Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2010
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6/2010

Лабораторная работа № 7.

Катионы, не осаждаемые кислотами, щелочами и аммиаком (Na+, K+, NH4+ )

Цель работы. Научиться отделять и распознавать катионы Na+, K+, NH4+.

Общая характеристика катионов. Не образуют малорастворимых гидроксидов, сульфатов, хлоридов.

Групповой реагент. Не имеют.

Реактивы. Растворы (0,1 М): хлоридов натрия, калия, аммония, карбоната натрия, гексанитритокобальтата(III) натрия; растворы (1 М) гидроксида натрия, соляной кислоты; концентрированная соляная кислота; индикаторная бумага (красная лакмусовая или фенолфталеиновая).

Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка, стеклянные палочки, нихромовая проволока.

Опыт 1. Взаимодействие с NaOH

Описание опыта.

1) В пробирку поместите 2–3 капли раствора хлорида аммония. Прилейте 5 капель раствора гидроксида натрия. Нагрейте.

2) Внесите в пары' индикаторную бумагу, смоченную дистиллированной водой (бумагу следует держать над пробиркой, не касаясь стекла во избежание попадания щелочи).

3) Поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой.

Оформление результатов. Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Уравнения реакций Наблюдения
NH4Cl + NaOH =
NH4+ + OH =
 
NH3 + HCl =  

Обсуждение результатов.

Будут ли вступать в аналогичную реакцию соли натрия и калия?

………………………………………………………………………… .

Можно ли выделяющийся аммиак распознавать по запаху?

………………………………………………………………………… .

Чем обусловлено изменение окраски индикаторной бумаги?

………………………………………………………………………… .

Чем вызвано образование дыма при поднесении к отверстию пробирки палочки, смоченной соляной кислотой?

………………………………………………………………………… .

Опыт 2. Взаимодействие с Na2CO3

Описание опыта.

В пробирку поместите 2–3 капли раствора хлорида аммония. Прилейте 2–3 капли раствора Na2CO3. Нагрейте.

Оформление результатов. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Уравнения реакций Наблюдения
NH4Cl + Na2CO3 =
NH4+ + =
 

Обсуждение результатов.

Почему катионы натрия и калия не реагируют с карбонат-ионами?

………………………………………………………………………… .

Как обнаружить и распознать выделяющиеся газы?

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Опыт 3. Взаимодействие с Na3[Co(NO2)6]

Описание опыта.

В пробирку поместите 2–3 капли раствора соли K+. Прилейте раствор гексанитритокобальтата(III) натрия. Потрите стеклянной палочкой о стенки пробирки.

Оформление результатов. Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Уравнения реакций Наблюдения
KCl + Na3[Co(NO2)6] =
K+ + Na+ + [Co(NO2)6] 3– =
 

Обсуждение результатов.

Назовите образующееся соединение K2Na[Co(NO2)6]:

………………………………………………………………………… .

Зачем рекомендуется потереть стеклянной палочкой о стенки пробирки?

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Можно ли для проведения опыта использовать не предварительно синтезированный Na3[Co(NO2)6], а хлорид кобальта(II), нитрит натрия и уксусную кислоту? Какая реакция протекает при их взаимодействии? Напишите ее уравнение:

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Опыт 4. Окрашивание пламени

Описание опыта.

1) В бесцветное пламя газовой горелки внесите нихромовую проволоку, смоченную в растворе летучей соли калия (хлорид, нитрат).

2) Промойте проволоку в соляной кислоте, прокалите ее и проделайте то же самое с солью натрия.

Оформление результатов. Заполните таблицу 4.

Таблица 4

Вещество Наблюдения
Соль натрия  
Соль калия  

Обсуждение результатов.

Можно ли использовать этот метод для обнаружения катионов калия в присутствии катионов натрия?

………………………………………………………………………… .

Можно ли использовать этот метод для обнаружения катионов натрия в присутствии катионов калия?

………………………………………………………………………… .

Как отделить катионы натрия, калия и аммония от других катионов?

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Как обнаружить катионы натрия, калия и аммония при совместном присутствии?

…………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Лабораторная работа № 8.

Определение катиона

Цель работы. Применить на практике знания о способах определения катионов.

Реактивы. Нитрит калия, диоксид свинца; растворы (0,1 М): карбоната аммония, карбоната натрия, гидроортофосфата натрия, оксалата аммония; йодида калия, дихромата калия, сульфата натрия, гексацианоферрата(III) калия, гексацианоферрата(II) калия, хлорида бария, ацетата натрия, гексанитритокобальтата(III) натрия; растворы (1 М) аммиака, гидроксида натрия, хромата натрия, хлорида аммония, пероксида водорода, тиоцианата калия, тиосульфата натрия, серной, соляной, азотной и уксусной кислот; концентрированная соляная кислота; индикаторная бумага (красная лакмусовая или фенолфталеиновая).

Контрольный раствор, содержащий один из катионов: Ag+, Pb2+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Zn2+, Al3+, Cd2+, Mn2+, Fe2+, K+, Na+, NH4+.

Оборудование. Пробирки, держатель для пробирок, газовая горелка, стеклянные палочки, нихромовая проволока.

Выполнение работы

Используя имеющиеся реактивы, определите катион, находящийся в контрольном растворе. Результаты опытов занесите в таблицу.

Таблица

Реагент Наблюдения Вывод
     
     
     
     
     
     

Напишите уравнения протекающих реакций.

…………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………… .

Результат работы.

………………………………………………………………………… .

Продолжение следует