Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2008

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

НЕДЕЛЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Цель недели химии – повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями. На протяжении всей недели в доступной игровой форме проводятся познавательные мероприятия по химии, цель которых – пробудить у ребят интерес к предмету (в том числе и до его изучения).

План недели химии

П о н е д е л ь н и к. Открытие недели конкурсом газет на химическую тематику: «Этот удивительный углерод», «История появления бумаги и других материалов для письма», «Стекло и керамика», «Химические элементы в организме человека», «Искусство фотографии и химия».

В т о р н и к. «Знакомство с химией» – занимательные опыты и интересные истории для учащихся 5–6-х классов (проводят ученики 11-х классов в кабинете химии).

С р е д а. Ролевая игра «Суд над никотином» (для учащихся 9-х классов). Интегрированный урок получения новых знаний о никотине, составе табачного дыма и влиянии этих веществ на организм человека по теме «Химия и экология человека».

Ч е т в е р г. Интеллектуальная игра «Сильное звено» (для учащихся 10-х классов).

П я т н и ц а. Физико-химический КВН (для учащихся 8-х классов).

С у б б о т а. Закрытие недели, подведение итогов, награждение самых активных участников.

Знакомство с химией • 5–6 классы

Занимательные опыты и интересные истории (на уроках природоведения в 5-х классах и биологии в 6-х классах) проводят учащиеся 11-х классов.

Учитель. Ребята! В 8-м классе вы начнете изучать новый для вас предмет – химию. Наверняка, вы и раньше слышали: «химический», «химия». Очень часто мы, говоря «химическое...», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается, это не так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ: мы ими дышим, их пьем, их едим, ими умываемся и приводим себя в порядок.

Химия – очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Тому, кто позна'ет основы химии, она дает возможность получать нужные для человечества вещества. Из угля, который сжигают, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. А из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта… Вообще, химия, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенная, что для непосвященных она кажется чудом.

1-й учащийся. Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Мы, любители химии, вам их покажем.

В народе существует такая поговорка: «Дыма без огня не бывает». На самом деле бывает, и вы сейчас в этом убедитесь.

Д е м о н с т р а ц и я  о п ы т а. Два химических стакана. Один сполоснуть концентрированным раствором аммиака, другой – концентрированной соляной кислотой. При их соединении образуется густой дым NH4Cl.

2-й учащийся. А вот еще интересное чудо – «Фараоновы змеи».

Таблетка норсульфазола кладется на сухое горючее и поджигается.

3-й учащийся. На уроках природоведения вы изучаете тему «Вулканы». Сейчас мы посмотрим извержение вулкана в миниатюре.

На приготовленную из картона модель горы с жестяным «кратером» сверху насыпается (NH4)2Cr2O7 и поджигается.

1-й учащийся. А сейчас на ваших глазах мы проведем медицинскую операцию, после которой не останется и следа.

Одному из наблюдателей из класса протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа(III) FeCl3 (можно сказать, что это йод, т.к. это похоже по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции) в раствор NH4SCN или KSCN, а затем проводят им по руке, обработанной хлоридом железа. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется красная («кровяная») полоса. Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем тампоном ваты, смоченным в растворе NaF, проводят по «порезу». «Рана» мгновенно исчезает.

2-й учащийся. А сейчас мы получим молоко из воды, но вас мы не угостим, т. к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.

Стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4; смешиваем раствор и получаем «молоко».

Кристаллы поваренной соли
Кристаллы поваренной соли

3-й учащийся. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо знакомой вам поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом? У римлян ни одного жертвоприношения не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в XIII в., как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

Каждый человек в год употребляет 3–3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн т соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно
500 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить. (Демонстрация природного кристалла соли.)

1-й учащийся. У нас с вами случилась беда: соль смешалась с песком и глиной, попробуем ее очистить с помощью химии. (Проводится растворение, фильтрация и выпаривание загрязненной соли.)

Суд над никотином • 9 класс

ХОД УРОКА-ИГРЫ

Табак
Табак

Вступительное слово учителя (судьи) о цели урока – ролевой игры и его содержании. Создание игровой ситуации: назначить адвоката, прокурора; класс разделить на две группы – свидетелей и присяжных.

