Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Химический эксперимент

Элективный курс • 8–9 классы

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся 8–9-х классов, желающих расширить свои знания по предмету, и рассчитана на 10 ч (пять занятий по 2 ч).

Цель. Развитие познавательного интереса учащихся 8–9-х классов к предмету «Химия».

Задачи. Получение новых знаний в рамках расширения программного материала по химии в 8–9-х классах; отработка практических навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ по органической и неорганической химии; формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни; находить взаимосвязи химии с родственными науками – биологией, физикой и экологией; вовлечение учащихся в исследовательскую работу; развитие мышления и долговременной памяти, умений выполнять операции синтеза, анализа, сравнения; формирование умений работать с понятийным аппаратом (тезаурус), культуры химического эксперимента.

Формы работы

1) Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

2) Парная (выполнение более сложных практических работ).

3) Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций).

Видеофрагменты, используемые на занятиях

1) «Металлы» (нахождение в природе, сплавы, свойства).

2) «Неметаллы» (нахождение в природе, известные соединения, свойства).

3) «Кислотные дожди. Как они образуются. Защита окружающей среды». (Работая с кислотами, ребята начинают задумываться о том, какое место кислоты занимают в нашей жизни, как они влияют на наш организм.)

4) «Великие российские ученые, их вклад в развитие науки химии». (После просмотра видеофрагмента учитель показывает демонстрации, связанные с великими открытиями. Учащиеся испытывают чувство гордости за своих соотечественников, у них появляются мысли о своей значимости и своем возможном вкладе в развитие науки химии.)

На занятиях используются межпредметные связи химии и биологии, химии и физики, химии и экологии. Это разжигает еще больший интерес к данной науке и другим наукам, с которыми химия взаимосвязана и взаимодействует.

Содержание курса

1. Химические эксперименты и их история.

2. Металлы и неметаллы в нашей жизни.

3. Решение практических задач по неорганической химии.

4. Органические вещества в нашей жизни.

5. Решение практических задач по органической химии.

Темы рефератов

1. Кислотные дожди.

2. Озоновые дыры.

3. Угарный газ. Его влияние на живые организмы.

4. Метан. Применение метана и его производных в жизнедеятельности человека.

5. Белок, синтез белка. Превращение белков пищи в организме.

Планирование занятий

Занятие 1. Химические эксперименты и их история

Оборудование и реактивы. Для демонстрационных опытов: подставка, асбестовая сетка, демонстрационные весы, большая коническая колба, воздушный шарик, кусочек мела, дихромат аммония, соляная кислота, хлорид железа(III), тиоцианат калия, фторид калия, раствор аммиака.

Для лабораторных опытов: хлорид меди(II), гидроксид натрия, карбонат натрия, cоляная кислота, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, растворы нитрата серебра, серной кислоты и хлорида бария.

П л а н

1. Беседа с учащимися о целях и задачах данного курса.

2. Где в быту мы сталкиваемся с химией? (Фрагмент видеофильма.)

3. Инструктаж по технике безопасности (по стенду, который висит в кабинете).

4. Химия – наука о веществах. (Сколько открыто химических элементов? Количество неорганических и органических веществ в природе в сравнении друг с другом.)

5. Пять признаков химической реакции. Действие веществ на индикаторы. Катализатор, его функции в химической реакции (выполнение работы учащимися индивидуально).

6. Вклад российских химиков в развитие науки. (Закон сохранении массы и энергии М.В.Ломоносова. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Фрагмент видеофильма. Разговор о великих химиках по портретам.)

7. Демонстрация опытов: а) «Дым без огня» – история этого опыта; б) «Закон сохранения массы вещества до и после реакции».

Опыт, подтверждающий закон М.В.Ломоносова, проводят с помощью весов, колбы с раствором соляной кислоты, кусочка мела и воздушного ша-рика.

8. Демонстрация опытов «Вулкан», «Появление крови и ее исчезновение».

9. Открытие кислорода Джозефом Пристли. История открытия в стихах. Беседа о значении кислорода в нашей жизни. Фотосинтез и его роль.

10. Итоги занятия. (Что удалось узнать нового?)

11. Домашнее задание – тема проектной работы. (Каждому учащемуся дается конкретное задание до конца всего курса.)

Занятие 2. Металлы и неметаллы в нашей жизни

Оборудование и реактивы. Для демонстрационных опытов: три химических стакана, образцы коллекций металлов, неметаллов и сплавов, лучинки, спички; растворы гидроксида натрия, фенолфталеина и уксусной кислоты, концентрированная серная кислота, пробирки с цинком, магнием и медью, медный, алюминиевый и железный цилиндрики, склянка с серой и красным фосфором, пероксид водорода, оксид марганца(IV).

Для лабораторных опытов: штатив с пробирками, лучинка, спички, пробирка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовка; гранула цинка, медная проволока и порошок магния, раствор уксусной кислоты, перманганат калия.

1. Организационный момент.

2. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

3. Контроль выполнения домашнего задания. (Что уже удалось сделать по теме проектной работы?)

4. Повторение основных моментов первого занятия.

5. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы. Работа с образцами коллекций «Металлы», «Неметаллы», «Сплавы».

6. Выполнение практической работы «Получение кислорода и водорода в лаборатории и их распознавание».

а) Демонстрационный опыт (учитель проводит с объяснением правил работы).

Основные этапы работы:

1) получение кислорода и его распознавание;

2) получение водорода и его распознавание;

3) оформление работы и написание уравнений реакций.

в) Итоги практической работы. (Вывод делают сами учащиеся.)

7. Различные способы получения кислорода.

