение «цветных фонтанов»). Приготовление газированной воды. Коэффициент растворимости и его определение. Кривые растворимости и их составление. Растворы насыщенные и пересыщенные. Разделение (очистка) веществ на основе их коэффициентов растворимости.

Экскурсия на Минусинский пивзавод (цех по приготовлению газированных напитков и минеральных вод).

Практическая работа № 14. Определение растворимости веществ в воде при комнатной температуре.

Практическая работа № 15. Определение общей жесткости природной воды.

Способы выражения состава раствора. Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Практическая работа № 16. Расчетно-экспериментальные задачи на приготовление растворов веществ, необходимых для химической лаборатории.

Растворение – физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Охладительные смеси: их состав, приготовление и использование.

Практическая работа № 17. Определение изменения температуры при растворении веществ в воде.

Кристаллизация веществ: явление кристаллизации, моментальная кристаллизация, кристаллогидраты. Кристаллы в природе и производстве. «Симпатические чернила». Очистка веществ перекристаллизацией. Выращивание кристаллов.

Практическая работа № 18. Определение формулы кристаллогидрата.

Домашняя практическая работа. Выращивание кристаллов хлорида натрия, медного купороса, алюмокалиевых и хромокалиевых квасцов.

Т е м а 9. Электролитическая диссоциация (11 ч).

Кислоты, щелочи, соли как электролиты. Константа диссоциации. Сильные и слабые электролиты; степень диссоциации. Ионное произведение воды; водородный показатель. Индикаторы. Аналитические реакции. Гидролиз солей.

Практическая работа № 19. Определение и сравнение рН среды в водах из озер Тагарское, Малый Кызыкуль, солености данных вод, жесткости.

Практическая работа № 20. Характеристика окислительно-восстановительных свойств ионов, проявляющихся при взаимодействии растворов солей.

Практическая работа № 21. Изучение свойств индикаторов; применение индикаторов в реакциях нейтрализации.

Практическая работа № 22. Гидролиз солей.

Практическая работа № 23. Анализ растворов, содержащих катионы 1–4-й групп по кислотно-щелочной классификации.

Практическая работа № 24. Анализ растворов, содержащих смесь анионов.

Практическая работа № 25. Анализ веществ, содержащих изученные катионы и анионы всех групп.

Практическая работа № 26. Решение экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ.

Практическая работа № 27. Решение экспериментальных задач по теме «Реакции ионного обмена».

Б л о к - м о д у л ь  Д

Мастерская «Этот удивительный мир веществ» (17 ч)

Т е м а 10. Классификация и номенклатура неорганических веществ (1 ч).

Краткая характеристика основных классов неорганических соединений и их наиболее типичных представителей. Химическая номенклатура: «имя», «фамилия», «прозвище».

Т е м а 11. Оксиды: необычное в обычном (2 ч).

Основные и амфотерные оксиды – «родители» гидроксидов (оснований). Кислотные оксиды – источники кислот. Оксиды в нашей жизни.

Практическая работа № 28. Решение экспериментальных задач по оксидам.

Т е м а 12. Кислоты вокруг нас (2 ч).

Значение и применение неорганических и органических кислот в природе и жизни человека. Современные представления о кислотах. Общие свойства неорганических и органических кислот.

Практическая работа № 29. Свойства неорганических и органических кислот.

Т е м а 13. Загадочное царство оснований (2 ч).

Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Современные представления об основаниях. Основания – антиподы кислот. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

Практическая работа № 30. Свойства оснований.

Т е м а 14. Соли: химический хоровод (3 ч).

Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине.

Практическая работа № 31. Свойства солей.

Т е м а 15. Родственные узы: генетическая связь между классами неорганических соединений
(5 ч).

Получение веществ различных классов.

Практическая работа № 32. Экспериментальные задачи на взаимосвязь между основными классами неорганических веществ по уравнениям химических реакций, по цепочкам превращений, по общей схеме генетической связи.

Практическая работа № 33. Экспериментальные задачи на получение веществ основных классов разными способами: из нескольких веществ, из одного вещества несколькими (двумя, тремя) способами; всеми возможными способами.

Практическая работа № 34. Экспериментальные задачи на распознавание веществ.

Примерное календарно-тематическое планирование

Темы сообщений и рефератов

1. Растворы в жизни человека и природы.

2. Вода в природе.

3. Разгаданный воздух.

4. Способы очистки веществ (разделение смесей).

5. Классификация химических реакций.

6. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от разных факторов.

7. «Химия – польза или вред?» (сообщение по результатам социального опроса).

8. Как нас много и какие мы разные.

9. Химическая номенклатура: «имя», «фамилия», «прозвище».

10. Кислоты вокруг нас.

11. Загадочное царство оснований.

12. Соли: химический хоровод.

13. Оксиды: необычное в обычном.

14. Получение веществ (оксидов, кислот, оснований, солей).

15. Соли в быту, науке, живописи и медицине.

П р и м е ч а н и е: сообщения необходимо сопровождать демонстрацией опытов или схемами-таблицами.

Темы проектных работ и исследований

1. Окислительно-восстановительные реакции в жизни человека: за и против.

2. Воздух как химическое сырье.

3. Воздух, которым мы дышим.

4. Огонь на службе человека.

5. Различия между дистиллированной и водопроводной водой.

