Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

Кристаллические решетки

9 класс
Как cделать так, чтобы даже самый скучный материал по предмету был учащимся интересен? Ребятам интересно тогда, когда они сами добывают знания, из пассивных слушателей на какой-то момент становятся активными участниками урока.

В течение двух лет я разрабатываю и применяю на практике в 8–11-х классах уроки – учебные ситуации (технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности). Учебная ситуация состоит из трех этапов: целевого, поискового и рефлексивного пространства. Все они между собой функционально взаимосвязаны.

I этап – организация целевого пространства

1. Создание творческих микрогрупп.
2. Ввод в ситуацию, постановка проблемы.
3. Выбор средств, позволяющих реализовывать цели.

II этап – организация поискового пространства

1. Определение способов совместной деятельности.
2. Реализация программы общей деятельности.
3. Обсуждение результатов решения проблемы в микрогруппах.
4. Вывод научной нормы.

III этап – организация рефлексивного пространства

1. Осознание метода деятельности.
2. Осознание затруднений, ошибок.
3. Постановка и выход на новую проблему.

Все учебные ситуации строятся на постановке проблемы. Учащиеся решают эту проблему на уроке с помощью различных средств и приходят к самостоятельным выводам. Такие уроки направлены на развитие учебных умений и навыков, умение работать с литературой, выделять главное, обобщать и делать выводы, строить аргументированный рассказ. Уроки самостоятельного и совместного освоения материала имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию и развитию у учащихся таких нравственных качеств, как коллективизм, взаимовыручка, дружба.

Представляю вашему вниманию учебную ситуацию по теме «Кристаллические решетки» (9-й класс).

Цели. Познакомить учащихся с понятием «кристаллическая решетка», изучить типы кристаллических решеток и показать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Оборудование и реактивы. Магнитофон, модели кристаллических решеток; колба с кислородом, вода, йод, оксиды, соли, кислоты; на столах учащихся – кварц, сера, флюорит CaF2, поваренная соль, графит, медная проволока.

ХОД УРОКА

I этап – организация целевого пространства

Эпиграф. «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри» (Н.Бердяев).

Звучит музыка.

УЧИТЕЛЬ. Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Рано или поздно каждый человек задает себе вопросы: «Почему воздух всегда – зимой и летом – газообразный?», «Почему в чайнике вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?», «Почему газы летают в пространстве, а жидкости текут и льются?»

Демонстрация веществ, различающихся по агрегатному состоянию (газ, жидкость, твердое вещество), плотности, цвету, назначению, составу (простые и сложные вещества).

О б с у ж д е н и е  в  г р у п п а х. Каждая группа готовит сведения о веществах, которые объединяет какая-то общая характеристика (хрупкость, легкость, прозрачность). Потом они рассказывают подготовленный материал у доски.

УЧИТЕЛЬ. Какое вещество на Земле находится сразу в трех состояниях? Вспомните физику и обсудите, от чего зависит агрегатное состояние воды.

О б с у ж д е н и е  в  г р у п п а х. Учащиеся вспоминают, что агрегатное состояние веществ зависит от их химической природы. Так, при комнатной температуре все металлы (кроме ртути) твердые, а среди неметаллов половина – газы. Вещества с температурой кипения ниже окружающей температуры находятся в газообразном состоянии. Вода кипит при 100 °С, а превращается в лед и плавится при 0 °С.

Вывод. Агрегатное состояние воды (и других веществ) зависит от температуры, при которой находится вещество. Агрегатное состояние вещества зависит также от характера его частиц (атомов, молекул или ионов), их взаимного расположения.

УЧИТЕЛЬ. Где более упорядоченно расположены частицы относительно друг друга – в газах, жидкостях или в твердых веществах?

(О т в е т. В твердых веществах.)

Твердые вещества делятся на аморфные (стекло, резина и др.) и кристаллические (лед, кварц, железо и др.).

Чтобы сформулировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу. На уроке нам предстоит понять и изучить кристаллическое строение веществ, разобраться, чем они отличаются от аморфных веществ.

II этап – организация поискового пространства

УЧИТЕЛЬ. Попробуем заглянуть внутрь вещества.

