Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2010
ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

 

Готовимся к ЕГЭ заблаговременно

Тесты по химии для основной и средней школы

Предисловие

В последнее время в продаже можно увидеть огромное количество сборников тестов по химии, позволяющих выпускникам и абитуриентам проверить свои знания перед сдачей ЕГЭ. Однако очень мало литературы, позволяющей делать эту работу заблаговременно и, следовательно, с большей эффективностью.

Этот материал адресован в первую очередь учителям химии, но может быть использован также учениками для самоконтроля при обобщении и повторении учебного материала по темам.

Особенностью предлагаемых тестов является то, что они могут выполняться учениками в течение всего периода изучения химии. Таким образом, решаются сразу две образовательные задачи. Во-первых, осуществляется текущий контроль усвоения химических знаний (само собой разумеется, что контроль знаний не может ограничиться только тестами), во-вторых, ведется постепенная подготовка учащихся к единому государственному экзамену.

Тесты расположены в логической последовательности, в соответствии с классическим, традиционным изучением химии в школе, которое предполагает чередование изучения вопросов общей химии с вопросами химии элементов. Так, за темами “Периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома” и “Химическая связь. Строение вещества” следует тема “Галогены”, а тема “Подгруппа кислорода” расположена между темами “Электролитическая диссоциация” и “Основные закономерности протекания химических реакций”. Такая подача учебного, а следовательно, и тестового материала мне представляется целесообразной, позволяющей поэтапно на фактическом материале отрабатывать сложные вопросы общей химии.

Я надеюсь, что те учителя, которые преподают химию по новым программам, смогут найти в моих материалах что-то полезное для себя и приспособить их для своей работы. Вот почему я отказалась от разделения материала по классам. Уверена, если учителя захотят использовать эти тесты в работе, они сами разберутся, какой тест и в каком классе применить.

Мой опыт в использовании тестов на уроках химии показал, что ученики вначале испытывают сложности при выполнении тестовых заданий, поэтому целесообразно применять тесты не только в качестве контроля, но и на этапе закрепления знаний в ходе устной работы.

На начальном этапе изучения химии перед учениками ставится задача осознанно отвечать на вопросы тестов, не стремиться выполнять тесты как можно быстрее. Также важным является обучение ученика приемам выполнения тестовых заданий.

В предлагаемых тестах осуществлен последовательный переход от простого к сложному, а также учитывается один из главных принципов запоминания – принцип повторения материала: некоторые вопросы повторяются в последующих тестах. Часть вопросов направлена на формирование и развитие у учащихся умения работать по аналогии.

Ответы на тесты приводятся в конце каждой темы.

Я сочла целесообразным включить некоторые тестовые задания контрольно-измерительных материалов, предлагавшихся в 2002–2006 гг. на едином государственном экзамене.

Тесты представлены в двух видах (по количеству вопросов): в начале каждой темы предлагаются комплекты промежуточных, коротких тестов с малым количеством вопросов (3–4 вопроса), а затем следуют итоговые разноуровневые тесты с большим количеством вопросов (7–10 вопросов).

Для большей объективности контроля знаний каждый короткий промежуточный тест предлагается в 4–6 вариантах, а итоговые тесты представлены в 6–10 вариантах.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема I. Первоначальные химические понятия.

Тест 1. Предмет химии. Чистые вещества и смеси. Лабораторная посуда и оборудование.

Тест 2. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Валентность.

Тест 3. Расчеты по химическим формулам.

Тест 4. Количество вещества.

Тест 5. Химические реакции.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема II. Кислород. Водород. Кислоты. Соли.

Тест 1. Кислород – элемент и простое вещество. Физические свойства и получение кислорода.

Тест 2. Химические свойства кислорода. Оксиды.

Тест 3. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические свойства водорода и его получение.

Тест 4. Химические свойства и применение водорода.

Тест 5. Кислоты и соли: состав и номенклатура.

Тест 6. Свойства кислот.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема III. Вода. Растворы. Основания.

Тест 1. Массовая доля растворенного вещества, плотность раствора, растворимость.

Тест 2. Химические свойства воды. Основания.

Тест 3. Химические свойства оснований.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема IV. Углубление знаний и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений.

Тест 1. Классификация оксидов и их свойства.

Тест 2. Классификация оснований, их получение и свойства.

Тест 3. Классификация кислот, их получение и свойства.

Тест 4. Классификация солей, их получение и свойства.

Тест 5. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Тест 6. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема V. Строение атома и периодическая система Д.И.Менделеева.

