Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2008
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Царство газов

Городская интеллектуальная игра по химии

Мы живем в маленьком шахтерском городке Кузбасса Полысаево. Город молодой, но в нем уже существуют традиции. Об одной из них мы и хотим рассказать. Ежегодно весной среди обучающихся общеобразовательных учреждений проводится городская интеллектуальная игра по химии.

Цели игры. Расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного цикла (биология – химия – экология); активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии.

Тему выбирают учителя химии на городском методическом объединении в начале учебного года. В 2004 г. игра проводилась на тему «Химия вокруг нас», в 2005 г. – «Живая вода», в 2006 г. – «Элементы жизни».

В 2007 г. педагоги города выбрали тему «Воздух». Состояние атмосферы в городе всегда вызывает интерес у его жителей, т. к. содержание в воздухе вредных веществ очень сильно сказывается на их здоровье. Загрязнения, присутствующие в воздухе, – это, как правило, газообразные выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы. Поэтому игру для юных химиков решили посвятить вредным газам, находящимся в атмосфере города, и назвали ее «Царство газов».

Учитель-организатор совместно с методистом разработали положение о проведении городской интеллектуальной игры по химии. Они подобрали материал для изучения и презентации учащимися в ходе состязания, составили сценарий мероприятия, заранее проинформировали учителей города о предстоящем соревновании среди юных дарований по химии, а также проконсультировали учителей-предметников по подборке литературы для подготовки к игре.

Положение о проведении городской
интеллектуальной игры по химии «Царство газов»

Цель интеллектуальной игры. Выяснить воздействие газов как главного источника загрязнения воздуха, влияющего на экологическое состояние города и здоровье человека.

Сроки и место проведения................................ .

Участники игры: учащиеся 8–9-х классов образовательных учреждений города.

Условия игры. интеллектуальная игра «Царство газов» включает в себя следующие этапы:

1) подготовительный этап – школьный отборочный тур, проводимый учителями химии в образовательных учреждениях среди 8–9-х классов;

2) основной этап (городской) – на городской этап приглашаются команды учащихся 8–9-х классов образовательных учреждений, включающие в себя по 7 участников.

Интеллектуальная игра состоит из с л е д у ю щ и х э т а п о в.

* Разминка (домашнее задание) – 10 мин. Оценка – 5 баллов.

Каждая команда задает вопрос-загадку. Ответ – вещество, которое будет этой командой представлено.

* Представление команды. Время представления для каждой команды – 3 мин. Оценка –
5 баллов.

а) «Визитка» – представление газа – название команды:

школа № 9 – «Аммиак»;

школа № 14 – «Диоксид серы»;

школа № 17 – «Озон»;

школа № 32 – «Оксиды азота»;

школа № 35 – «Угарный газ»;

школа № 44 – «Углекислый газ».

б) Презентация газеты, посвященной «своему» газу. (Указать источник загрязнения, вызываемый эффект, воздействие на экосистему и здоровье человека.) Время презентации до 3 мин. Оценка – 10 баллов.

* Занимательные задания.

а) Командные. Викторина «Царство газов» (до 14 баллов); химический кроссворд (до 10 баллов).

б) Индивидуальные. Каждому члену команды предлагается решить по две задачи (16 баллов).

* Химический эксперимент.

Команды показывают занимательный опыт (получение газа или его свойства). Оценка?–
5 баллов.

* Подведение итогов и награждение участников.

Итоги подводит жюри. Победители и призеры определяются в личном и командном первенстве. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем интеллектуальной игры. Победители награждаются грамотами городского управления образования.

Сценарий проведения игры

Вступительное слово ведущего. Сегодня мы собрались с вами на интеллектуальной игре по химии «Царство газов», которая проводится у нас в городе уже в четвертый раз. В совместной работе мы выявим опасные загрязнители воздуха, основные источники его загрязнения, пути попадания загрязнений в атмосферу, отрицательное влияние некоторых газов на здоровье человека и возникающие экологические проблемы.

В итоге постараемся ответить на главный вопрос нашей игры: что нужно сделать для того, чтобы вредные газы в атмосфере нашего города не смогли «царствовать»?

Гимн химиков (на мотив песни «Марш энтузиастов»).

Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Мы рождены, чтоб химию любить.

Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам.

Мы химики, иной судьбы не надо,
Чудес и тайн для нас на свете нет.
Участники сегодняшнего бала,
Примите самый искренний привет.

Разминка (домашнее задание).

