Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Курсы повышения квалификации

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
В.Г.КРАСНОВА,
С.А.СЛАДКОВ

Современная дидактика
школьной химии

Учебный план курса

№ газеты Учебный материал
17 Лекция № 1. Основные направления модернизации школьного химического образования. Эксперимент по переходу школы на 12-летнее обучение. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы и профильное обучение учащихся в старшей школе. ЕГЭ как итоговая форма контроля качества знаний по химии выпускников средней школы. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по химии
18 Лекция № 2. Концентризм и пропедевтика в современном школьном химическом образовании. Концентрический подход к структурированию школьных курсов химии. Пропедевтические курсы химии
19 Лекция № 3. Анализ авторских курсов химии федерального перечня учебников по предмету. Курсы химии основной школы и предпрофильная подготовка учащихся. Курсы химии старшей ступени общего образования и профильное обучение учебной дисциплине. Линейное, линейно-концентрическое и концентрическое построение авторских курсов.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2007 г.)

20 Лекция № 4. Процесс обучения химии. Сущность, цели, мотивы и этапы обучения химии. Принципы обучения химии. Развитие учащихся в процессе обучения химии. Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении химии
21 Лекция № 5. Методы обучения химии. Классификация методов обучения химии. Проблемное обучение химии. Химический эксперимент как метод обучения предмету. Исследовательские методы в обучении химии
22 Лекция № 6. Контроль и оценка качества знаний учащихся как форма руководства их учебной деятельностью. Виды контроля и их дидактические функции. Педагогическое тестирование в химии. Типология тестов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 30 декабря 2007 г.)

23 Лекция № 7. Личностно ориентированные технологии обучения химии. Технологии обучения в сотрудничестве. Проектное обучение. Портфолио как средство мониторинга успешности овладения учащимся учебного предмета
24 Лекция № 8. Формы организации обучения химии. Уроки химии, их структура и типология. Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии. Элективные курсы, их типология и дидактическое предназначение. Другие формы организации учебной деятельности учащихся (кружки, олимпиады, научные общества, экскурсии)
Итоговая работа. Разработка урока в соответствии с предложенной концепцией. Краткий отчет о проведении итоговой работы, сопровождаемый справкой из учебного заведения, должен быть направлен в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2008 г.

ЛЕКЦИЯ № 2

Концентризм и пропедевтика
в современном школьном
химическом образовании

Концентрический подход к структурированию
школьных курсов по химии

Школьный курс химии состоит из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Концентризм на уровне пропедевтики предполагает изучение материала, затрагивающего вопросы химии, в курсах природоведения или естествознания, а также тем, касающихся химии, в курсах биологии (например, химическая организация клетки), географии (химический состав геологических оболочек Земли, минералов и горных пород), физики (основные положения молекулярно-кинетической теории). Затем, в 8–9-х классах, этот материал изучается в системном курсе химии, т.е. на другом «витке спирали».

Пропедевтический концентр реализуют также специально созданные пропедевтические курсы химии, которые предполагают более раннее изучение этого предмета в 7-м или даже в 6-м классе.

Сравнивая стандарты для основной и старшей школы, нетрудно заметить, что содержание их во многом повторяется. Следовательно, в старшей школе базового уровня происходит развитие, расширение и углубление сведений, полученных учащимися в основной школе. В первую очередь это касается сведений по органической химии, с которыми выпускники основной школы лишь познакомились в 9-м классе. Поэтому рассмотрим методику изучения темы «Органические вещества» в 9-м классе из расчета минимального числа часов (8 ч), но в полном соответствии с требованиями стандарта.

1-й урок. «Предмет органической химии.
Валентность. Химическое строение»

Урок рекомендуется построить на сопоставлении органической и неорганической химии.

В начале надо сказать, что в неорганической химии изучались минеральные (неорганические) вещества, а на этом уроке вы познакомитесь с новым типом веществ – органическими веществами. Свое название они получили потому, что раньше эти вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности живых организмов. Сейчас талантом и гением химиков созданы сотни тысяч веществ, не встречающихся в живой природе, – синтетические вещества. Тем не менее в силу традиций и эти вещества называют органическими. Природные и синтетические органические вещества состоят из атомов углерода, в подавляющем большинстве также из атомов водорода и нередко содержат атомы кислорода, азота и некоторых других элементов. Органических веществ, построенных этими элементами (в первую очередь углеродом), насчитывается около 30 млн, тогда как неорганических веществ, образованных всеми 110 элементами таблицы Д.И.Менделеева, – всего 100 тыс.