6. Полярные и неполярные растворители в химической отрасли промышленности и в быту.

7. Выращивание растений на питательных растворах.

8. Создание компьютерной программы «Круговорот веществ в природе».

9. Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект).

10. Вода, которую мы пьем (исследование проб воды из различных источников г. Минусинска).

11. Способы очистки питьевой воды.

12. Жесткость воды и способы ее устранения.

13. Получение индикаторов из растительных источников (исследование).

14. рН жидкостей, необходимых для человека (исследовательская работа).

15. Индикаторы (мини-исследование).

16. Жизнь за квадратными скобками (о комплексных солях).

17. Очистные сооружения г. Минусинска (по материалам экскурсии).

18. Биогенные элементы и микроэлементы в минеральных водах г. Минусинска (по материалам экскурсии).

19. Охрана водных ресурсов г. Минусинска.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч а щ и х с я

Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М.: Высшая школа, 2003; Алексинский В.Н. Занимательные очерки по химии. М.: Просвещение, 1980; Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М.: Высшая школа, 2003; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992; Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: Просвещение, 1984; Я познаю мир. Химия. Сост. Л.А.Савина. М.: АСТ, 2004; Мар Е.П. Воздух, которым мы дышим. М.: Детская литература, 1972; Мир химии. Сост. Ю.И.Смирнов, СПб.: МиМ-Экспресс, 1995; Леенсон И.А. Занимательная химия. Ч. 1 и 2. М.: Дрофа, 1996; Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. М.: Просвещение, 1984; Романенко В.Н., Орлов А.Г., Никитина Г.В. Книга для начинающего исследователя-химика. Л.: Химия, Ленинград. отд-е, 1987; Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия. Химия. М.: Дрофа, 2000; Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. М.: Просвещение, 1972; Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000; Энциклопедический словарь юного химика. Сост. В.А.Крицман и др. М.: Педагогика, 1982; СD: Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003; Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я

Астафуров В.И. Основы химического анализа. М.: Просвещение, 1982; Алексин О.А. Основы гидрохимии. Л.: Гидрометеоиздат, 1970; Алексин О.А. Химия океана. Л.: Гидрометеоиздат, 1966; Глинка Н.А. Общая химия. Л.: Химия, 1988; Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М.: Просвещение, 1985; Золотов Ю.А. и др. Основы аналитической химии. М.: Высшая школа, 2002; Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. М.: Мирос, 1995; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002; Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1998; Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. М.: Просвещение, 1972; Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. М.: Просвещение, 1978.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка личных достижений ученика

Для итоговой аттестации учащихся используется «Портфель курса» или «Портфолио».

Что подлежит оцениванию в данном курсе.

• Знание ключевых понятий темы;

• умение применять данные понятия для выполнения химического эксперимента;

• умение грамотно, с соблюдением стандартных требований приготовить устное сообщение, написать реферат;

• умение наблюдать, объяснять наблюдаемые явления, правильно регистрировать полученную информацию и обрабатывать ее в виде отчета по итогам выполненной работы (практической работы, проекта, исследования);

• активное участие в работе.

Когда происходит оценивание.

Оценку можно ставить как по ходу работы по теме, так и в конце каждой темы как итоговую (последнее обязательно). На каждом занятии происходит работа, которая подлежит оценке. Для того чтобы она была зафиксирована учителем, по итогам данного занятия необходимо предъявить претензию на оценку в соответствии с общепринятыми критериями. Это можно сделать (по согласованию с учителем) после конкретного занятия, либо в конце каждой темы.

Кто ставит оценку.

Оценка, как официально признанный итог учебного достижения, является результатом согласования внешнего – учительского – оценивания и самооценки каждого учащегося. Содержательные критерии оценивания, оценочные баллы и процедуры согласованы и приняты как специальная норма в начале изучения курса.

Как рассчитываются оценочные баллы.

Наиболее целесообразной при проведении данного курса представляется система накапливания баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по привычной 5-балльной шкале. При этом разным характеристикам учебной работы и соответствующим достижениям, в зависимости от их конкретного значения, устанавливается разная «цена» в баллах. С учащимися осуществляется договор, что их успешная работа при повторении темы не может оцениваться столь же высоким баллом, как непосредственно во время прохождения темы.

Примерная шкала оценок.

• Знания ключевых понятий – 2 балла.

• Умение их использовать во время семинарского занятия, проведения эксперимента –
3 балла.

• Умение грамотно, с соблюдением всех правил по технике безопасности, выполнить и оформить практическую работу – 4 балла.

• Составление кроссворда, рассказа-задачи, химической сказки – 3 балла.

• Устное выступление – 3 балла.

• Устное выступление с демонстрационными опытами – 4 балла.

• Защита мини-проекта или мини-исследования – 3 балла.

• Успешная защита проекта, исследования – 10 баллов.

• Реферат – 7 баллов.

• Активность на занятиях (всегда) – 1 балл.

• Активное участие в проведении итоговых занятий (3 балла).

• Использование фотоматериалов, компьютерных технологий для оформления своих работ – 5 баллов.

Таким образом, при накоплении 25 баллов учащийся получает зачет с оценкой «хорошо», более 25 – зачет с оценкой «отлично».

Т.Я.ГЕНЕРАЛОВА,
учитель химии
средней школы № 16
(г. Минусинск,
Красноярский край)