Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2007

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Учимся учиться химии

Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки • 8 класс

Пояснительная записка

Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От учащихся требуется повседневная кропотливая и значительная по объему самостоятельная работа, причем весьма специфичная и разнообразная. По учебному плану на овладение методами и приемами учебной работы не отводится специального времени. Поэтому возникла необходимость в курсе, который помог бы учащимся сформировать и развить навыки изучения химии. Если ученик знает, что надо сделать, но не знает как, вряд ли можно рассчитывать на продуктивное выполнение им учебного задания.

Программа курса «Учимся учиться химии» предназначена для учащихся 8-го класса. Курс рассчитан на 34 ч, из них на лекционные занятия отведено 7 ч, на семинары – 15 ч, на практические работы – 10 ч, резервное время – 2 ч. Курс состоит из шести разделов.

Цели курса. Ориентация на естественно-научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.

Задачи курса. Дать учащимся представление о методах и приемах работы с химическими текстами и другими заданиями, развить логику химического мышления, привить интерес к предмету, сформировать и развить навыки чтения химических книг, сформировать умения безопасной работы с веществами, научить планировать химический эксперимент, делать выводы, помочь учащимся научиться применять знания к решению практических задач.

Содержание учебного материала

Т е м а 1. Зачем надо учить химию? (2 ч)

Место химии среди наук о природе. Связь химии с биологией, экологией, физикой, математикой, историей, философией.

Т е м а 2. Как учиться химии? (2 ч)

Химический язык. Современные и алхимические записи.

Условия успешного изучения химии. Организация работы в классе и дома. Приемы запоминания. Формы работы с новым материалом. Ведение тетрадей.

Работа с химической литературой. Работа со справочными материалами. Составление таблиц, диаграмм. Системно-структурный подход к изучению материала.

Наблюдение за химическим экспериментом. Формулировка выводов о проведенных опытах «от частного к общему».

Т е м а 3. Химия в истории цивилизации (4 ч)

Формирование химии как науки. Важнейшие эпохи развития химии. Величайшие ученые химики, их вклад в развитие и становление химии.

Наиболее интересные и курьезные открытия в химии.

Химия на современном этапе. Чем заняты химики мира в наши дни: генная инженерия, сверхпроводники, нанотехнологии и т. д.

Т е м а 4. Учимся проводить химические опыты и объяснять результаты (10 ч)

Техника безопасности при проведении химических опытов. Организация рабочего места. Оформление результатов практических работ. Работа с инструктивными картами.

Творческая работа. Составление и изготовление инструктивных карт.

Практические работы

1. Техника работы с измерительными приборами: весами, мерной посудой, пипетками.

2. Изучение физических свойств веществ.

3. Очистка воды дистилляцией. Оценка качества проб воды.

4. Кислотно-осно?вные индикаторы. Измерение кислотности различных объектов.

5. Изучение растворимости веществ.

6. Выращивание кристаллов из растворов солей.

7. Получение солей различными способами.

8. Получение меди из сульфата меди(II).

9. Генетическая связь классов неорганических веществ.

Т е м а 5. Учимся решать расчетные задачи (7 ч)

Формулы для решения расчетных задач. Перевод одних единиц измерения в другие. Правила оформления расчетных задач.

Решение расчетных задач с практическим содержанием по темам: 1) «Количество вещества. Число Авогадро»; 2) «Вывод формулы вещества»; 3) «Смеси веществ»; 4) «Растворы»; 5) «Расчеты по уравнениям реакций».

Т е м а 6. Без химии ни шагу (7 ч)

Знакомая химия: продукты питания, лекарства, косметика, строительные материалы, средства бытовой химии. Вещества, входящие в состав данных предметов. Работа с образцами лекарств.

Д е м о н с т р а ц и о н н ы е  о п ы т ы

1) Обнаружение глюкозы в фруктовом соке.

2) Обнаружение фенола в аспирине.

3) Исследование рН мыла и косметических средств.

4) Анализ стекла.

5) Изучение состава отбеливателей и пятновыводителей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Соблюдать правила: техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами; личного поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни; оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить: нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание; распознавание кислорода, водорода, растворов кислот и щелочей.

Вычислять: молекулярные и молярные массы веществ по химическим формулам; массовую долю растворенного вещества в растворе; массовую долю химического элемента в веществе; количества вещества (и массы) всех веществ, участвующих в реакции, по количеству вещества (или массе) одного из веществ, участвующих в реакции.

Уметь: планировать химический эксперимент, подбирать для него оборудование, наблюдать за признаками протекания реакций, оформлять отчет о работе; приводить результаты изучения материала в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; по имеющимся данным строить графики.

Иметь представление о: исторических этапах развития химии, работах великих химиков, истории открытия химических элементов, связях химии c другими науками (физикой, биологией, географией, экологией), роли химии в решении экологических проблем.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Форма проведения
Тема 1. Зачем надо учить химию? (2 ч)
1 Химия среди других наук об окружающем мире Лекция
2 Почему химию должен знать врач, агроном, автомобилист, турист, фотограф и т.д. Семинар
Тема 2. Как учиться химии? (2 ч)
3 Химический язык. Требования к оформлению задач, практических работ Лекция
4 Работа со справочными пособиями. Наблюдение за химическим экспериментом Семинар
Тема 3. Химия в истории цивилизации (4 ч)
5 Химия в древности и в средние века Лекция
6 Как были открыты химические элементы, вещества, реакции Лекция
7 Современная химия. Пути развития химии Лекция
8 Исторический эксперимент Практикум
Тема 4. Учимся проводить химические опыты
и объяснять результаты
(10 ч)
9 Правила техники безопасности при проведении опытов Лекция
10 Техника работы с измерительными приборами: весами, мерной посудой, пипетками Практикум
11 Изучение физических свойств веществ Практикум
12 Очистка воды дистилляцией. Оценка качества проб воды Практикум
13 Кислотно-основные индикаторы. Измерение кислотности различных объектов Практикум
14 Изучение растворимости веществ Практикум
15 Выращивание кристаллов из растворов солей Практикум
16 Получение солей различными способами Практикум
17 Получение меди из сульфата меди(II) Практикум
18 Генетическая связь классов неорганических веществ Практикум
Тема 5. Учимся решать расчетные задачи (7 ч)
19 Правила оформления расчетных задач. Классификация расчетных задач Лекция
20 Решение задач с практическим содержанием по теме «Количество вещества. Число Авогадро» Семинар
21 Решение задач с практическим содержанием по теме «Вывод формулы вещества» Семинар
22 Решение задач с практическим содержанием по теме «Смеси веществ» Семинар
23 Решение задач с практическим содержанием по теме «Растворы» Семинар
24–25 Решение задач с практическим содержанием по теме «Расчеты по уравнениям реакций» Семинар

Тема 6. Без химии ни шагу (7 ч)

26 Химия в знакомых предметах: продукты питания Семинар
27 Химия в знакомых предметах: лекарства Семинар
28 Химия в знакомых предметах: косметика Семинар
29 Химия в знакомых предметах: строительные материалы Семинар
30 Химия в знакомых предметах: средства бытовой химии Семинар
31–32 Защита творческих проектов Семинар

Е.Е.КОРОЛЕВА,
учитель химии
(г. Печора, Республика Коми)

Рейтинг@Mail.ru