Тест 1. Состав атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода.

Тест 2. Строение электронной оболочки. Состав ядра.

Тест 3. Строение внешних энергетических уровней атомов и ионов.

Тест 4. Изменение металлических и неметаллических свойств химических элементов в периоде и в группе.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема VI. Химическая связь. Строение вещества.

Тест 1. Электроотрицательность. Ковалентная и ионная связь.

Тест 2. Степень окисления. Окислительно-восстановительные свойства атомов.

Тест 3. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема VII. Галогены.

Тест 1. Общая характеристика галогенов.

Тест 2. Хлор. Хлороводород, соляная кислота и ее соли.

Тест 3. Вещества, образованные галогенами.

Тест 4. Галогены в окислительно-восстановительных реакциях.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема VIII. Электролитическая диссоциация.

Тест 1. Диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты.

Тест 2. Реакции ионного обмена.

Тест 3. Гидролиз солей.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема IX. Подгруппа кислорода.

Тест 1. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

Тест 2. Сера.

Тест 3. Сероводород. Оксиды серы. Сернистая кислота.

Тест 4. Разбавленная серная кислота.

Тест 5. Особые свойства концентрированной серной кислоты. Соли серной кислоты.

Тест 6. Сера и ее соединения в окислительно-восстановительных реакциях.

Тест 7. Вещества, образованные элементами подгруппы кислорода.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема X. Основные закономерности протекания химических реакций.

Тест 1. Термохимические уравнения.

Тест 2. Скорость химических реакций.

Тест 3. Химическое равновесие и условия его смещения.

Итоговый тест по теме (на примере производства серной кислоты).

Ответы.

Тема XI. Подгруппа азота.

Тест 1. Общая характеристика элементов подгруппы азота.

Тест 2. Азот.

Тест 3. Аммиак.

Тест 4. Соли аммония.

Тест 5. Оксиды азота и азотная кислота.

Тест 6. Особые свойства азотной кислоты и ее солей.

Тест 7. Фосфор и его соединения.

Тест 8. Вещества, образованные элементами подгруппы азота.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема XII. Подгруппа углерода.

Тест 1. Общая характеристика элементов подгруппы углерода.

Тест 2. Углерод и его оксиды.

Тест 3. Угольная кислота и ее соли.

Тест 4. Кремний и его соединения.

Тест 5. Вещества, образованные элементами подгруппы углерода.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема XIII. Металлы.

Тест 1. Общая характеристика металлов.

Тест 2. Общие химические свойства металлов.

Тест 3. Электролиз.

Тест 4. Характеристика щелочных металлов и их соединений.

Тест 5. Характеристика магния, кальция, бария и их соединений.

Тест 6. Алюминий и его соединения.

Тест 7. Железо и его соединения.

Итоговый тест по теме.

Ответы.

Тема I. Первоначальные химические понятия

Тест 1. Предмет химии. Чистые вещества и смеси. Лабораторная посуда и оборудование.

В а р и а н т 1

1. Смесью является:

а) природный газ; б) вода;

в) железо; г) поваренная соль.

2. Поваренную соль от воды можно отделить:

а) фильтрованием;

б) выпариванием;

в) отстаиванием;

г) с помощью делительной воронки.

3. Для проведения опытов с малыми количествами веществ служит:

а) мензурка; б) пробирка;

в) мерный цилиндр; г) воронка.

В а р и а н т 2

1. Смесью не является:

а) природный газ; б) морская вода;

в) железо; г) нефть.

2. Раствор поваренной соли от песка можно отделить:

а) фильтрованием;

б) выпариванием;

в) дистилляцией;

г) с помощью делительной воронки.

3. Для нагревания веществ служит:

а) мензурка; б) пробирка;

в) спиртовка; г) воронка.

В а р и а н т  3

1. Смесью является:

а) углекислый газ; б) вода;

в) железо; г) воздух.

2. Воду от растворенных в ней веществ можно отделить:

а) фильтрованием;

б) с помощью делительной воронки;

в) отстаиванием;

г) дистилляцией (перегонкой).

3. Для определения объемов жидких веществ и растворов служит:

а) спиртовка; б) пробирка;

в) мерный цилиндр; г) воронка.

В а р и а н т 4

1. Смесью не является:

а) сера; б) речная вода;

в) каменный уголь; г) молоко.

2. Подсолнечное масло от воды можно отделить:

а) фильтрованием;

б) выпариванием;

в) дистилляцией;

г) с помощью делительной воронки.