а) Получение кислорода из пероксида водорода (выполняет учитель);

б) собирание кислорода над водой и на воздухе; обнаружение кислорода;

в) Горение серы и фосфора в кислороде.

8. Получение водорода в аппарате Киппа (демонстрационный опыт).

9. Реакция восстановления меди из оксида меди(II).

10. «Чародейство» продолжается. (Демонстрация «получения» из воды вина, а из вина – воды.)

11. Анализ чародейства. (Учащиеся узнают, что в стакане № 1 находился раствор щелочи, в стакане № 2 – раствор фенолфталеина (поэтому раствор стал малинового цвета), а в стакане № 3 – несколько капель концентрированной серной кислоты.)

12. Итоги занятия. (Что нового удалось узнать?)

13. Инструкции по домашней проектной работе.

Занятие 3. Решение практических задач по неорганической химии

Оборудование и реактивы. Таблицы «Действие среды на различные индикаторы», «Качественные реакции на неорганические ионы». Для демонстрационных опытов – растворы веществ в подписанных пузырьках: фенолфталеина, лакмуса, метилоранжа, гидроксида натрия, хлорида натрия, серной кислоты, хлорида железа(III), сульфата меди(II), хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты.

Для лабораторных опытов: растворы веществ – фенолфталеина, лакмуса, хлорида натрия, гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида железа(III), сульфата меди(II), хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты.

1. Организационный момент.

2. Ответы на вопросы учащихся по домашнему заданию. (Что уже получилось по проектной работе?)

3. Вспомнить демонстрацию «Дым без огня» из занятия 1. (Какие вещества были взяты? Каков результат эксперимента?)

4. Демонстрация опыта «Дым без огня со снегом». Обсуждение опыта. Что нового в эксперименте? Какие для этого необходимы новые вещества? Каков итог эксперимента?

5. Вопросы техники безопасности.

6. Выполнение практической работы «Распознавание неорганических веществ».

а) Демонстрационный опыт проводит учитель с объяснением правил работы.

Задание 1. С помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин и метилоранж) распознать, в каких пробирках наxодятся растворы серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия.

Задание 2. С помощью предложенных реактивов (растворы серной кислоты, соляной кислоты и гидроксида натрия) распознать, в каких пробирках находятся растворы хлорида железа(III), сульфата меди(II), хлорида бария, нитрата серебра.

б) Выполнение работы учащимися (парная работа).

в) Оформление работы в тетрадях.

7. Подведение итогов занятия.

8. Домашнее задание – продолжить работу по проектной деятельности.

Занятие 4. Органические вещества в нашей жизни

Оборудование и реактивы. Для демонстрационных опытов: прокаленный речной песок, пробирка, штатив, спиртовка, газоотводная трубка, спички, штатив для пробирок, таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов»; концентрированная серная кислота, раствор перманганата калия, этиловый спирт.

Для практической работы: прокаленный речной песок, спиртовка, спички, штатив, газоотводная трубка; раствор перманганата калия, пробирка со смесью концентрированной серной кислоты и этилового спирта.

1. Организационный момент.

2. Предварительная оценка домашнего задания. (Что же получилось?)

3. Основные классы неорганических соединений. Примеры применения некоторых веществ.

4. Познакомить учащихся с предметом органической химии (значение в жизни человека, формулы органических веществ гомологического ряда предельных углеводородов).

5. Вопросы по технике безопасности (работа с природным газом).

6. Практическая работа «Получение этилена и распознавание его с помощью раствора перманганата калия».

а) Демонстрационный опыт (проводит учитель с объяснением правил работы).

Задание 1. Получение этилена нагреванием смеси жидких веществ, находящихся в пробирке.

Задание 2. Распознавание этилена с помощью поджигания газа и обесцвечивания раствора перманганата калия.

Основные этапы работы:

1) получение этилена;

2) распознавание газа;

3) оформление работы.

7. Итоги занятия.

8. Домашнее задание. Закончить работу по проектной деятельности. К следующему разу принести оформленную работу.

Занятие 5. Решение практических задач по органической химии

Оборудование и реактивы. Для демонстрационных опытов: кусочек белого хлеба, яблоко, спиртовой раствор йода, глюкоза, глицерин, этиловый спирт, спички, растворы гидроксида натрия и сульфата меди(II).

Для практической работы: раствор белка, концентрированная азотная кислота, растворы гидроксида натрия и сульфата меди(II).

1. Организационный момент.

2. Учащиеся называют темы своих рефератов (всего пять тем) и коротко раскрывают суть вопроса (о чем работа). Учитель собирает работы.

3. Беседа, в ходе которой учащиеся рассказывают о предмете органической химии, ее значении в жизни человека, приводят формулы органических веществ гомологического ряда предельных углеводородов.

4. Повторение правил техники безопасности.

5. Практическая работа «Распознавание органических веществ».

а) Демонстрационный опыт (проводит учитель с объяснением правил работы).

Задание 1. С помощью растворов гидроксида натрия, сульфата меди(II) и концентрированной азотной кислоты выполнить две качественные реакции на раствор белка. Задание 2. Используя предложенные реактивы: растворы гидроксида натрия и сульфата меди(II), спиртовой раствор йода, а также лучинку с ватным тампоном, распознать, в каких пробирках находятся глюкоза, глицерин, этиловый спирт, раствор крахмала.

б) Выполнение работы учащимися самостоятельно (парная работа).

6. Итоги элективных курсов.

7. Выставление оценок за курс в дневник.

Л и т е р а т у р а

Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. М.: Дрофа, 1997.

О.В.САВОСТИНА,