Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2009
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа: время реформ

 

Современные направления совершенствования методики обучения химии в школе

ВЫСТУПЛЕНИЕ* НА ВОСЬМОМ
МОСКОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 7 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА

Развитие методики обучения химии осуществляется под воздействием ряда факторов, влияние которых нельзя недооценивать. Прежде всего это перманентное реформирование школы и постоянное изменение условий ее функционирования и требований к ней, выдвигаемых в форме закона. До сих пор не сформирован социальный заказ к школе, что создает атмосферу полной неопределенности. Неизвестны цели обучения в российской школе, и вместе с тем активно обсуждаются новые стандарты образования, хотя непонятно, когда и как они будут реализованы. Было бы логично вначале обсуждать все новшества с учителями, чтобы они были заранее подготовлены к ним, но в действительности все происходит с точностью до наоборот.

«Было бы логично вначале обсуждать все новшества с учителями,
чтобы они были заранее подготовлены к ним...»

Фото В.Строковского

Фундаментальные методические категории, такие, как знания, умения, навыки, подвергнуты остракизму. Их пренебрежительно называют ЗУНами. Вместо них введены понятия «компетенция» и «компетентность». Это сделано из соображений согласовать понятия отечественной методики с западными образцами. Может быть, это улучшит обучение химии в школе, но учителя должны, как минимум, понять, что это такое, почему и как они должны изменить деятельность свою и учащихся, чтобы обеспечить формирование этих самых компетенций. И наконец, по каким показателям судить, что они сформированы, как на их основе измерить качество обучения. Эту проблему пытается решить наш докторант М.М.Шалашова, доцент Арзамасского государственного педагогического института им. А.П.Гайдара.

Постоянная забота об экономии бюджета учебного времени заставляет нас выбирать технологии обучения, позволяющие ученику расходовать на усвоение химического материала столько времени, сколько требует его психическое развитие. Отсюда поиск методов индивидуализации обучения. Технологий индивидуализированного обучения разработано уже достаточно много, но практика показала, что использование в обучении какой-либо одной технологии недостаточно эффективно. В практике использования индивидуализированных технологий накоплен большой опыт доцентом нашей кафедры и докторантом Т.А.Боровских. В процессе исследования ею был найден оптимальный способ сочетания индивидуализированных технологий на основе познавательной стратегии и специфической организации обучения. Ее работа интересна для всех ступеней обучения и прошла экспериментальную проверку в школах.

В последнее время во многих школах появилась компьютерная техника, в том числе и так называемые интерактивные доски. Их возможности очень широки и уже изучены, но методика их использования на уроках и в самостоятельной работе школьников практически не исследована. Исследования ведутся пока только на уровне накопления и обмена опытом. Известны программы, содержащие химическую учебную информацию. Но главное преимущество компьютера – это то, что он создает условия для эффективного управления учебной деятельностью ученика, осуществления обратной связи. Совершенно не изучено использование Интернета для обучения. В некоторых случаях его использование учащимися приводит к отрицательному эффекту. Наш аспирант О.В.Тиканская разработала целую методическую систему использования современных средств обучения на уроках химии и представит ее сегодня на мастер-классе.

Неоднозначно отношение педагогической общественности к профильному обучению. Концепция этого обучения разрабатывалась в значительной мере умозрительно, без учета опыта, накопленного за много лет работы отечественной школы. И до сих пор не разрешены многие противоречия, присущие этому обучению. Прежде всего эта концепция исходит из того, что все ученики девятых классов готовы сделать выбор и должны готовиться к поступлению в вузы. При этом ученики утрачивают право выбора, о котором так радели авторы концепции. Выбрав после 9-го класса соответствующий профиль, ученики начинают осваивать предметы учебного плана данного профиля. Если ученик разочаровался в данном профиле и хочет перейти в другой, он этого сделать не может, т.к. в каждом профиле свой набор учебных предметов, не совпадающий с другими профилями и даже с универсальным общеобразовательным направлением. Значит, ученик становится заложником непродуманной концепции. При этом авторы концепции совершенно не задумываются над тем, что могут сломать жизнь ребенку, обрекая его на нелюбимый вид деятельности. Полностью игнорируется опыт, который накопила школа при организации классов с углубленным изучением отдельных предметов. Эти классы существовали наряду с полным набором общеобразовательных предметов. И если ученик разочаровался и перестал учиться в таком классе, он мог просто окончить общеобразовательную школу, получить аттестат зрелости, а дальше выбирать свой индивидуальный путь по собственному усмотрению.

Кроме того, интересы учеников гораздо более разнообразны, чем объявленные официальные профили. Поэтому стали возникать самопроизвольные профили, которые не имеют квалифицированного кадрового обеспечения и в результате были резко раскритикованы и запрещены. Но школа опять-таки нашла выход из очередной проигрышной ситуации, в которую ее ввергли «менеджеры» от образования. Это мультипрофильный подход, который разработан И.В.Тригубчак в Сергиево-Посадской гимназии.

Тем не менее, в процессе работы над профильным и предпрофильным обучением удалось выявить рациональное зерно – это элективные курсы, прообразом которых были факультативы. Но факультативы можно было посещать или не посещать, а элективные курсы посещать обязательно. Эти предпрофильные и профильные курсы в конечном счете направлены на связь школьного обучения с жизнью, с практикой. Они, как правило, носят прикладной характер и работают на мотивацию учащихся к химии и химическому образованию. Такие курсы могут преподаваться и вне профильного обучения.

В последних редакциях обсуждаемого в настоящее время школьного стандарта обращается внимание на внеклассную работу по химии, которая в последние годы несколько ослабела. Предполагается (в некоторых предложениях) включить ее в нагрузку учителям. Это, несомненно, усилит внимание к внеурочной работе и даст дополнительный импульс к ее использованию в школе.

Остается острым вопрос, связанный с содержанием школьного образования, с учебниками и другими школьными пособиями. Таким образом, нерешенных вопросов в школьной практике гораздо больше, чем решенных.


* В программе дня учителя химии дано другое название выступления. Данная статья в полной мере отражает содержание прочитанной лекции.

 

Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор кафедры неорганической химии
и методики преподавания химии МПГУ
(Москва)