Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Признаки химических реакций
и условия их протекания

Урок-исследование по химии в 7 классе (пропедевтика)

Сейчас в большинстве школ осуществляется преподавание химии по программе О.С.Габриеляна, информационно очень насыщенной. На каждом уроке идет изучение нового материала. Поэтому учащиеся 8-го класса ощущают на себе достаточно серьезную нагрузку. Для более плодотворного обучения, для снятия напряжения на данных уроках был введен курс пропедевтики, т.е. подготовки по химии в 7-м классе. Но как у наc часто бывает, курс ввели, а учебных пособий пока нет, поэтому каждый учитель проводит эти уроки, исходя из своих собственных ресурсов, потенциальных возможностей и педагогического опыта. Мне бы хотелось поделиться с коллегами методикой проведения урока-исследования по теме «Признаки химических реакций и условия их протекания», который я разработала для своих учеников. С моей точки зрения, этот урок вызывает у школьников интерес не только к предмету химии, но и заставляет их увидеть в привычных для них продуктах и веществах необычное, помогает взглянуть на окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы по-иному, т.е. сделать «открытия» в повседневной жизни. Буду рада, если кому-то этот урок поможет увидеть необычное в обычном.

Цели. Развивать умения учащихся раскрывать смысл химических явлений, определять цели опытно-экспериментальной работы; формировать умение детей вести целенаправленные наблюдения; развивать умение прогнозировать ожидаемые результаты.

Оборудование и реактивы. Пробирки, пипетки, стеклянные палочки, кислоты (серная, уксусная, лимонная), растворы щелочи, йода, крахмала, мел, пищевая сода, сырой картофель, молоко, мыльный раствор.

Эпиграф. «Познание начинается с удивления» (Аристотель).

ХОД УРОКА

Работа проводится в группах по три человека.

I. Подготовительный этап

Подготовка исследования; правила техники безопасности; работа с логической цепочкой:

атомы – молекулы – вещества – тела.

II. Актуализация знаний

Мозговая разминка (работа с терминами в ходе беседы).

Примерные вопросы учителя.

1) Какие явления вы знаете?

2) Чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры.

3) Как по-другому называются химические явления?

III. Изучение нового материала

Постановка проблемы!

Учитель (дает задание классу). Прочитайте, пожалуйста, тему урока и подумайте, чем мы с вами будем заниматься на уроке? Какие задачи стоят перед нами? Подумайте, посредством каких ваших действий можно добиться решения поставленных задач? Предложите, пожалуйста, план действий, которые приведут нас к цели.

Учащиеся получают и анализируют инструкционные карточки и таблицы с графами «Что делали» и «Что наблюдали», которые им предстоит заполнить.

Образцы инструкционных карточек

В а р и а н т I

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

 

В а р и а н т II

Опыт 1. «Взаимодействие молока с раствором лимонной кислоты»

В пробирку налить 2 мл молока, а затем добавить несколько капель лимонной кислоты и перемешать стеклянной палочкой, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку налить 2 мл раствора крахмала, а затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Рабочая версия исследования

Соединение исходных веществ и наблюдение за результатом их взаимодействия.

Определение в ходе наблюдения признаков, свидетельствующих о появлении новых веществ (продуктов реакции).

Заполнение таблицы, выданной учащимся.

IV. Формулировка итоговой версии

По итогам проведенных исследований учащиеся делают вывод о признаках химических реакций и условиях их протекания, который они записывают в тетради.

Работа у доски
(отчет групп о проделанной работе)

Признаки химических реакций.

1. Выделение газа.

2. Изменение цвета.

3. Образование осадка.

Условия их протекания.

1. Соприкосновение.

2. Перемешивание.

3. Нагревание.

Демонстрационные опыты

Опыт 1. Горение свечи.

Опыт 2. Взаимодействие растворов щелочи и кислоты.

Учитель предлагает учащимся дополнить список признаков химических реакций на основе увиденных опытов (выделение световой и тепловой энергии).

V. Закрепление изученного материала

(Работа с дидактическими карточками)

К а р т о ч к а 1

Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите признаки:

а) соприкосновение веществ;

б) образование нерастворимого вещества (осадка);

в) облучение светом;

г) нагревание;

д) изменение цвета вещества.

 

К а р т о ч к а 2

Укажите, где речь идет о физических явлениях, а где – о химических:

а) порошок серы всплывает в воде, т.к. не смачивается ею;

б) при нагревании сера начинает плавиться и превращается в красноватую вязкую жидкость;

в) сера горит синеватым пламенем;

г) расплавленная сера соединяется с водородом, образуя ядовитый газ – сероводород.

 

К а р т о ч к а 3

Подберите синонимические выражения к понятию «химические явления»:

а) явления, при которых вещество не меняется;

б) химические реакции;

в) явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества;

г) явления, при которых изменяется цвет вещества, образуется осадок или газ;

д) явления, при которых изменяется агрегатное состояние веществ.

 

К а р т о ч к а 4

Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите условия:

а) облучение светом;

б) образование нерастворимого вещества (осадка);

в) изменение цвета веществ;

г) нагревание;

д) соприкосновение веществ;

е) выделение газа.

VI. Подведение итогов

Эвристическая беседа.

Учитель. Скажите, пожалуйста, были ли у вас сегодня на уроке моменты, которые вызвали удивление? Как вы думаете, смогли мы решить поставленные на уроке задачи? Имеют они для нас практическое значение, т.е. сможем ли мы использовать полученные знания в повседневной жизни?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

VII. Домашнее задание

В а р и а н т  I.

Приведите примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве, в природе.

В а р и а н т  II.

Нарисуйте сами или подберите рисунки из книг и журналов, которые бы иллюстрировали химические реакции, происходящие в окружающем нас мире.

Л.Н.КАМЫШЕВА,
учитель Юдинской школы
(п. Юдино, Пошехонский р-н,
Ярославская обл.)