Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Начинающему агроному

Программа элективного курса • 9 класс

Бывает, что очень крупное растение
начинает расти из маленького зерна.

Восточная мудрость

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Он знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, методами анализа почв, растений и удобрений, содействует формированию у них склонности к сельскохозяйственному труду. Курс тесно связан с программой по химии. Знания, полученные на уроках химии, закрепляются, дополняются и углубляются на занятиях элективного курса.

Учитывая специфику региона и потребность в изучении химии применительно к сельскому хозяйству, рассмотрение отдельных тем элективного курса увязано с местным сельскохозяйственным окружением – учебным хозяйством «Донское» и Донским государственным аграрным университетом.

Значительный объем в программе данного курса занимают сведения о разных видах удобрений, характеристика которых дается по плану: состав, физические свойства удобрений, химические реакции для их распознавания, взаимодействие с почвой и другими удобрениями, способы применения и эффективность действия на урожайность сельскохозяйственных культур.

Другую часть программы курса составляют сведения о почвах Ростовской области, о химии почвы, на основе которых учащиеся намечают способы улучшения ее состава и плодородия.

Ядохимикаты и физиологически активные вещества целесообразно характеризовать по плану: состав, название, физическое состояние, рабочая форма применения (раствор, эмульсия, порошок, аэрозоль), возможность составления смесей с другими веществами, нормы и сроки применения.

Практические занятия элективного курса предусматривают проведение учебных опытов и опытов с элементами исследования.

Тесная взаимосвязь нашей школы с учебным хозяйством «Донское», с кафедрой химии Донского государственного аграрного университета позволяет учащимся правильно сориентироваться в выборе профессии; не случайно среди выпускников Персиановской средней школы № 61 много агрономов, агрохимиков, зооинженеров, ветеринарных врачей и технологов по переработке сельскохозяйственной продукции.

Цели программы. Взаимосвязь и единство в организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и на занятиях элективного курса; знание теории, истории науки; умение решать химические задачи с сельскохозяйственным содержанием, овладение навыками химического эксперимента; повышение качества учебно-воспитательного процесса; подготовка учащихся к выбору профессии.

Задачи курса. Расширять и углублять знания учащихся по химии; развивать у учащихся интерес, творческий подход и навыки экспериментирования; максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных заданий и на этой основе развивать их профессиональные устремления, склонности и способности; всемерно использовать межпредметные связи, учить комплексному использованию знаний по разным предметам.

Направления и виды деятельности. Теоретическое: подготовка докладов, рефератов, учебных процессов; решение задач с сельскохозяйственным содержанием и задач повышенной трудности.

Экспериментальное: практические и лабораторные опыты; экспериментальная исследовательская работа учащихся.

Содержание программы

В в е д е н и е. Химизация земледелия (1 ч)

Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Т е м а  1. Значение основных элементов в питании растений (4 ч)

Понятие о питании растений. Условия, необходимые для роста и развития растений.

Процесс фотосинтеза, биоактивные элементы (углерод, водород, кислород, йод, фосфор, кальций, магний, железо, калий).

Вынос питательного элемента из почвы. Опыт с водными культурами.

Практическая работа № 1. Определение содержания воды, крахмала, сухого вещества.

Т е м а 2. Состав и свойства почв (6 ч)

Почвы Ростовской области.

Почва и ее свойства.

Типы почв и их характеристика. Урок-экскурсия в музей ДГАУ.

Кислотность почвы и ее влияние на растения.

Известкование кислых почв.

Практическая работа № 2. Качественное и количественное определение кислотности почвы.

Т е м а 3. Классификация удобрений (2 ч)

Основные виды и формы удобрений. Решение задач.

Местные удобрения, их приготовление, хранение и использование.

Т е м а 4. Микроудобрения (3 ч)

Борные и медные удобрения.

Марганцевые и молибденовые удобрения.

Цинковые и другие удобрения, перспективные для культур южного сельскохозяйственного региона.

Т е м а 5. Минеральные удобрения (4 ч)

Азотные, фосфорные и калийные удобрения.

Сложные и смешанные удобрения.

Решение задач (определение питательности удобрения).

Практическая работа № 3. Распознавание минеральных удобрений.

Т е м а 6. Бактериальные удобрения (2 ч)

Виды и значение бактериальных удобрений (нитрагин, фосфоробактерин, культуры силикатных бактерий).

Практическая работа № 4. Условия действия удобрений на почву и растения.

Т е м а 7. Зеленые удобрения (3 ч)

Сидераты и сидерация.

Бобовые культуры и их значение. Изучение сидератов по гербарию.

Практическая работа № 5. Решение задач с сельскохозяйственным содержанием.

Т е м а 8. Химическая защита растений (2 ч)

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (на примере учебного хозяйства «Донское»).

Инсектициды, фунгициды. Правила хранения пестицидов.

Т е м а 9. Протравливание семян (2 ч)

Фунгициды и бактерициды, их влияние на урожайность культур и получение устойчивого посевного материала.

Практическая работа № 6. Знакомство с гербицидами в учебном хозяйстве «Донское».

Т е м а 10. Химическая борьба с сорняками (2 ч)

Виды сорняков и борьба с ними.

Сорняки на полях учебного хозяйства «Донское».

Т е м а 11. Стимуляция и торможение роста и развития растений (1 ч)

Общее понятие о физиологически активных веществах; дефолиация и десикация; стимуляция и торможение жизнедеятельности растений.

Тема 12. Агрохимические опыты (2 ч)

Уборка и учет урожая. Урок-экскурсия в теплицу.

Практическая работа № 7. Проведение полевых опытов на участке.

Примерное тематическое планирование учебного материала

Таблица предствлена в формате .pdf

Э.Р.УХОВА,
учитель химии средней школы № 61
(п. Персиановский, Октябрьский р-н, Ростовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru