Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2007

О ХИМИИ С УЛЫБКОЙ

Химики еще шутят

Так называлась книга, выпущенная в 2002 г. известным российским химиком-аналитиком, автором многих авторитетных научных монографий и оригинальных публикаций академиком РАН Ю.А.Золотовым и затем трижды переиздававшаяся (последнее издание датировано 2005 г.). В нее вошли короткие истории, передаваемые устно на химическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова и в кулуарах институтов академии, воспоминания самого Юрия Александровича, а также переводы из иностранной периодической печати.

Рекомендуя эту книгу читателям газеты (ее можно найти и в Интернете), редакция предлагает к ней некоторые дополнения, не претендуя на их новизну и оригинальность.

Бюрократий

Недавно был открыт самый тяжелый химический элемент. У него нет ни протонов, ни электронов, поэтому его атомный номер 0. В то же время он содержит 1 нейтрон, 125 заместителей нейтрона, 75 вице-нейтронов и 111 заместителей вице-нейтронов, поэтому его атомная масса равна 312. Все эти 312 частиц удерживаются в ядре за счет постоянного обмена частицами, которые подобны мезонам и называются заморонами.

Поскольку бюрократий не имеет электронов, он инертен. Его, однако, можно обнаружить химическими методами, поскольку он мешает каждой реакции, протекающей вблизи него. Согласно результатам исследований, даже ничтожные количества бюрократия так замедляют процессы, что реакции, обычно завершающиеся за одну секунду, продолжаются не менее четырех суток. Период полураспада бюрократия примерно три года. В действительности он не распадается, а полностью перестраивается: заместители нейтронов и заместители вице-нейтронов меняются местами. Измерения показывают, что при каждой перестройке атомная масса увеличивается.

Бюрократий обнаружен в атмосферном воздухе, причем способен накапливаться в определенных местах – университетах, правительственных учреждениях, правлениях корпораций и в школах. Чаще всего обнаруживается в новейших, хорошо оборудованных и комфортабельных зданиях.

Установлено, что бюрократий токсичен в любых дозах и легко останавливает любые созидательные процессы. Предпринимались попытки найти методы нейтрализации бюрократия, однако пока результаты нельзя считать обнадеживающими.

Диалоги о лампочке

– Сколько нужно химиков, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Одиннадцать. Один поменяет, десять станут соавторами статьи.

– Сколько нужно физиков, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Один, но 600 будут числиться на работе.

– Сколько нужно квантовых физиков, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Неопределенно. Если они найдут патрон, то не смогут определить, где же новая лампочка.

– Сколько нужно астрономов, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Ни одного. Астрономы предпочитают оставаться в темноте.

– Сколько нужно теоретиков, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Два. Один держит лампочку, второй вращает вселенную.

– Сколько нужно статистиков, чтобы поменять перегоревшую лампочку?

– Точно пока не известно. Есть запасная, но у нее патрон с левой резьбой.

Высказывания

Не все то золото, что блестит; но там хотя бы есть свободные электроны.

Ирландский физик Джон Д.Бернал
(1901–1971)

Идеальный порядок в лаборатории говорит о ленивом химике.

Шведский химик Йенс Я.Берцелиус
(1779–1848)

Вот стакан с водой. Ее я сделал сам: смешал две части Н и одну часть О. Нельзя доверять никому!

Говорят, что мы на 98% состоим из воды. Мы на краю наводнения… (Поднимает стакан с табуретки.) Люблю ходить по краю…

Стефен Райт, лектор

Химики – те же физики с одним «но»: им не нравится совершать такие же замечательные ошибки. Большая часть того, что они делают, – это кулинарное искусство, а не наука. У них свой подход, свои причины законной гордости. Они не расщепляют атомы, как физики. Они их соединяют, и это весьма похвальная работа.

Энтони Станден, автор книги

Хотелось бы из них [углеродных нанотрубок] сделать длинное волокно, накрутить на катушку и отправиться ловить рыбу.

Лауреат Нобелевской премии
Ричард Смолли (1943–2005)

Если хочешь найти химика, спроси, что такое моль и неионизованный. И если тот начнет говорить о пушных зверях и организации труда, спокойно уходи.

Писатель-фантаст, популяризатор науки
Айзек Азимов (1920–1992)

Из жизни академиков

К известному немецкому химику, иностранному члену Петербургской Академии наук Юстусу Либиху (1803–1873) однажды обратился его возбужденный помощник и сообщил, что час назад открыл универсальный растворитель. «А что такое универсальный растворитель?» – спросил Либих. «Он растворяет все вещества», – пояснил довольный лаборант. – «Но тогда в чем же вы будете хранить этот растворитель?»