Судья. Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело о преступлениях против человечества. Обвиняемый – Никотин Табаков.

Дата рождения – неизвестна.

Место рождения – Америка.

Происхождение – листья табака.

Родственники (алкалоиды) – наркотики: кокаин, кофеин, морфин.

Характер – жгучий, ядовитый.

Профессия – яд, наркотик.

Род занятий – вступать в контакты с нервной системой.

Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья людей, возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека.

Адвокат, ваш подзащитный признает себя виновным?

Адвокат. Нет, мой подзащитный не признает себя виновным.

Судья. Слово предоставляется адвокату обвиняемого – мадам Правдолюбивой.

Адвокат. Господа присяжные! Я считаю, что Никотин невиновен, и я докажу вам это.

Судья. Адвокат, приступайте к опросу свидетелей.

Адвокат. Мой первый свидетель – господин Мальборов.

Входит господин Мальборов, бизнесмен.

Адвокат. Представьтесь, пожалуйста!

Господин Мальборов. Я президент фирмы «Сигареты минус никотин».

Адвокат. Как вы относитесь к предупреждению Минздравсоцразвития России, что курение опасно для здоровья?

Господин Мальборов. Отрицательно.

Адвокат. Почему же?

Господин Мальборов. Потому что мы постоянно совершенствуем производство безвредных сигарет.

Адвокат. Скажите, можно ли использовать вместо табака листья других растений?

Господин Мальборов. Да, в Болгарии в 1963 г. мы привили листья табака к красавке, через корни которой в листья поступает атропин, совершенно другое вещество, такой же табак мы выращиваем в Азербайджане.

Адвокат. Что вы можете сказать о современных филь-трах?

Господин Мальборов. Современные фильтры задерживают до 50% смолистых веществ, фильтры из антиникотиновой ваты – 50% ядовитых веществ, а бумажные фильтры – до 20%. Мы выпускаем специально обработанную проколотую бумагу, через отверстия которой поступает воздух, разбавляя вредный дым.

Адвокат. У вас есть что еще добавить?

Господин Мальборов. Да, я принес образцы нашей продукции. (Демонстрирует различные виды сигарет.) Мы выпускаем сигареты с ментолом, который освежает полость рта, также не обошли вниманием и женщин. Для них у нас есть особые виды сигарет, которые благотворно влияют на их самочувствие, не нанося вред здоровью.

Адвокат. У меня больше нет вопросов.

Судья. Слово предоставляется прокурору города, госпоже Неподкупной.

ПрокурорВы сказали, что производите обработанную бумагу для разбавления воздухом табачного дыма. А вы знаете, что табачный дым нужно разбавлять чистым воздухом в 384 000 раз, чтобы он стал безвредным, а для этого нужно 6000 м3 воздуха?

Господин Мальборов. К сожалению, у нас нет таких данных.

ПрокурорВы сказали, что современные фильтры задерживают до 50% никотина. А как насчет угарного газа, канцерогенных веществ, как вы их собираетесь удалить?

Господин Мальборов. Мы как раз работаем над этим вопросом.

Прокурор. Господин Мальборов, представьте такую ситуацию: к вам пришли устраиваться на работу два квалифицированных специалиста, но один из них курит, а другой – нет. Кого из них вы возьмете?

Адвокат. Возражаю. Ваша честь, вопрос к делу не относится.

Судья. Протест отклонен, свидетель, отвечайте.

Господин Мальборов. Наверное, некурящего.

Прокурор. Почему?

Господин Мальборов. Он не будет тратить рабочее время на перекуры, будет работать в полную силу, а самое главное – не будет воровать сигареты со складов!

Прокурор. А вы сами курите?

Господин Мальборов. Нет.

Прокурор. У меня больше нет вопросов.

Судья. Свидетель, вы свободны.

Адвокат. Следующий мой свидетель – господин Неверящий.

Входит господин Неверящий.

Адвокат. Представьтесь, пожалуйста!

Господин Неверящий. Я господин Неверящий. Мне 32 года.

Адвокат. Вы давно начали курить?

Господин Неверящий. С 15 лет.

Адвокат. Когда в последний раз были у врача?

