Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2009
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Информационная поддержка
выпускников современной школы

Дистанционное образование актуально и может реагировать на потребности ученика. Известно, что эта система дает возможность обучаться в любой момент и в любом месте, возможность учиться столько, сколько обучающемуся необходимо для освоения курса, решения задач.

Создание компьютерных пособий – сложная и трудоемкая работа. Чтобы она была эффективной, требуется высочайшая квалификация, поэтому пока ограничиваюсь возможностью преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика, которому предстоит сдать экзамен по химии.

В марте 2008 г. был зарегистрирован сайт нашей школы, с которым вы можете ознакомиться. Вопросы, которые излагаются на страницах сайта, подсказаны учениками и собирались на протяжении нескольких лет.

Страница коэффициентная

I. Какое уравнение реакции реально описывает окисление РbS озоном?

1) PbS + 2О3 = PbSO4 + О2;

2) PbS + 4О3 = PbSO4 + 4О2;

3) PbS + 6О3 = PbSO4 + 7О2.

Составь электронный баланс!

Верно уравнение 2.

II. Настольные книги каждого абитуриента, влюбленного в химию, – учебники под редакцией профессора Н.Е.Кузьменко и др. Московские авторы рассматривают на страницах учебников метод электронного баланса, когда сразу три элемента изменяют степень окисления, но вопросов в моей «копилке вопросов и ошибок» меньше не становится. Пришлось придумать термин монолит (объединяет оба элемента из одного вещества, изменяющих степень окисления).

• Если оба элемента в монолите изменили степень окисления, нужно обратить внимание на соотношение атомов этих элементов в молекуле, а также:

а) оба элемента отдают электроны – складывай:

б) один элемент отдает е, другой принимает е – вычитай:

• Если элемент в молекуле неэлектролита меняет степень окисления, то следует обратить внимание на его индекс в молекулярной формуле:

• Не бойся дробных коэффициентов, они легко исчезают:

3Fe3O4 + 8Al = 4Al2O3 + 9Fe,

III. Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях органических соединений.

6Н5–СH(СН3)2 +18KMnO4 + 27Н24 = 5C6H5–СООН + 10CO2 + 18MnSО4 + 9K2SO4 + 42H2O,

а) Считай, сколько атомов кислорода присоединилось (в том числе кислород в СO2): 6 атомов кислорода (всегда умножай на 2 электрона), т.е. 12e;

б) считай, сколько атомов водорода потеряла молекула кумола (изопропилбензола): 6 атомов водорода (всегда умножай на 1 электрон), т.е. 6е;

в) всего потеряно: 12е + 6e = 18е.

Страница задачная

• Внимательно читай условие и определи, какой тип задачи перед тобой.

№ 1. На «две баранки».

З а д а ч а. Cмесь сульфата железа(II) и пирита массой 20,8 г подвергли обжигу, при этом образовалось 6,72 л газообразного продукта. Определите массу поглощенного оксида серы(VI).

2 «баранки» —> 2 переменных.

№ 2. Задачи без единого данного – самые легкие. Массу веществ или объема придумывай сам! Для решения эти величины не имеют значения (как правило).

З а д а ч а. Колба заполнена сухим хлороводородом. Затем колбу заполнили водой, в которой полностью растворился хлороводород. Определите массовую долю хлороводорода в растворе.

Решение

Пусть:

V(колбы) = 22,4 л, следовательно

V(НCl) = 22,4 л, (HCl) = 1 моль, m(HCl) = 36,5 г.

V(H2O) = 22,4 л, m2O) = 22,4 кг.

(HCl) = 36,5 (г)/(22,4•103 + 36,5) = 0,00163, или 0,163 %.

• Возьми другой объем колбы и убедись в совпадении ответов.

З а д а ч а. Чему равна объемная доля кислорода () в газовой смеси, полученной прокаливанием нитрата алюминия?

Решение

Пусть прокалили 4 моль Al(NО3)3.

(O2) = 3 (моль)/(12 + 3) = 0,2.

№ 3. Решение по схеме.

• Пригодится для решения задач уровня В из ЕГЭ, иногда можно использовать «при несчастном случае» – забыли уравнение.

З а д а ч а. Какую массу раствора серной кислоты с массовой долей 70 % можно получить из пирита массой 200 кг?

В задаче не указано, как получали из пирита кислоту. Воспользуйся этим.

