Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2009
ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ

 

Обобщение знаний
об основных классах
неорганических веществ

Урок-КВН • 8 класс

Место урока в образовательной системе. Урок проводится в 8-м классе сразу после изучения солей.

Цели. Обучающие: проверить знания и умения школьников по основным классам химических соединений.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за общее дело, смекалку, воображение.

Оборудование и реактивы. Магнитофон, фонограмма песни, плакаты, доска с заранее подготовленными заданиями, оборудование для выделения веществ из смеси, спички; железные опилки, медные опилки, кристаллы поваренной соли, сахарный песок, порошок серы, дихромат натрия, спирт, металлический магний.

Подготовка к уроку. Необходимо оповестить учеников о проведении КВН, сформировать две команды (в каждой по пять игроков и капитан), дать задание командам: повторить тему «Соединения химических элементов», подготовить визитную карточку (домашнее задание и эмблема).

ХОД УРОКА

1-й ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и гости! Мы рады приветствовать вас на состязании клуба веселых и находчивых.

2-й ВЕДУЩИЙ.

Клуб веселых,
Клуб задорных,
Клуб находчивых ребят
Начинает свой парад.

1-й ВЕДУЩИЙ.

Вы пришли на КВН –
Давайте веселиться!
С новыми ребятами
В надежде подружиться.

2-й ВЕДУЩИЙ.

На вопросы наши
Должны вы отвечать,
Если с чем не справитесь ?
Не надо горевать!

1-й ВЕДУЩИЙ.

Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

2-й ВЕДУЩИЙ. Надеемся, что в жюри собрались компетентные люди. Уверены, они вас честно рассудят.

Представление жюри.

1-й ВЕДУЩИЙ. Я объявляю первый конкурс «Визитная карточка». Каждая команда показывает домашнее задание и эмблему.

2-й ВЕДУЩИЙ. А теперь теоретический этаптестирование. На это задание отводится пять минут. Каждый из участников команды по очереди подходит к доске и выбирает правильный ответ, отмечая его кружком. Последним идет капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали!

Вопросы для 1-й команды

1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?

a) MnO; б) MnO2; в) K2MnO4; г) KMnO4.

2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?

а) NO; б) NO2; в) N2O; г) N2O3.

3. Выберите формулу сероводородной кислоты.

а) H2S; б) H2SO3; в) H2SO4; г) H2SiO3.

4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?

a) Ca(OH)2; б) Al(OH)3; в) LiOH; г) NaOH.

5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?

a) Fe(NO3)2; б) PbCl2; в) BaSO4; г) NaCl.

Вопросы для 2-й команды

1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте HClO4?

a) +2; б) –1; в) +3; г) +7.

2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.

a) Н2О; б) СO2; в) CaO; г) Na2O.

3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?

a) HCl; б) HF; в) HBr; г) HI.

4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди(I), – это:

a) Cr(OH)3; б) Cu(OH)2; в) Ca(OH)2; г) CuOH.

5. Какое из этих названий не соответствует веществу, формула которого CaCO3?

a) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.

Ответы (для обеих команд): 1. г; 2. a; 3. a; 4. г; 5. в.

 

1-й ВЕДУЩИЙ. За каждый верный ответ вы получаете один балл. Таким образом, максимальная оценка – пять баллов. А сколько же баллов набрали вы? Слово жюри.

Жюри объявляет итоги конкурса, выполняется работа над ошибками.

1-й ВЕДУЩИЙ. Заключительный этаппрактический. Необходимо предложить способ выделения веществ из смеси. Максимальная оценка пять баллов.

Задание для 1-й команды. В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди(II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.

Задание для 2-й команды. В смеси находятся порошок серы, железные опилки, сахар и медные опилки.

1-й ВЕДУЩИЙ. Пока команды разделяют смесь веществ, объявляю конкурс для болельщиков «Спецзадание».

2-й ВЕДУЩИЙ. Вам необходимо разгадать кроссворд*. Чем больше слов вы отгадаете, тем больше принесете очков своей команде.

Кроссворд «Спецзадание»

По горизонтали: 2. Вещества, в состав которых входит кислотный остаток. 4. Вещества, которые образуются при взаимодействии кислот с основаниями. 6. Элемент, входящий в состав воды. 7. Вещество, состоящее из атомов водорода и кислорода. 8. Газ, входящий в состав воздуха в самом большом количестве. 9. Класс неорганических веществ.

По вертикали: 1. Название реакции между кислотой и щелочью. 2. Газ, поддерживающий горение. 3. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. 5. Вещества, изменяющие цвет под действием кислот и щелочей. 6. Смесь газов, в состав которой входят кислород, азот и некоторые другие.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 2. Кислоты. 4. Соли. 6. Водород. 7. Вода. 8. Азот. 9. Основания.

По вертикали: 1. Нейтрализация. 2. Кислород. 3. Оксиды. 5. Индикаторы. 6. Воздух.

Члены жюри подводят итоги практического этапа игры и называют лучшую команду.

Все участники мероприятия выходят на сцену и поют. (Звучит фонограмма песни «Если у вас нету тети» из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».)

Если у вас есть квартира,
То может ее и не стать,
Если смешать реактивы
И все взорвать, и все взорвать,
И все взорвать.

Если у вас мыла нету,
Тогда его можно сварить,
А чтобы знать компоненты,
Химию надо, химию надо,
Химию надо учить.

П р и п е в:

Оркестр гремит басами,
Химии, значит, быть!
Думайте сами, решайте сами:
Учить или не учить?
Конечно, учить!

Во время исполнения песни учитель демонстрирует опыт «Фейерверк».

В сухой ступке хорошо перемешивают равные объемы порошков перманганата калия, восстановленного железа и древесного угля. Полученную смесь насыпают в железный тигель, который устанавливают на штативе, и сильно нагревают в пламени горелки. Вскоре происходит реакция, и из тигля начинается выбрасывание продуктов реакции в виде искр или огненного фейерверка.

А.МАЛИН, ученик 10-го класса
средней школы № 8;
И.П.КОБЗЕВА, учитель химии
(г. Рассказово, Тамбовская обл.)


* В данной работе использован кроссворд, опубликованный в газете «Химия»: 2005, № 11, с. 43.