Для неорганической химии ведущей теоретической основой являются периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, а для органической такой основой служит теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Что же такое химическое строение? Под химическим строением понимают порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности. А что такое валентность? Ученики вспоминают химическое понятие – «ковалентная химическая связь». Они приходят к выводу, что понятие «валентность» определяется числом ковалентных связей, т.е. числом общих электронных пар, вне зависимости от того, по какому механизму образовались эти пары: по обменному или донорно-акцепторному.

Далее учитель отмечает, что в органической химии понятие «валентность» является аналогом понятия «степень окисления», которым учащиеся широко пользовались в неорганической химии. Но эти понятия не равнозначны, т.к. валентность не может быть нулевой и не имеет знака, тогда как степень окисления обязательно характеризуется знаком и может иметь значение, равное нулю.

Для того чтобы показать различие между валентностью и степенью окисления, учитель просит учащихся обратиться к химии азота. Он пишет на доске молекулярные и структурные формулы:

В органической химии порядок соединения атомов в молекулах веществ по валентности (т.е. химическое строение) отражают с помощью структурных формул – полных и сокращенных. Учащиеся получают задание определить степени окисления углерода и записать молекулярные, а также полные и сокращенные структурные формулы для метана СН4, этана С2Н6 и пропана С3Н8 с учетом того, что углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.

2-й урок. «Углеводороды»

Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать формулы (молекулярную, структурную и краткую структурную) этана, обозначить валентность атома углерода и его степень окисления. Аналогичное задание предлагается для пропана.

Затем учащиеся записывают уравнения реакций горения метана, этана, пропана и обсуждают преимущества газообразного топлива, его значение для экономики страны.

Далее учитель записывает на доске схему реакции дегидрирования этана (без введения этого термина):

Следует подчеркнуть, что вторая связь в молекуле этилена образовалась от «безысходности», от «голода». Поэтому полученный углеводород (этилен) относится к ненасыщенным углеводородам. В молекуле этана все валентности атомов углерода насыщены соседними атомами до предела, потому он относится к насыщенным углеводородам. В молекуле этилена имеется ненасыщенная (двойная) связь С=С, а в молекуле этана имеется насыщенная (одинарная) связь. Для того чтобы отличить ненасыщенное органическое соединение от насыщенного, используют качественные реакции – обесцвечивание растворов бромной воды и перманганата калия (проводится демонстрация).

В заключение учащиеся знакомятся с реакцией полимеризации этилена в полиэтилен (на доске записана схема процесса не для запоминания учащимися) и разбирают области применения полиэтилена.

3-й урок. «Спирты»

Урок начинается с рассмотрения схемы реакции гидратации (без введения этого термина) этилена:

Учащиеся получают задание сложить углеводородную часть формулы нового соединения – C2H5 и определить, что представляет собой данная частица. Они определяют, что это молекула этана, потерявшая атом водорода и получившая в результате этого свободную валентность. Вводится понятие «углеводородный радикал» и предлагается символика этой частицы R. Затем внимание учащихся обращается на вторую часть молекулы – гидроксильную группу OH. Учитель подчеркивает, что эта группа определяет принадлежность данного соединения к классу спиртов. Рассматривается понятие «функциональная группа» и название полученного продукта – «этиловый спирт». Для закрепления новых понятий учащиеся анализируют формулу метилового спирта.

Далее рассматриваются области применения этилового спирта и проводится профилактическая работа по предупреждению алкоголизма.

На этом же уроке вводится понятие «атомность спирта» на примере составления формулы трехатомного спирта глицерина. Предлагается следующий а л г о р и т м  д е й с т в и й.

1. Каждую группу OH соотносят с отдельным углеродным атомом, следовательно, основу формулы можно изобразить так:

Недостающие позиции до валентности углерода С(IV) заполняют водородными атомами:

В заключение урока учитель демонстрирует качественную реакцию на многоатомные спирты и разбирает с учащимися область применения глицерина.