Господин Неверящий. Полгода назад проходил медкомиссию.

Адвокат. Результатами довольны?

Господин Неверящий. Да.

Адвокат. На сердце, одышку не жалуетесь?

Господин Неверящий. Нет.

Адвокат. Курение вам как-нибудь помогает на работе?

Господин Неверящий. Я работаю с детьми, в постоянном психическом напряжении, а после выкуривания сигареты я успокаиваюсь, прихожу в норму.

Прокурор. А вы знаете, что курение – это медленная смерть?

Господин Неверящий. А я никуда не тороплюсь.

Судья. Слово предоставляется прокурору города мадам Неподкупной.

Прокурор. Мой первый свидетель – господин Статистов.

Входит господин Статистов.

Господин Статистов. Я провожу исследование на тему «Табакокурение и подростки».

Прокурор. Познакомьте нас с результатами ваших исследований.

Господин Статистов. Для начала я бы хотел показать несколько кадров, которые снял наш оператор. (Показ фильма «Никотин и подростки».)

А теперь о результатах исследования. Причинами курения являются: в 63% любопытство, 18% – подражание друзьям, 2% – родители, 4% – проявление независимости, 4% – скука, 9% – разочарование. И еще: в курящих семьях курят 60% подростков, а в некурящих – 20%.

Прокурор. Следующий свидетель – господин Бросаев.

Входит господин Бросаев.

Прокурор. Представьтесь, пожалуйста!

Господин Бросаев. Я господин Бросаев, мне 27 лет.

Прокурор. С какого возраста вы курите?

Господин Бросаев. С 7 лет.

Прокурор. Что чувствовали, когда начинали курить?

Господин Бросаев. Прежде я выкуривал 20–30 сигарет в день и глубоко затягивался. Это продолжалось очень долго, и потому мне было хорошо. Но потом стал чувствовать боли в груди, стало трудно дышать. Я обратился к врачу… Диагноз был неутешительный. Потом были постоянные вызовы врачей… я не хочу об этом вспоминать.

Адвокат. Вы во всем вините Никотина. Но ведь было же что-то положительное в то время, когда вы курили?

Господин Бросаев. Да. После выкуривания сигареты мне становилось очень спокойно и хорошо. Я забывал о многих проблемах.

Адвокат. А может быть, следовало бы заняться спортом, а не бросать курить?

Господин Бросаев. Я занимался легкой атлетикой, но показывал плохие результаты, и меня выгнали.

Адвокат. У меня больше нет вопросов.

Прокурор. Следующий свидетель – госпожа Природная.

Входит госпожа Природная.

Госпожа Природная. Я работаю в химической лаборатории, которая занимается исследованием влияния табачного дыма на состояние атмосферы.

Прокурор. И что показали ваши исследования?

Госпожа Природная. Исследования показали, что табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух. Атмосфера загрязняется никотином, угарным газом, смолами, а также аммиаком. В настоящее время в дым переводится 6 млн т табачной продукции, а конкретнее образуется: 5000 т угарного газа, 7000 т синильной кислоты, 180 000 т никотина, 384 000 т аммиака, 6000 т канцерогенных смол. На открытом воздухе зона действия табачного дыма находится примерно в радиусе до 5 м. Результаты показали, что в помещении, где курят, загрязненность воздуха увеличивается в шесть раз, а вредные вещества, выделяемые из табачного дыма и загрязняющие воздух, задерживаются намного дольше в организме курильщика, чем у некурящих.

И что особенно нас волнует: жены и дети курящих пассивно выкуривают до нескольких сигарет в день.

Адвокат. Все знают, что мы живем во время глобальных экологических катастроф, а вы пытаетесь эти проблемы списать на табачный дым. А как же промышленность, транспорт, которые вносят основную долю в загрязнение атмосферы?

Госпожа Природная. В нашей лаборатории много данных и по этим проблемам, но сейчас речь идет о Никотине и все данные – о нем.

Прокурор. Последний мой свидетель – мадам Медикаментова. (Входит мадам Медикаментова.) Представьтесь, пожалуйста!