3. Для фильтрования служит:

а) мензурка; б) пробирка;

в) мерный цилиндр; г) воронка.

Тест 2. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Валентность.

В а р и а н т  1

1. Сколько простых веществ записано в ряду формул:

O2, H2, Na2SO4, H2O, O3, Fe2O3, H2S, Na?

а) 4; б) 3; в) 8; г) 1.

2. В пяти молекулах кислорода (5О2) содержится:

а) 5 атомов кислорода; б) 2 атома кислорода;

в) 7 атомов кислорода; г) 10 атомов кислорода.

3. Сера в реакциях с водородом и металлами проявляет валентность, равную:

а) IV; б) II; в) VI; г) VIII.

4. Валентность кремния в оксиде кремния SiO2 равна:

а) II; б) III; в) IV; г) VI.

В а р и а н т  2

1. Сколько сложных веществ записано следующими формулами:

O2, H2, H2SO4, N2, H2O, NH3, Zn, O3?

а) 4; б) 3; в) 8; г) 7.

2. В пяти молекулах воды (5Н2О) содержится:

а) 5 атомов кислорода; б) 2 атома кислорода;

в) 1 атом кислорода; г) 10 атомов кислорода.

3. Кислород в соединениях, как правило, проявляет валентность, равную:

а) IV; б) II; в) VI; г) III.

4. Валентность железа в оксиде железа Fe2O3 равна:

а) II; б) III; в) V; г) VI.

В а р и а н т  3

1. Сколько простых веществ записано следующими формулами:

Cl2, H2, Na2SO4, Br2, KOH, Fe, NH3, O3?

а) 3; б) 4; в) 5; г) 8.

2. В пяти молекулах аммиака (5NH3) содержится:

а) 5 атомов водорода; б) 15 атомов водорода;

в) 8 атомов водорода; г) 3 атома водорода.

3. Хлор с водородом и металлами проявляет валентность, равную:

а) IV; б) II; в) VI; г) I.

4. Валентность углерода в метане СН4 равна:

а) I; б) V; в) IV; г) VI.

В а р и а н т  4

1. Сколько сложных веществ записано следующими формулами:

Р2O5, H2, N2, NaOH, Pb, AgNO3, NH3, O3?

а) 4; б) 3; в) 8; г) 0.

2. В трех молекулах метана (3СН4) содержится:

а) 7 атомов водорода; б) 12 атомов водорода;

в) 4 атома водорода; г) 3 атома водорода.

3. Водород в соединениях проявляет валентность, равную:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

4. Валентность хлора в оксиде хлора (Cl2O7) равна:

а) II; б) III; в) V; г) VII.

Тест 3. Расчеты по химическим формулам.

В а р и а н т  1

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 120, – это:

а) MgCO3; б) NaH2PO4; в) NH3; г) Na2SO4.

2. Отношение масс элементов в сульфиде алюминия (Al2S3) составляет:

а) 2 : 3; б) 27 : 48; в) 4 : 6; г) 9 : 16.

3. Массовая доля (в %) водорода в метане (CH4) равна:

а) 25; б) 50; в) 75; г) 10.

В а р и а н т  2

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 122, – это:

а) C10H22; б) CaCO3; в) Na2SiO3; г) CaHPO4.

2. Отношение масс элементов в оксиде железа(III) (Fe2O3) составляет:

а) 2 : 3; б) 48 : 112; в) 4 : 6; г) 7 : 3.

3. Массовая доля (в %) кислорода в сернистом газе (SO2) равна:

а) 25; б) 50; в) 75; г) 10.

В а р и а н т  3

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 98, – это:

а) MgCO3; б) K2SO4; в) PH3; г) H3PO4.

2. Отношение масс элементов в этане (C2H6) составляет:

а) 1 : 3; б) 27 : 48; в) 4 : 1; г) 2 : 6.

3. Массовая доля (в %) водорода в пероксиде водорода (H2О2) равна:

а) 25; б) 50; в) 94; г) 6.

В а р и а н т  4

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 56, – это:

а) MgSO4; б) Na2SO4; в) KOН; г) Na3PO4.

2. Отношение масс элементов в оксиде алюминия (Al2O3) составляет:

а) 2 : 3; б) 27 : 48; в) 4 : 6; г) 9 : 8.

3. Массовая доля (в %) кислорода в кварце (SiO2) равна:

а) 27; б) 47; в) 53; г) 73.