FeS2 —> 2H2SO4 (коэффициенты нужны).

№ 4. Задачи с известными конечными результатами.

• Представь, как вычисляем конечную величину: массовую долю.

З а д а ч а. 300 г 5 %-го раствора гидроксида натрия нейтрализовали 8%-й соляной кислотой. Какую массу воды нужно удалить из этого раствора, чтобы получить 20%-й раствор поваренной соли?

Решение

0,2 (NaCl) = 0,375•58,5/300 + 171,1 – х,

х = 361,4 г.

№ 5. Условия задачи.

Что означают следующие выражения?

Какой минимальный объем углекислого газа необходим для проведения реакций (1) и (2)?

СО2 + NaOH = NaHCO3, (1)

СО2 + 2NаОН = Na2СО3 + Н2О. (2)

• Выбирай уравнение (2). Диоксида углерода в 2 раза меньше по сравнению со щелочью (см. коэффициенты).

Образовавшиеся газы отделили, а полученный раствор нагрели до прекращения выделения газа.

• Растворимость газов при нагревании уменьшается, т.е. газов в растворе нет.

Вычислите максимальную массу щелочи, которая вступит в реакцию с 1 моль хлорида алюминия.

AlCl3 + 4NaОН —> Nа[Al(ОH)4] + 3NаCl.

Масса склянки увеличилась на 1,6 г.

• Брось в стакан с раствором (100 г) монетку (m раствора стала 101,6 г). Задумайся: почему увеличилась масса склянки с раствором на 1,6 г? Это масса вещества, которое оказалось в растворе.

Масса смеси уменьшилась на 4,8 г.

Чем отличаются исходная и полученная смеси?

• Атомом О в FeO. Уменьшение на 4,8 г – это масса кислорода в оксиде железа(II), следовательно, (О) = 0,3 моль.

Страница для химических грамотеев

Т е м ы: «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Окислительно-восстановительные реакции».

• Будь внимателен: эти две темы нередко соперничают!

Реакции обмена протекают без изменения степени окисления.

Правила в помощь учащимся, изучающим «важнейшие классы неорганических соединений»:

КИС + КИС реакция не идет
(КИС: кислота, кислотный оксид)

ОС + ОС реакция не идет
(ОС: основание, основной оксид)

КИС + ОС = реакция обмена
(кислота + основный оксид кислота + основание)

Т е м а «окислительно-восстановительные реакции».

• Хорошо выучи важнейшие окислители и важнейшие восстановители:

P2O5 – гигроскопичный, отнимает воду.

• Обращай внимание на задания типа: обсудите возможность взаимодействия между веществами.

П о д с к а з к а:

3 + Н3РО4 —> … (Н3РO4 трехосновная);

CuS + H2S —> … (оба вещества – восстановители);

пропен + Cl2 —> … (сначала реакция присоединения, затем – замещения);

пентен-2 + KМnO4 —> … (cреда нейтральная – гликоль, среда кислая – карбоновые кислоты).

Страница химических превращений

Химические превращения с удлинением цепи:

Химические превращения, где цепь укорачивается:

Тема «галогены, VIIa группа».

I2 —> PI3 —> HI —> I2 —> KIO3 —> KI —> KCl —> Cl2 —> Ca(ClO)2 —> Cl2 —> KClO3 —> P2O5 <— P —> PBr5 —> HBr —> Br2 —> HOBr —> KOBr —> KBrO3.

H2SO4 —> HCl —> Cl2 —> O2 —> SO2 —> MnSO4 —> Mn + O2 —> O3 —> N2O5 —> HNO3 —> Cl2 —> KMnO4 —> I2.

Тема «халькогены, VIa группа».

K2SO3 —> SO2 —> S —> H2S —> NaHS —> —> NaHS —> NaKS —> H2S —> (CaOH)2S —> H2S —> CuS —> SO2 —> KHSO3 —> K2SO3 —> K2S —> SO2 —> Na2SO3 —> Na2SO4 —> CaSO4 <— CaCl2 —> Cl2 —> SO2Cl2 —> H2SO4 —> FeSO4 —> SO2 —> SO3 —> SO2 —> H2SO4 —> SO2 —>
—> S —> Na2SO3 —> Na2SO4 <— Na2SO3 —> SO2 —> H2SO4.

В.Н.АГЕЕВА,
учитель средней школы № 12
им. В.В.Тарасова
(г. Пенза)