Госпожа Медикаментова. Я доктор медицинских наук, работаю в центре «Здоровье без таблеток». Мы проводим различные опыты. Например, недавно был проведен следующий эксперимент: к телу курильщика приложили несколько пиявок. После одной затяжки ничего не произошло, но как только человек выкурил одну сигарету, пиявки отвалились в судорогах.

Я могу также привести показатели смертности на 100 000 населения: некурящих – 13 человек; курящих полпачки в день – 95 человек; курящих до 1 пачки – 108 человек; курящих до 2 пачек – 264 человека; более 2 пачек – 292 человека.

Прокурор. Госпожа Медикаментова, что вы можете рассказать из собственной практики?

Госпожа Медикаментова. Я могу сказать, что самая распространенная болезнь – это рак легких. Я принесла рентгеновские снимки легких курильщика (показывает снимки и передает присяжным). На них вы видите темные пятна – изменения тканей легких. Еще одна распространенная болезнь, вызванная курением, – это гангрена ног, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, разрушение зубов. Жены курящих в 4 раза чаще болеют раком легких, чем некурящих. Я считаю проблему курения глобальной проблемой.

Судья. Заключительное слово адвоката.

АдвокатВы хотите обвинить невиновного гражданина, но ведь все мы грешны, и нас за это никто не судит. А госпожа прокурор, наверное, не представляет себе, что будет, если сейчас у 80% населения отнять сигарету. Господа присяжные, подумайте о них! Когда человек бросает курить, у него возникает бессонница, ощущение пустоты, отсутствует аппетит, появляется нервная возбудимость, снижается работоспособность – вот к чему может привести отказ от никотина!

В средние века считалось, что табачный дым полезен для здоровья. Известно, что во время эпидемии чумы в Англии в 1603 г. под страхом наказания школьников обязывали курить каждое утро. А в первые десятилетия XVII в. табак в Европе нередко использовали в качестве лечебного средства, для облегчения боли, снижения утомляемости, его считали хорошим кровоостанавливающим препаратом.

Исследования, проведенные более ста лет назад доктором Реадом, показали, что из 124 всемирно известных людей курили 24, из них 12 – во время работы; Т.Эдисон жевал табак, Ч.Дарвин табак нюхал. Господа присяжные, прошу принять к сведению: человеку давно известно, что никотин обладает лечебными свойствами. Он уменьшает зубную боль. Это связано с действием табачного дыма на зубной нерв и с психологическим фактором курения (отвлечение от боли).

Человечеству давно известно, что Никотин – друг человека. Я взываю к вашей совести и прошу признать его невиновным. Я закончила. Спасибо.

Судья. Ваше заключительное слово, прокурор.

Прокурор. Надеюсь, господа присяжные, вы убедились, что Никотина Табакова необходимо признать виновным. Он свободно разгуливает по всей планете. И вам должно стать известно, что из миллиона человек один погибает: от авиакатастроф – каждые 50 лет, от автокатастроф – каждые 2–3 дня, от курения – каждые 2–3 часа(!). Табак является первым фактором среди причин общей смертности в нашем обществе, обгоняя другой – автомобильные катастрофы. Спасибо.

Судья. Господа присяжные, выносите приговор.

Совещание присяжных.

Судья. Однажды мудрый старец, увидев, как торговец рекламирует листья табака, сказал людям: «Этот “божий лист” приносит человеку огромную пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». И после пояснил свои слова: «Вор не войдет в дом к курящему, потому, что тот всю ночь будет кашлять, собака не укусит его потому, что, ослабнув, он будет ходить с палкой, и, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым». Чтобы этого не случилось с нами и с нашими детьми, господин Никотин Табаков признан виновным в совершении преступления против здоровья людей и приговаривается к пожизненному заключению.

Сильное звено • 10 класс

Вопросы для I гейма

1-я команда

1. Автор теории химического строения органических веществ…

(О т в е т. Бутлеров А.М.)

2. Процесс распада на ионы при растворении в воде или в расплаве называется…

(О т в е т. Диссоциация.)

3. Тип гибридизации алканов...

(О т в е т. sp3-Гибридизация.)

4. Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками...

(О т в е т. Кислоты.)

5. Общая формула алканов...

(О т в е т. CnH2n+2.)

6. Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуются соль и вода...

(О т в е т. Реакция нейтрализации.)