В а р и а н т  5

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 98, – это:

а) P2O5; б) Na2SO4; в) HNO2; г) Н2SO4.

2. Отношение масс элементов в cилане (SiH4) составляет:

а) 1 : 4; б) 28 : 1; в) 4 : 6; г) 7 : 1.

3. Массовая доля (в %) кислорода в триоксиде серы (SO3) равна:

а) 60; б) 40; в) 50; г) 33.

В а р и а н т  6

1. Формула вещества, относительная молекулярная масса которого равна 158, – это:

а) MgSO4; б) Na2S; в) KMnO4; г) NaOН.

2. Отношение масс элементов в оксиде углерода(IV) (CO2) составляет:

а) 1 : 2; б) 3 : 8; в) 4 : 6; г) 9 : 16.

3. Массовая доля (в %) кислорода в оксиде марганца(IV) (МnO2) равна:

а) 25; б) 63; в) 37; г) 10.

Тест 4. Количество вещества.

В а р и а н т  1

1. Моль – это единица измерения:

а) молярной массы;

б) молярного объема;

в) количества вещества;

г) молекулярной массы.

2. Объем какой-либо порции вещества можно определить по формуле:

а) = m / M; б) = / Vm;

в) V = VM; г) N = VА.

3. Масса (в г) 2 моль серной кислоты (H2SO4) равна:

а) 980; б) 98; в) 49; г) 196.

В а р и а н т  2

1. В г/моль измеряется:

а) молярная масса;

б) молярный объем;

в) количество вещества;

г) молекулярная масса.

2. Массу какой-либо порции вещества можно определить по формуле:

а) = m / M; б) = / VM;

в) m = M; г) N = • NА.

3. 44,8 литра углекислого газа составляют:

а) 1 моль; б) 2 моль; в) 0,5 моль; г) 10 моль.

В а р и а н т  3

1. В л/моль измеряется:

а) молярная масса;

б) молярный объем;

в) количество вещества;

г) молекулярная масса.

2. Количество вещества газа, занимающего определенный объем, можно определить по формуле:

а) = m / M; б) = / VM;

в) V = VM; г) N = NА.

3. Масса (в г) 3 моль азотной кислоты (HNO3) равна:

а) 63; б) 126; в) 189; г) 630.

В а р и а н т  4

1. 6,02•1023 частиц в одном моле вещества – это:

а) число, обозначающее молярную массу;

б) число, обозначающее молярный объем;

в) число, обозначающее количества вещества;

г) число Авогадро.

2. Количество вещества, имеющего определенную массу, можно определить по формуле:

а) = m / M; б) = / VM;

в) V = VM; г) N = NА.

3. 5 моль сернистого газа (SO2) занимают объем (в л):

а) 22,4; б) 11,2; в) 28; г) 112.

Тест 5. Химические реакции.

В а р и а н т  1

1. Реакция, уравнение которой

4Al + 3O2 = 2Al2O3,

относится к реакциям:

а) разложения; б) соединения; в) замещения.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Li + O2 —> Li2O,

равна:

а) 3; б) 4; в) 5; г) 7.

3. Сколько моль водорода может вступить в реакцию с 5 моль кислорода?

а) 5; б) 10; в) 1; г) 2.

В а р и а н т  2

1. Реакция, уравнение которой

CuO + H2 = Cu + H2O,

относится к реакциям:

а) разложения; б) соединения; в) замещения.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Mg + O2 —> MgO,

равна:

а) 3; б) 4; в) 5; г) 7.

3. Сколько моль воды может образоваться, если в реакцию с водородом вступило 5 моль кислорода?

а) 10; б) 5; в) 2; г) 1.

В а р и а н т  3

1. Реакция, уравнение которой

2KClO3 = 2KCl + 3O2,

относится к реакциям:

а) разложения; б) соединения; в) замещения.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

NaI + Br2 —> NaBr + I2,

равна:

а) 3; б) 6; в) 4; г) 8.

3. Сколько моль кислорода может вступить в реакцию с 6 моль водорода?

а) 6; б) 3; в) 1; г) 2.

В а р и а н т  4

1. Реакция, уравнение которой

2Na + Cl2 = 2NaCl,

относится к реакциям:

а) разложения; б) соединения; в) замещения.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Р + О2 —> Р2 О5,

равна:

а) 3; б) 5; в) 7; г) 11.

3. Сколько моль воды может образоваться, если в реакцию с кислородом вступило 10 моль водорода?

а) 5; б) 10; в) 1; г) 2.

Печатается с продолжением