Командами задается вопрос-загадка. В вопросе можно учесть образование газа, его степень влияния на окружающую среду, свойства.

Представление команд.

«Визитка» – представление каждой командой «своего» газа;

презентация газеты, посвященной «своему» газу.

Занимательные командные задания.

Викторина «Царство газов».

1) Газ, используемый в смеси с кислородом для сварки черных металлов. (О т в е т. Ацетилен.)

2) Газ, образующийся в верхних слоях атмосферы и защищающий живые организмы от губительного воздействия жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. (О т в е т. Озон.)

3) Слово, от которого в переводе с греческого произошел термин «газ». (О т в е т. Хаос.)

4) Емкость для хранения и транспортировки газов. (О т в е т. Баллон.)

5) Самый легкий газ, использующийся в качестве экологически чистого топлива. (О т в е т. Водород.)

6) Ядовитый газ с запахом горького миндаля. (О т в е т. Циановодород.)

7) Газ, образующийся в процессе фотосинтеза и обеспечивающий процессы дыхания, горения, гниения. (О т в е т. Кислород.)

8) Газ без цвета и запаха, углеводород, использующийся в качестве бездымного моторного топлива для автомобилей. (О т в е т. Пропан.)

9) Газ, являющийся главной составной частью воздуха. (О т в е т. Азот.)

10) Благородный газ, название которого в переводе с греческого означает «солнце». (О т в е т. Гелий.)

11) Ядовитый, бесцветный газ с резким запахом гнилой рыбы. (О т в е т. Фосфин.)

12) Газ, ускоряющий процесс созревания овощей и фруктов. (О т в е т. Этилен.)

13) Ядовитый бесцветный газ (в толстых слоях зеленовато-желтый) с резким удушающим запахом, не образует водный раствор, т. к. разлагает воду. (О т в е т. Фтор.)

14) Болотный, или рудничный, газ, являющийся основным компонентом природного газа. (О т в е т. Метан.)

Химический кроссворд.

Ключевое слово – отрасль промышленности, загрязняющая атмосферу.

По вертикали: 1. Газ, не поддерживающий горение, но необходимый для жизни. 2. Самый легкий газ. 3. Газ с резким запахом, применяется в медицине в виде водного раствора. 4. Благородный газ. 5. Газ, поддерживающий жизнь. 6. Горючий газ, на котором работает транспорт. 7. Газ желто-зеленого цвета с резким запахом. 8. Газ с запахом тухлого яйца. 9. Газ, состоящий из атомов того же элемента, который входит в состав зубной пасты.

О т в е т ы н а к р о с с в о р д.
По вертикали: 1. Азот. 2. Водород. 3. Аммиак. 4. Радон. 5. Кислород. 6. Пропан. 7. Хлор. 8. Сероводород. 9. Фтор.
Ключевое слово – транспорт.

Индивидуальные задания.

Задача 1. Простое вещество А образуется из газообразного вещества Б во время грозы. Вещество А неустойчиво и легко превращается обратно в вещество Б. В веществе Б сгорает вещество В красного цвета, образуя вещество Г черного цвета. Если на вещество Г подействовать газообразным веществом Д, которое значительно легче воздуха, можно снова получить вещество В. Назовите вещества А, Б, В, Г, Д. Напишите уравнения упомянутых реакций.

О т в е т. А – озон; Б – кислород; В – медь;
Г – оксид меди; Д – водород.
3O2 = 2O3,
2Cu + O2 = 2CuO,
CuO + H2 = Cu + H2O.

Задача 2. Назовите вещества А, В, С, Д, напишите уравнения реакций в соответствии со схемой превращений:

если:

А – газ, необходимый для дыхания;

В – простое вещество желтого цвета;

С – удушливый газ, в два раза тяжелее кислорода;

Д – газ с запахом тухлых яиц;

Е – самый легкий газ.

О т в е т.

А – кислород; В – сера; С – сернистый газ; Д – сероводород; Е – водород.

O2 + 2H2S = 2S + 2H2O,

S + O2 = SO2,

SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O,

S + H2 = H2S.

Химический эксперимент. Каждая команда показывает интересный и наглядный опыт, иллюстрирующий свойства газа (соответствующего названию команды) или методы его получения.

Подведение итогов, награждение участников.

О.В.ЗАЙЦЕВА, методист
информационно-методического центра;
А.Я.КЛИПАЦКАЯ,
учитель химии школы № 5
(г. Полысаево, Кемеровская обл.)