Лекции немецкого химика-органика, одного из основоположников промышленности синтетических красителей, иностранного члена-корреспондента Петербургской Академии наук Августа Вильгельма Гофмана (1818–1892) были наполнены шутками и всегда собирали полную аудиторию слушателей. Будучи приглашенным в Лондонский химический колледж, он в лекции упомянул о специфическом запахе бензола и с улыбкой добавил: «Одна леди говорила мне, что он напоминает запах вычищенных перчаток».

Когда он начал о запахе бензола говорить в другой аудитории и упомянул о знакомой даме, нашелся студент, который встал и громко заявил: «Он похож на запах вычищенных перчаток».

Гофман удивленно посмотрел на студента, немного помолчал и с серьезным видом произнес: «Так вы, оказывается, тоже с ней знакомы?»

Писатель Герман Судерман, встретив немецкого химика-органика, лауреата Нобелевской премии, почетного члена Петербургской Академии наук Эмиля Фишера (1852–1919), стал благодарить его за открытие веронала: «Знаете, он так эффективен, что мне даже не нужно принимать его, достаточно перед сном на него взглянуть». «Какое совпадение, – удивился Фишер, – когда мне не спится, беру какой-нибудь ваш замечательный роман. Поверьте, стоит только посмотреть на обложку – немедленно засыпаю!»

Один из основоположников физической химии, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук, затем Академии наук СССР Вальтер Нернст (1864–1941) изобрел электрическую лампу, названную «лампой Нернста». Он продавал ее по высокой цене, поэтому один из его коллег не без издевки спросил, не собирается ли Нернст заняться производством алмазов. «Нет, – ответил ученый, – пока могу себе позволить покупать, мне их незачем делать».

Полезные советы

– Что самое важное при изучении химии?

– Никогда не облизывать ложечки.

Первый закон лаборатории: горячая колба и холодная колба выглядят совершенно одинаково!

Словарик

Горелка Бунзена – прибор, изобретенный Робертом Бунзеном (1811–1899) для варки кофе в лаборатории. Она помогает химикам отравиться, не заходя в столовую.

Реактивы Гриньяра – воображаемый класс веществ; часто упоминается на экзаменах по органической химии, но не встречается в реальной жизни.

Просто анекдот

Однажды физик, биолог и химик впервые оказались на берегу океана.

– Ого, какие волны! – произнес физик, направляясь в пучину. – Если построить теорию динамики волн в жидкости, можно будет найти способ спокойно гулять по волнам.

– Смотрите-ка, в океане есть жизнь: рыбы, медузы, ракушки! – воскликнул биолог и тоже погрузился в воду.

Химик долго ожидал их на берегу, затем сделал вывод: «Физики и биологи способны полностью растворяться в океанской воде».

Химик в аптеке спрашивает фармацевта: «Ацетилсалициловая кислота есть?» – «Вам нужен аспирин?» – переспросил тот. – «Наверное, я никак не могу запомнить это название».

Пересмотренная химия

Одни молекулы кислорода способствуют горению, другие молекулы, содержащие кислород, – главное средство тушения огня, вода. Так что иногда брат идет против брата.

Если газ, который ты нюхаешь, не имеет запаха, скорее всего – это угарный газ.

Перенасыщенным раствор называют тогда, когда он содержит больше растворенного вещества, чем может содержать.

Эксперименты должны быть воспроизводимы. Они должны одинаково не воспроизводиться.

Энергия активации – полезная энергия, содержащаяся в чашке кофе.

Домашнее задание

Профессор термодинамики попросил аргументированно ответить на вопрос: является ли ад экзотермичным или эндотермичным. Большинство студентов в своих письменных ответах опиралось на закон идеальных газов Бойля–Мариотта. Один ответ оказался наиболее оригинальным.

«Если душа существует, у нее есть некоторая масса. Значит, можно говорить о том, что, попадая в ад, души не исчезают.

В мире существует много религий, причем некоторые из них считают, что сторонники других религий попадают в ад. Поскольку таких религий больше одной, а каждый человек обычно является сторонником лишь одной религии, можно допустить, что все души попадут в ад.

Учитывая темпы рождаемости и смертности в мире, можно заключить, что число душ в аду растет экспоненциально.

Перейдем к изменению объема ада. В соответствии с законом Бойля–Мариотта постоянство температуры и давления в аду обеспечивается при условии, что отношение суммарной массы душ к общему их объему тоже должно быть постоянным. Поэтому ад должен расширяться. Если расширение идет медленнее, чем поступление душ, температура и давление в аду будут расти, пока ад не разрушится. Если расширение идет быстрее увеличения числа душ, температура и давление будут падать, пока ад не замерзнет».

Оценка, поставленная за эту работу, неизвестна.

К теме ада редакция предполагает вернуться в одном из следующих номеров газеты.

Материал подготовил Э.Г.РАКОВ

Рейтинг@Mail.ru