7. Наиболее характерные реакции для алкенов…

(О т в е т. Присоединение.)

8. Атом или ион, отдающий электроны, называют…

(О т в е т. Восстановитель.)

9. Какое вещество в Бразилии называют «слезы дерева»?

(О т в е т. Каучук.)

10. Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ…

(О т в е т. Аллотропия.)

11. Маслянистая жидкость, смесь углеводородов…

(О т в е т. Нефть.)

12. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов отщепляются только гидроксид-ионы…

(О т в е т. Щелочи.)

13. Самый сильный окислитель…

(О т в е т. Фтор.)

14. Какая кислота содержится в желудочном соке человека, какова ее роль?

(О т в е т. Cоляная кислота, расщепляет
белки на более простые полипептиды,
усваиваемые организмом.
)

15.

В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Кто я?..

(О т в е т. СО2, углекислый газ.)

2-я команда

1. Создатель периодической системы химических элементов…

(О т в е т. Менделеев Д.И.)

2. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества является…

(О т в е т. Атом.)

3. Тип гибридизации алкенов…

(О т в е т. sp2-гибридизация.)

4. Процесс, в результате которого элементы изменяют свои степени окисления, называется...

(О т в е т. Окислительно-восстановительный.)

5. Общая формула алкенов...

(О т в е т. CnH2n.)

6. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток...

(О т в е т. Электролиты.)

7. Наиболее характерные реакции для алканов…

(О т в е т. Замещение.)

8. Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом...

(О т в е т. Период.)

9. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение…

(О т в е т. Изомеры.)

10. Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства…

(О т в е т. Молекула.)

11. Каким продуктом перегонки нефти заправляют самолеты?

(О т в е т. Керосин.)

12. Ядовитый газ, который, попадая в организм, соединяется с гемоглобином крови...

(О т в е т. СО, угарный газ.)

 

13. Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но отличающиеся на группу СН2

( О т в е т. Гомологи.)

14. Какая соль серебра используется в медицине? Для чего?

(О т в е т. Нитрат серебра, ляпис, обладает
дезинфицирующим, прижигающим действием.
)

15.

В воде она родится,
Но странная судьба;
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.

(О т в е т. Соль.)

Задача для II гейма

Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400 г сахара на 10 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе? (1000 г/л.)

(О т в е т. 3,85%.)

Эксперименты для III гейма

1-я команда

Даны три стакана с растворами: а) воды;
б) гидрокарбоната натрия и в) нитрата серебра.

Даны три вещества: соляная кислота, фенолфталеин и хлорид натрия. Выберите из этих трех веществ одно, с помощью которого можно определить все три вещества (а–в) в стаканах, определите, что в каком стакане, и объясните, какие реакции при этом протекают. Запишите уравнения химических реакций.

2-я команда

Дана черная медная спираль. Очистите ее до блеска и посеребрите. Выберите для этого вещества из предложенных: Hg(NO3)2, HCl, спирт, уксусная кислота, хлорид бария. Продемонстрируйте опыт. Запишите протекающие реакции.

Игра со зрителями

Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня – огонь потух.

(О т в е т. Кислород.)

Я – блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил.

(О т в е т. Магний.)

Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – амфотерный.

(О т в е т. Алюминий.)

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!

(О т в е т. Медь.)

Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа.

(О т в е т. Вода.)

Нрав у газа ох непрост!
Много жизней он унес.
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.

(О т в е т. Хлор.)

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.

(О т в е т. Водород.)

Физико-химический КВН • 8 класс

Ведущий 1. Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых из двух 8-х классов. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», – говорил Ричард Фейнман. Но, чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы и выясним, насколько хорошо команды 8-х классов знают физику и химию и умеют применять их законы в самых неожиданных ситуациях.

Ведущий 2.

Наша встреча проходит под девизом:
«Физика – какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук».

Ведущий 1.

«Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа».

Команды выходят на сцену. Ведущие приглашают капитанов команд подойти для жеребьевки. Пока команды готовятся продемонстрировать приветствие (максимальная оценка приветствия –
5 баллов), ведущие представляют жюри, которое тоже образует команду «Три С»: судьи строгие и справедливые.

