Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Химия и растениеводство

Программа элективного курса по химии

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия и растениеводство» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с ориентацией на естественно-научный профиль. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофессионального обучения.

Курс ориентирован на углубление, расширение и интеграцию знаний по химии, биологии и географии, имеет профориентационную направленность на приобретение профессии специалиста сельского хозяйства (агрономия, агрохимия, цветоводство, овощеводство, садоводство, фермерское хозяйство).

Цели. Расширение знаний учащихся о применении химических веществ в растениеводстве, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса. Формировать у учащихся осознание необходимости приобретения новых знаний о веществах, используемых для улучшения свойств почв, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, их влиянии на окружающую среду и здоровье человека; учить правильно пользоваться удобрениями, средствами защиты растений от болезней и вредителей, проводить расчеты норм внесения удобрений, готовить растворы веществ заданной концентрации и т. п.; развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности; расширять кругозор учащихся, развивать их умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач; использовать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.

Элективный курс рассчитан на 14 ч. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, экскурсий.

Завершает курс защита рефератов или итоговая конференция.

Программа курса

Введение (1 ч)

Растениеводство как одна из основных отраслей сельского хозяйства, наука о возделывании сельскохозяйственных растений. Значение растениеводства в народном хозяйстве.

Тема 1. Состав и свойства почвы (1 ч)

Улучшение структуры почв химическими препаратами (химическая мелиорация почв). Ионообменные процессы в почве. Известкование почв.

Демонстрации. Образцы почв разного механического состава.

Практикум (1 ч). Практическая работа № 1 «Определение механического состава почвы и рН почвенного раствора».

Тема 2. Удобрения и их классификация (1 ч)

Минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные; макро- и микроудобрения; простые, сложные и комплексные удобрения.

Органические и смешанные органоминеральные удобрения.

Нормы и сроки внесения удобрений в почву.

Демонстрации. Коллекция «Удобрения».

Практикум (3 ч). Практическая работа № 2 «Распознавание минеральных удобрений».

Практическая работа № 3 «Решение задач на расчет питательной ценности удобрений и приготовление растворов удобрений заданной концентрации».

Практическая работа № 4 «Определение содержания нитратов в овощах и плодах».

Тема 3. Химические средства защиты растений (1 ч)

Пестициды: гербициды, фунгициды, зооциды, инсектициды и др.

Регуляторы роста растений: ауксины, гиббереллины, витамины.

Демонстрации. Образцы гербицидов, инсектицидов и т. п. (в герметично упакованном виде).

Образцы регуляторов роста растений.

Практикум (1 ч). Практическая работа № 5 «Расчет массовой доли гербицида или пестицида в растворе».

Тема 4. Овощеводство и картофелеводство (1 ч)

Агротехника возделывания овощных культур. Районированные сорта. Вредители и болезни овощных культур приусадебного хозяйства и меры борьбы с ними.

Тема 5. Комнатное цветоводство (1 ч)

Приготовление почвенной смеси для разных видов растений, уход, удобрения. Вредители и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними.

Демонстрации. Фотоальбом «Комнатные растения», наборы открыток «Декоративно-лиственные растения» и «Красиво цветущие растения».

Тема 6. Садоводство и выращивание
плодово-ягодных культур на садовом участке
(1 ч)

Выбор сортов плодово-ягодных культур. Технология посадки и ухода за растениями. Вредители и болезни плодово-ягодных культур и меры борьбы с ними.

Экскурсия на станцию агрохимической службы «Новгородская» (1 ч).

Итоговая конференция (1 ч).

Темы рефератов

1. Фотосинтез глазами химика.

2. Средства борьбы с вредителями и болезнями растений.

3. Влияние средств защиты растений на окружающую среду.

4. Растительная пища в нашем рационе.

5. Этот цветок я вырастил сам.

6. Я хочу быть…

Тематическое планирование учебного материала

Занятие 1. Введение. Растениеводство, его значение. Лекция.

Составление опорного конспекта, запись тезисов лекции.

Занятие 2. Почва. Химическая мелиорация почв. Семинар. Сообщения учащихся.

Занятие 3. Практическая работа № 1 «Определение механического состава почвы и рН почвенного раствора».

Составление отчета по работе.

Занятие 4. Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Семинар, работа в группах. Выступления с докладами, составление таблиц.

Занятие 5. Практическая работа № 2 «Распознавание минеральных удобрений». Составление отчета по работе.