4-й урок. «Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры»

Урок начинается с введения новой функциональной группы – COOH (карбоксильной), которая определяет принадлежность соединения к классу кислот. Учащиеся сами выводят общую формулу кислот, применяя знак радикала: R–COOH.

Используя простейший углеводородный радикал R=CH3, они записывают на доске и в тетрадях формулу уксусной кислоты CH3COOH. Это одноосновная кислота. В отличие от неорганических кислот атом водорода, определяющий основность кислоты, записывается не в начале, а в конце формулы. Кислотный остаток в формуле пишется на первом месте. На примере уксусной кислоты полезно отработать общие с неорганическими кислотами свойства: обратимую диссоциацию (как слабого электролита), взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями, идущие с образованием солей уксусной кислоты (RCOO)xM ацетатов (где х – индекс при ацетат-ионе RCOO, равный валентности металла M).

Как новое, неизвестное учащимся свойство кислот дается представление о реакции этерификации. Подчеркивается, что взаимодействие кислот со спиртами является обратимым процессом. Обратная реакция – взаимодействие сложного эфира с водой – называется гидролизом. У учащихся должно остаться модельное представление о процессе в виде следующей схемы:

Далее говорится о значении сложных эфиров в природе и жизни человека.

Как частный случай обратимого процесса «этерификация – гидролиз» учитель объясняет образование и распад жиров:

 

Рассматривается значение этого процесса в жировом обмене у живых организмов. Материал урока связывается со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии. Если позволит время, можно остановиться на использовании реакции гидролиза жира – омылении, для получения мыла.

5-й урок. «Аминокислоты»

Вслед за названием темы урока, записанной на доске, выводится общая формула аминокислот.

Для этого сообщается о третьей функциональной группе – аминогруппе NH2 – как об одновалентном радикале аммиака. (Первая функциональная группа в данном курсе органической химии – гидроксил ОН, вторая – карбоксил СООН.)

Учащиеся делают вывод, что молекула аминокислоты содержит три части: радикал, карбоксильную группу и аминогруппу, которые связаны с углеродным атомом. В результате этих рассуждений становится понятной общая формула аминокислот, которую можно представить в виде:

Далее учитель рассказывает о биологической роли аминокислот как «кирпичиков», из которых строятся молекулы белков. Дается представление о реакции поликонденсации. В результате у учащихся формируется модельное представление об этой реакции в виде следующей схемы:

Говорится о значении этого процесса в белковом обмене у живых организмов. Материал урока связывается со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии.

Затем рассматриваются х и м и ч е с к и е  с в о й с т в а   б е л к о в.

1. Белки горят с характерным специфическим запахом паленого рога (демонстрация горения шерстяной нити, птичьего пера, кусочка натуральной кожи).

2. Под действием внешних факторов происходит разрушение природной (нативной) структуры белка (демонстрируется денатурация растворов куриного белка под действием повышенной температуры, растворов солей тяжелых металлов и этилового спирта).

3. Гидролиз белков (уже был рассмотрен).

4. Цветные реакции белков (демонстрация биуретовой и ксантопротеиновой реакций без введения этих названий).

В заключение урока на основе межпредметных связей с биологией рассматриваются некоторые биологические ф у н к ц и и  б е л к о в.

1. Строительная, или структурная, функция. Подчеркивается, что все живые организмы на Земле, начиная с бактерий и вирусов и заканчивая цветковыми растениями и позвоночными животными, построены из белков.

2. Каталитическая, или ферментативная, функция. Все реакции в живых организмах протекают с участием биологических катализаторов белковой природы – ферментов. Ферменты характеризуются высокой селективностью (избирательностью), они действуют в узком интервале температур. Например, ферменты человека «работают» в пределах 35–42 °С и определенной кислотности среды pH (значение рН для каждой жидкой среды организма свое). Ферменты обладают высочайшей эффективностью по сравнению с неорганическими катализаторами (демонстрируется действие каталазы сырого мяса или картофеля на разложение пероксида водорода).