Зрителям выдаются написанные на листе бумаги буквы, которые будут необходимы при проведении конкурса болельщиков.

Разминка

Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.

1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома?

(О т в е т. Электронов.)

2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород.

(О т в е т. Яйца.)

3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)

4. Какого цвета белый свет?

(О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)

5. Вспомните химическое название марганцовки.

(О т в е т. Перманганат калия.)

6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?

(О т в е т. Лед.)

7. Что такое «гремучий газ»?

(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)

8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить?

(О т в е т. Тень.)

9.

Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда.

(О т в е т. Водород.)

10. Что идет, не двигаясь с места?

(О т в е т. Время.)

Физико-химические сказки

Ведущий 1. Всем известна сказка: «Жили-были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Команды должны в течение 10 мин. написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных физических и химических терминов.

Термины: сахароза, клетчатка, вода, минеральные соли, удобрение, нитраты, хлорофилл, вещество, известняк, сила, масса, импульс, работа, взаимодействие, энергия, мощность, сопротивление.

Жюри оценивает целесообразность использования терминов, оригинальность сюжета. Максимальная оценка – 10 баллов.

Конкурсы болельщиков

Ведущий 2.

1) Необходимо объяснить физический смысл пословиц. За верное физическое толкование каждой пословицы команда получает 1 балл.

Шила в мешке не утаишь.

Сухая ложка рот дерет.

Как с гуся вода.

Овцу не шуба, а корм греет.

2) Из выданных букв нужно сложить слова. Команда, болельщики которой первыми сложили слова, получает 2 балла, другая – 1 балл.

Слова: нейтрализация, окисление.

Загадочные стихи

Ведущий 1. За годы обучения физике было задано много вопросов. Сегодня физические вопросы прозвучат в поэтической форме. Команды по очереди должны объяснить описанные в них явления или ответить на вопросы, вспомнив некоторые физические законы и понятия. Каждый верный ответ оценивается в 2 балла.

Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно.
Так, а не наоборот.

Как-то раз спросили розу:
– Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?

Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было?
Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?

Химический язык

Ведущий 2. Команды должны составить фразы, включающие химические термины, которые можно использовать в художественной литературе или просто в жизни.

Например, ИНДИКАТОР: «Ваш смех – индикатор веселья в зале». За каждую фразу – 1 балл.

Термины: катализатор, золото, лакмусовая бумажка, нейтрализация.

Эксперимент – источник знаний

Ведущий 1. Химия и физика – науки экспериментальные. Многие их законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо объяснить наблюдаемое явление. За правильное объяснение – 2 балла.

Демонстрируются опыты «Несгораемый платок», «Получение молока из воды».

Исправь ошибку

Ведущий 2. Очень часто на уроках учащиеся ошибаются и учителю приходится исправлять их. Сейчас командам придется исправлять физические и химические ошибки в рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.

• В погожий день ребята отправились в поход. Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им стало идти труднее. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, зато легко вытащили на берег.

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.

В о п р о с ы  п е р в о м у  к а п и т а н у

1. Единица заряда.

2. Латинское название химического элемента серебра.

3. Произведение массы на скорость.

4. Самый активный металл.

5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

6. Цвет фенолфталеина в щелочи.

7. Мельчайшая частица вещества.

8. Название реакции между кислотой и щелочью.

9. Длина траектории.

10. Какой элемент самый распространенный на Земле?

В о п р о с ы  в т о р о м у  к а п и т а н у

1. Единица работы.

2. Самый активный неметалл.

3. Отношение массы к объему.

4. Латинское название химического элемента золота.

5. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.

6. Цвет лакмуса в кислоте.

7. Линия, по которой движется тело.

8. Единица давления.

9. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых – кислород.

10. Температура закипания воды.

Домашнее задание

Ведущий 2. Темой вашего домашнего задания было: как объяснить физический или химический закон в первом классе, чтобы дети не заскучали от трудного объяснения и поняли суть закона. Максимальная оценка – 7 баллов.

Демонстрация домашнего задания завершает КВН. Команды выходят на сцену для подведения итогов. Жюри объявляет победителей.

О.В.КИРЯКОВА,
учитель химии школы № 48
(г. Кемерово)

Рейтинг@Mail.ru