Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2010
О ХИМИИ С УЛЫБКОЙ

 

Забавная химия

Труд любого учителя многогранен. Чтобы детям было интересней постигать азы науки и изучаемый предмет не казался столь большой проблемой, как на рисунке (рис. 1), в моем учительском активе помимо задач, химических уравнений и т.п. всегда есть место химическим сказкам, химическим песням, шуткам.

Рис. 1. Изучение химии без шуток
иногда весьма проблемно… (фото с сайта www.school.com)

Использование на уроках химии смешных записей, высказываний, случайных оговорок учащихся оживляет урок. Дружный смех детей активизирует восприятие материала.

За много лет работы в школе накоплено много смешных высказываний, часть из них оформлена нами в виде газет: “Смешные случаи на уроках” (рис. 2, 3), “Забавная химия” и других. Учащиеся, знакомясь с “творчеством” ровесников, становятся более внимательными при формулировке новых понятий.

После проведения первой практической работы (с лабораторным оборудованием – спиртовкой и лабораторным штативом) зачитываю записи учеников в тетрадях для практических работ.

Рис. 2. Стенгазета с шутками (фото автора)

• Обращение со штативом: ввинтить штатив в подставку и проверить, до конца ли он взвинчен?

• Спиртовка состоит из колпака и других частей.

• Трубка с диском зажжется и … возгорится пламя.

• Прежде чем зажигать спиртовку, надо тщательно осмотреть ее: нет ли там щели?

• После трех опытов: растворения, фильтрования, выпаривания, соль стала белкой.

• Спиртовка используется для опытов, она является источником тепла, т.к. в ней быстро тратится спирт.

• Спиртовка нужна для того, чтобы поддерживать температуру в теле.

• Я научила фильтровать загрязненную воду.

• Полученный раствор взять держалкой и держать над пламенем спиртовки.

• Укрепили чашечку с водой под горящей спиртовкой.

• Прихваткой возьму чашку для выпаривания.

• Выпорю воду под огнем спиртовки.

• Полученный раствор понемногу наливать в бумажный кулечек, находящийся в воронке. Через минуту раствор будет булькать и появится пух.

• Смоченный водой фильтр вставить в ворону.

Рис. 3. Другой вариант стенгазеты (фото автора)

Изучая химические реакции, учащиеся писали.

• Нельзя пробовать химические реакции на вкус.

• Реакция размножения малахита.

• При разложении малахита на стенках пробирки выделяются капельки пота.

• Возле воды надо поставить двойку.

• Если опустить лакмусовую бумагу в кислоту, то она станет кисло-красного цвета.

• Гидролиз имеет место при освоении пищи организмом.

• При реакции хлорида железа со щелочью выпадает бурный осадок.

• Если цвет индикатора стал зеленый, значит среда неправильная.

При изучении других тем также встречаются смешные фразы.

• Металлы встречаются в природе в виде хлорида натрия NaCl в морях и океанах.

• Католический крекинг.

• Fe, Mn, Si, P закладываем туда и перевариваем (в доменную печь).

• Ученый Авогадро нашел частицу “моль”.

• Пластинки в электрофильтре вздрагиваются.

• Я шибко не обращал на жесткость внимания.

• Первый вопрос надо отвечать устно, а второй – уксусная кислота.

• У галогенов внешний вид завершен, а у кислорода – не завершен.

• Если добавить крахмал, то раствор станет цвета киселя.

• Какая валентность у этой буквы “Cl”?

• Хлорметан используется в качестве “агента” в холодильных установках.

• Сера не мочится водой.

Диалог учителя и ученика.

Учитель. Как называется человек, который отдает кровь?

Ученик. Донор.

Учитель. Следовательно, кислород в воде – “донор”? А водород как называется?

Ученик. Больной.

Проверяющий, на выпускном экзамене (когда еще не было ЕГЭ) задает вопрос школьнику: “Как делятся удобрения? Что такое навоз?”

Ученик, сильно волнуясь: “Я не знаю… Я не знаю формулу навоза”.

Многие авторы этих шедевров давно окончили гимназию и стали достойными людьми, а их перлы помогают последующим поколениям изучать замечательный предмет, который называется химия.

Х.З.ЯКУПОВА,
учитель химии гимназии № 91
(г. Уфа)