3. Защитная функция. В основе белковой иммунной системы организма лежат два типа белков: антитела – белки, склеивающие клетки бактерий, и антитоксины – белки, нейтрализующие яды бактерий. Как крайний случай разрушения иммунной системы можно назвать вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД, и рассказать о профилактике этой «чумы ХХ в.».

6-й урок. «Углеводы»

Анализ названия темы урока позволяет вывести общую формулу этого класса органических соединений: Cn(H2O)m.

Важнейший представитель углеводов – негидролизующий моносахарид глюкоза С6Н12О6, знакомый учащимся из курса биологии. Учитель демонстрирует взаимодействие раствора глюкозы со свежеполученным осадком гидроксида меди(II). Учащиеся делают вывод, что глюкоза является многоатомным спиртом. Как же отличить это соединение от обычных многоатомных спиртов? Это можно сделать с помощью реакции «серебряного зеркала» (демонстрационный опыт без записи уравнения реакции и не затрагивая понятия об альдегидах).

Следует подчеркнуть, что подобно аминокислотам в белках молекулы глюкозы являются «кирпичиками» для построения молекул полисахаридов – крахмала и целлюлозы.

После этого вводится представление о реакции поликонденсации. В результате у учащихся формируется модельное представление в виде следующей схемы:

Необходимо объяснить значение этого процесса в углеводном обмене у живых организмов, связывая материал урока со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии.

Затем проводится с р а в н е н и е  к р а х м а л а  и  ц е л л ю л о з ы  в плане нахождения общего и различного у этих полисахаридов.

Общее: оба полимеры, построенные остатками глюкозы, а потому гидролизующиеся с образованием этого моносахарида; оба имеют растительное происхождение.

Различное: в растительной клетке крахмал выполняет запасающую функцию, а целлюлоза – строительную; крахмал дает качественную реакцию с йодом (демонстрация), а целлюлоза – нет; из крахмала получают питьевой и медицинский этиловый спирт, а из целлюлозы – технический денатурат, который ни в коем случае нельзя использовать в качестве алкоголя. Еще раз обращается внимание на антиалкогольную пропаганду.

7-й урок. «Практическая работа
“Идентификация органических соединений”»

Учащиеся выполняют задания типа, указанных ниже.

Задание 1. Определите с помощью характерных реакций растворы:

а) глюкозы и этилового спирта;

б) глицерина и глюкозы;

в) глицерина и куриного белка.

Задание 2. Докажите, что в состав растительного масла входят остатки непредельных карбоновых кислот.

Задание 3. Проделайте реакции, характеризующие свойства глюкозы.

8-й урок. «Контроль и учет знаний по теме
“Органические вещества”»

Для достижения цели этого урока можно использовать задания следующего типа.

Задание 1. По формуле вещества дайте ему название, определите класс соединений, к которому относится данное вещество, охарактеризуйте его значение или применение.

Задание 2. По названию вещества запишите его формулу и далее действуйте как в первом задании.

Небольшое количество часов, отводимое на рассмотрение органических соединений в основной школе, диктуется особенностями изучения химии в 9-м классе. Не секрет, что интерес учащихся к изучению химии в 9-м классе резко снижается по сравнению с 8-м классом. В 9-м классе рассматривается весь курс химии элементов. В этом классе проводится предпрофильная подготовка. 9-й класс является выпускным классом за курс основной школы. Поэтому необходимо изыскать резерв времени для обобщения курса и подготовки к экзамену тех учеников, которые определили для себя химию в качестве выпускного экзамена по выбору. Это тем более актуально, что планируется введение выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и в 9-м классе.

Концентризм между темами курса в пределах одного года обучения можно проиллюстрировать развитием понятий о металлах и неметаллах. Согласно трем формам существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, соединения элементов) в формировании понятий «металлы» (М) и «неметаллы» (НМ) можно выделить три основных концентра, три витка спирали:

М. Сложные вещества. НМ.

М. Простые вещества. НМ.

М. Атомы. НМ.

Каждый из этих концентров в свою очередь можно рассматривать на двух уровнях: в статике – состав и строение (без химического процесса) и в динамике – в химическом процессе, в реакциях.