Занятие 6. Практическая работа № 3 «Решение задач на расчет питательной ценности удобрений и приготовление растворов удобрений заданной концентрации». Отчет по работе.

Занятие 7. Практическая работа № 4 «Определение содержания нитратов в овощах и плодах». Отчет по работе.

Занятие 8. Химические средства защиты растений. Регуляторы роста растений. Лекция.

Составление опорного конспекта, запись тезисов лекции.

Занятие 9. Практическая работа № 5 «Расчет массовой доли гербицида или пестицида в растворе». Отчет по работе.

Занятие 10. Овощеводство и картофелеводство. Семинар, работа в группах. Доклады и сообщения по теме.

Занятие 11. Комнатное цветоводство. Уход за цветами дома. Семинар.

Сообщения учащихся. Создание картотеки комнатных растений.

Занятие 12. Садоводство и плодоводство. Лекция.

Составление опорного конспекта, запись тезисов лекции.

Занятие 13. Работа научно-исследовательских учреждений по изучению почв, оценка качества растениеводческой продукции. Экскурсия на станцию агрохимической службы «Новгородская». Отчет об экскурсии.

Занятие 14. Итоговая конференция.

Защита рефератов.

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

• типы почв по механическому составу;

• способы определения кислотности почв;

• классификацию удобрений;

• качественный и количественный состав удобрений;

• сроки и способы внесения удобрений;

• виды гербицидов, инсектицидов и регуляторов роста растений и правила их применения;

• последствия неправильного хранения и применения удобрений и химических средств защиты растений, влияние химикатов на окружающую среду;

• виды и сорта сельскохозяйственных растений;

• виды комнатных растений;

• общие правила агротехники возделывания сельскохозяйственных культур;

• наиболее распространенные вредители и болезни сельскохозяйственных культур;

• способы борьбы с ними;

• правила техники безопасности при работе с химическими препаратами;

уметь:

• определять тип почвы по механическому составу;

• определять кислотность почвенного раствора;

• определять минеральные удобрения;

• готовить растворы удобрений нужной концентрации;

• применять удобрения для внекорневых и корневых подкормок;

• проводить обработку растений с целью защиты от вредителей и болезней;

• пользоваться справочной литературой;

• соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими препаратами.

Методические рекомендации

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические работы, экскурсии.

В вводной части курса рекомендуется сосредоточить основное внимание на значении растениеводства в современном хозяйстве нашей страны, необходимости его интенсификации, а также на практической направленности знаний, приобретаемых при изучении данного образовательного курса.

При изучении курса рассматривается использование различных химических соединений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе и в личном подсобном хозяйстве. Приобретение новых знаний особенно значимо для учащихся сельских школ и тех ребят, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с сельскохозяйственным производством.

Раздел о выращивании комнатных растений обогатит знаниям цветоводов-любителей и будущих цветоводов-профессионалов.

Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту и практическим работам. Их выполнение способствует формированию у учащихся навыков работы с веществами. Кроме того, химический эксперимент служит источником новых знаний. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, в ходе их выполнения учащиеся приобретают практически значимые знания и умения.

Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии на местное сельскохозяйственное предприятие, химическую лабораторию и т.п.

Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам, опорные конспекты, тезисы, доклады, сообщения, рефераты, схематические таблицы, отчеты об экскурсиях. Итоги работы обсуждаются на конференции.

Л и т е р а т у р а

Артюнин А.М., Державин Л.М. Краткий справочник по удобрениям. М: Колос, 1984; Белин В.Ф. Ваш огород (маленькая энциклопедия). М.: Большая российская энциклопедия, 1998; Ван дер Неер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. СПб.: ООО «Кристалл», 2005; Дорофеева Т.И. Эти двуликие нитраты. Химия в школе, 2002, № 5; Крикнин Н.Я. Ваш сад. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1988; Михалева М.В., Мартыненко Б.В. Экспресс-диагностика потребности растений в соединениях азота. Химия в школе, 2004, № 9; Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. Л.: Наука, 1982; Сельскохозяйственная энциклопедия. Под ред. В.В.Мацкевича и П.П.Лобанова. М.: Советская энциклопедия, 1974; Энциклопедический словарь юного химика. Под ред. Д.Н.Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.

А.В.ЕГОРОВА,
учитель химии
Борковской школы
(Новгородская обл.)

Рейтинг@Mail.ru