Лабораторная работа в группах

Задание 1. Рассмотрите под лупой различные вещества: кварц SiO2, серу S, флюорит СаF2. Опишите, что вы видите.

Льдистый кварц Кристаллы серы
Льдистый кварц
Кристаллы серы

(Ответ. Кристаллы кварца иглистые, имеют плоские грани, они похожи на лед. У серы ромбические кристаллы желтого цвета. Кристаллы флюорита темные, непрозрачные.)

Флюорит СaF2

Кристаллическая структура NaCl:1 – хлорид-ион Cl–; 2 – катион натрия Na+

Флюорит СaF2
Кристаллическая структура NaCl:
1 – хлорид-ион Cl–;
2 – катион натрия Na+

УЧИТЕЛЬ. Пользуясь учебником (Минченков Е.Е. и др. «Химия-9», § 7, с. 42) и словарем С.И.Ожегова, ответьте на вопрос «Что такое кристаллы?»

О б с у ж д е н и е  в  г р у п п а х. Учащиеся отмечают, что кристаллы – это твердые вещества, в которых атомы, молекулы или ионы располагаются в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы имеют разную форму – куба, параллелепипеда, призмы и др.

Вывод. Кристалл – это твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение.

УЧИТЕЛЬ. Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме?

О б с у ж д е н и е  в  г р у п п а х. Учащиеся высказывают предположение, что форма кристаллов зависит от типа их кристаллической решетки.

Вывод. Разные по форме кристаллы имеют различные кристаллические решетки. Кристаллическая решетка – это упорядоченное расположение частиц в кристалле.

Лабораторная работа в группах

Задание 2. Исследуйте макет кристаллической решетки выданного вам вещества. Прочитайте текст из учебника (Минченков Е.Е.и др. «Химия-9», § 7, с. 42). Заполните таблицу «Кристаллические вещества» (см. с. 36).

Расскажите о кристаллической решетке выданного вам вещества. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку, как у выданного вам вещества?

Таблица

Кристаллические вещества

Вещества

Характеристики кристаллической решетки

Физические свойства

Тип химической связи

Частицы в узлах кристаллической решетки

Характер сил взаимодействия частиц

Тип кристаллической решетки

1. Хлорид натрия …………....... …………....... …………....... …………....... ………….......
2. Графит …………....... …………....... …………....... …………....... ………….......

3. Вода

…………....... …………....... …………....... …………....... ………….......
4. Железо …………....... …………....... …………....... …………....... ………….......

Каждая группа пишет отчет по своему веществу, заполняя таблицу (в тетради и на доске), и делает вывод.

Поваренная соль NaCl

Кристаллическая структура графита

Поваренная соль NaCl
Кристаллическая структура графита

Вывод. В кристаллических веществах атомы, молекулы или ионы располагаются в определенном порядке. В зависимости от природы частиц в узлах решетки различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки. Физические свойства твердых веществ определяются их строением в кристаллическом состоянии.

III этап – рефлексия

Проводится кодированный диктант. Вместо слова «да» учащиеся пишут цифру 1, а вместо слова «нет» ставят 0.

Диктант

1. Нафталин – легкоплавкое, кристаллическое вещество, потому что имеет молекулярную кристаллическую решетку.

2. Слово «кристалл» пишется с одной буквой «л».

3. Вещества с атомной кристаллической решеткой – твердые, тугоплавкие, нелетучие.

4. Для веществ с металлической кристаллической решеткой характерным свойством является хрупкость.

5. Кристаллическая решетка серы состоит из атомов серы.

(Ответ. 1-0-1-0-0.)

Контроль правильности выполнения диктанта проводят методом взаимопроверки.

Домашнее задание. Смоделировать кристаллическую решетку любого вещества.

Л и т е р а т у р а

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1999; Шелинский Г.И. Химия.
8 класс. СПб.: Специальная литература, 2001; Минченков Е.Е., Цветков Л.А., Зазнобина Л.С. Химия. 9 класс. М.: Школьная пресса, 2000; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.

Г.Л. ГАРИНА,
учитель химии
(п. Куеда, Пермская обл.)

Рейтинг@Mail.ru