Концентризм дидактически оправдан и эффективен также и при обучении химии внутри темы.

Так, в теме курса «Атомы химических элементов» концентры формируются следующим образом.

1-й концентр – характеристика положения элемента в периодической системе Д.И.Менделеева. Например, ответ учащегося может звучать так: «Калий – элемент номер 19 периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Это элемент 4-го большого периода, главной подгруппы
I группы – подгруппы щелочных металлов».

2-й концентр – строение атома. Сначала учащийся повторяет текст первого концентра, а затем продолжает его, например так: «Номер элемента указывает на заряд атомного ядра, т. е. на число протонов в нем – для калия это число равно 19. Поскольку относительная атомная масса калия имеет дробное значение (39,098), можно предположить существование природных изотопов у этого элемента со значениями массовых чисел 39 и 40. Очевидно, что в природной смеси изотопов подавляющее большинство приходится на легкие изотопы, ибо среднее значение относительной атомной массы калия приблизительно равно 39. Отличаться изотопы калия будут числом нейтронов в ядре атома: для 39K оно равно 20, для 40K – 21».

3-й концентр – строение электронной оболочки атома химического элемента. Учащийся повторяет тексты 1-го и 2-го концентров и продолжает их на 3-м концентре: «Поскольку всякий атом электронейтрален, то на электронной оболочке атома калия содержится 19 электронов, которые в соответствии с номером периода располагаются на четырех энергетических уровнях:
39K 2e, 8е, 8е, 1е. Внешний энергетический уровень атома калия содержит 1е в полном соответствии с номером группы, в которой расположен этот химический элемент».

Концентрическое построение дает хорошие результаты и при структурировании отдельного урока или даже его отдельного этапа. Например, формирование умения у восьмиклассников расставлять коэффициенты в уравнениях реакций при рассмотрении реакции замещения можно осуществить с помощью следующих трех концентров.

1-й концентр – на примере взаимодействия соляной кислоты с цинком. В соответствии с общим правилом составления химических уравнений учащиеся начинают работу с анализа формулы соли, затем расставляют коэффициенты и в результате получают уравнение:

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2.

2-й концентр – на примере взаимодействия соляной кислоты с алюминием. Из анализа формулы соли следует, что перед формулой соляной кислоты надо поставить коэффициент 3, а перед формулой водорода – дробный коэффициент 1,5:

3HCl + Al = AlCl3 + 1,5H2.

Удвоение коэффициентов позволяет получить окончательный вид уравнений:

6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2.

3-й концентр – на примере взаимодействия раствора серной кислоты с алюминием. Здесь проводится анализ более сложной формулы соли. В состав образующейся соли входят сульфат-ионы, число которых в соли равно трем: Al2(SO4)3. Результат такого анализа приводит к постановке коэффициента 3 перед формулой серной кислоты:

3H2SO4 + 2Al = Al2(SO4)3 + 3H2.

Пропедевтические курсы химии

Проанализируем концептуальные направления разработки пропедевтических курсов химии.

Первое направление – это введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение частных предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г.Хрипковой [1]. Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаки химических элементов, химические формулы, валентность), классами неорганических соединений (кислоты и основания) и химическими явлениями, происходящими с ними (условия протекания химических реакций, некоторые типы и виды реакций – разложение, соединение, горение).

Идею интеграции, но только физики и химии, реализует пропедевтический курс А.Е.Гуревича с соавторами [2]. Этот курс знакомит учащихся 5–6-х классов с предметом химии и научными методами ее познания, со строением вещества (молекулы, атомы, ионы), с составом вещества (простые и сложные – оксиды, кислоты, основания и соли), некоторыми органическими соединениями (белки, жиры, углеводы) и химическими явлениями (реакции соединения и разложения и уравнения таких реакций на основе закона сохранения массы веществ).

Курсы Хрипковой и Гуревича имеют методическое обеспечение, позволяющее представить их в виде полноценного учебно-методического комплекта.

Второе направление полностью соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, «Введение в химию» [3]. Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами школьного курса химии как основной, так и средней школы, а также с началами химического эксперимента, включающего в себя 27 лабораторных опытов.

Курс «Введение в химию» разработан под руководством Г.М.Чернобельской и являет собой знакомство с химией как наукой о веществах и их превращениях, представленное в виде отдельных логически завершенных учебных блоков.

Блок «Вещества» рассматривается в следующем наполнении: чистые вещества и смеси, способы их разделения, дается понятие о химическом элементе и химической символике (знаки и формулы), относительных атомной и молекулярной массах.

Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций, химическими уравнениями, скоростью химической реакции и факторами ее зависимости и даже с энергией активации.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химический элемент и вещество), аллотропии, окислении, составе воздуха, воде и ее круговороте, о химическом составе литосферы и биосферы.

Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белки, углеводы, жиры, витамины, лекарства), препаратах бытовой химии и косметики. Замечательный, доступный, образный язык учебника позволяет ненавязчиво познакомить учащихся с профилактикой алкоголизма и наркомании и показать роль химии в гуманитарных областях деятельности человека. Этот учебник подкреплен соответствующим методическим пособием [4].

Третье направление реализует авторский коллектив под руководством О.С.Габриеляна [5, 6].

Основные цели этого курса следующие:

– подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;

– разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

– сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

– отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

– показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;

– интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Для достижения этих целей авторам пришлось ориентироваться на то, что курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным планом и изучение его – исключительно инициатива руководства школы. Поэтому ученики, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, окажутся в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтику, другие изучали ее из расчета 1 ч в неделю, третьи – из расчета 2 ч в неделю. Такое положение некорректно в свете закона о защите прав ребенка. Следовательно, авторы не имели права при конструировании своего курса включать в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы.

Курс состоит из четырех частей (тем).

П е р в а я  т е м а «Химия в центре естествознания» позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам. Сюда входит знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами (правила техники нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксация результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы «лонготуденального» (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

В т о р а я  т е м а «Математика в химии» позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач и для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика.

Т р е т ь я  т е м а «Явления, происходящие с веществами» актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.

Ч е т в е р т а я  т е м а «Рассказы по химии» призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии: этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.

Четвертое направление представляет собой самое радикальное из существующих курсов пропедевтики. Оно реализует идею раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составную часть школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г.Остроумова [7, 8].

Перенесение части учебного материала из 8-го класса в 7-й позволяет:

– уменьшить интенсивность прохождения учебного материала курса химии;

– добиться возможности изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

– формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

– эффективно развивать не только предметные знания, умения и навыки, но и личностные качества учащихся в целом;

– интегрировать химию в систему естественно-научных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественно-научной картины.

Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике – состав, строение и физические свойства веществ и в динамике – химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Соответственно курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс включает шесть разделов.

П е р в ы й  р а з д е л «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами. Дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.

В т о р о й р а з д е л «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомы, ионы, молекулы), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Т р е т и й  р а з д е л «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Ч е т в е р т ы й  р а з д е л «Состав веществ. Химическая символика» посвящен химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам, формулам и расчетам на их основе.

П я т ы й  р а з д е л «Простые вещества» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ – металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов.

Ш е с т о й  р а з д е л, заключительный, «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений, а также важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на ключевом понятии химии «валентность».

Краткий анализ существующих курсов пропедевтики наглядно демонстрирует возможности выхода из временного цейтнота, сложившегося в школьном химическом образовании.

Для того чтобы сохранить профессию учителя химии и химию как частную учебную дисциплину, очевидно, необходимо сместить систематическое изучение ее на год раньше, т.е. начать обучение химии с 7-го класса.

Л и т е р а т у р а

1. Хрипкова А.Г., Иванова Р.Г., Иванова Т.В. и др. Естествознание. Учебник для 6–7 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Просвещение, 1996.

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

3. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Владос, 2003.

4. Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию»: 7 класс. М.: Владос, 2004.

5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.

6. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

7. Остроумов И.Г., Боев А.С. Химия. 7 класс. Введение в химию. Вещества. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Сиринъ, 2006.

8. Остроумов И.Г., Боев А.С., Аксенова И.Б. Химия. 7 класс. Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». М.: Сиринъ, 2006.

Рейтинг@Mail.ru