Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Детектив-шоу

Дидактическая игра

Дорогая редакция!

Я давно являюсь вашим читателем. Газета помогает мне в работе. Это замечательно, что вы даете учителям возможность познакомиться с опытом работы своих коллег, поделиться своими наработками. Мы, педагоги, не можем стоять на месте. Каждый класс, каждый ребенок неповторим. Поэтому невозможно использовать одни и те же приемы и подходы. Известно, что голая истина, преподносимая учителем на уроке, часто непривлекательна для учеников. Поэтому так важно найти интересные и разнообразные формы и методы, с помощью которых истина доходила бы до учащихся.

В своей работе я часто использую активные формы обучения: провожу уроки-расследования, уроки-конференции, дидактические игры. Эти уроки позволяют учесть индивидуальные особенности учащихся. Такие формы развивают у ребят смекалку, сообразительность, желание обратиться к дополнительной литературе, аргументировать свою точку зрения.

Предлагаю одну из своих разработок – химическую игру «Детектив-шоу». Может быть, и мой опыт кому-то пригодится.

Этот урок можно проводить в 8-м или 9-м классе, но и в 11-м классе игра имела успех. Я проводила эту игру как внеклассное мероприятие по химии между командами 8-х и 9-х классов.

Цели. В занимательной форме провести смотр знаний, развить познавательные навыки, чувство ответственности за команду, умения применять знания на практике, отстаивать свою точку зрения.

Оформление и оборудование. У каждого игрока – бейджики с названием команды и его именем (или псевдонимом, например Шерлок Холмс, Мегрэ и др.), деньги – «тугрики».

Правила игры. Урок построен в стиле телевизионной игры «Детектив-шоу». Участвовать может несколько команд по шесть человек. Команды выбирают капитанов. Можно предложить каждой команде придумать свой девиз. Первой за игровой стол приглашается та команда, игрок которой правильно ответит на вопрос отборочного тура. Далее на вопросы ведущего за игровым столом отвечает только капитан. Если он отвечает сразу, то команда получает 6 «тугриков». Капитан может взять помощь команды. В течение одной минуты каждый игрок высказывает свое мнение, из которых капитан выбирает одно. В этом случае команда получает 5 «тугриков». Можно взять 2 подсказки у ведущего, но каждая стоит 1 «тугрик». Если команда дала неправильный ответ, то на вопрос отвечает зал. Команда игрока из зала, правильно ответившего на вопрос, получает 3 «тугрика» и сменяет первую команду за игровым столом. Побеждает та команда, которая заработает больше денег. В перерывах идет индивидуальный конкурс.

ХОД ИГРЫ

Отборочный тур

• Это вещество у некоторых народов считалось символом бессмертия и плодородия. Оно широко распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается.

П о д с к а з к и.

1) В руках его не удержать.

2) Без него невозможна жизнь.

Ответ. Вода.

Вопросы основного тура

• Без этого вещества человек не может долго обходиться (суточная норма – 8 г). В старину оно нередко заменяло деньги (в средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). У отдельных африканских племен это вещество и сегодня является ценной валютой.

П о д с к а з к и.

1) С этим соединением связаны бунты, которые прокатились по всей Руси в 1648 г.

2) В древности просыпать данное вещество означало навлечь на себя гнев богов или просто неприятности.

Ответ. Поваренная соль NaCl.

Задание-расследование. В виде головок лук и чеснок практически лишены запаха. Но стоит их разрезать или измельчить, и помещение наполняется специфическим запахом. Резание лука или чеснока – физическое явление. С чем связано появление запаха при этом?

П о д с к а з к и.

1) Запах обусловлен протекающим химическим процессом.

2) В реакции участвует воздух.

Ответ. Разрушение клеток приводит к окислению
находящихся в них веществ кислородом воздуха.
Признаки реакции – запах, слезы.

• Это вещество впервые было получено в 1811 г. французским технологом Б.Куртуа. Новое вещество представляло собой черный кристаллический порошок. Ему дали название, в переводе с греческого означающее «фиолетовый» – по цвету паров этого вещества. Запасы этого элемента и вещества в земной коре очень малы. Больше всего его содержится в водах Мирового океана. При испарении морской воды часть его переходит в воздух, поэтому в жаркую погоду у побережья особый запах.

П о д с к а з к и.

1) Его получают из золы морских водорослей; в качестве источника этого элемента особенно знаменита морская капуста – ламинария.

2) Нехватка этого элемента в организме вызывает болезнь щитовидной железы.

Ответ. Йод.

Разыскивается металл. Он входит в состав рубина, граната, сапфира, бирюзы. Этот металл в России долгое время называли «глиний». Некий ювелир преподнес императору Тиберию легкую серебристую чашу из неизвестного металла. Император повелел убить мастера, т.к. побоялся, что обесценится его золото и серебро. О каком металле идет речь?

П о д с к а з к и.

1) Это третий по распространенности в земной коре на нашей планете элемент после кислорода и кремния.

2) Его сплавы используются для изготовления кухонной посуды, в самолетостроении.

Ответ. Алюминий.

• Во время похода Александра Македонcкого в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?

П о д с к а з к и.

1) Речь идет о веществе, обладающем бактерицидными свойствами.

2) С помощью предметов из этого вещества в церкви святят воду.

Ответ. Офицеры пользовались посудой,
изготовленной из серебра.

6. В рассказе Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей» есть такие строчки: «Это был поджарый страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

– Фосфор, – сказал я.

– Да, и какой-то особый препарат, – подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье».

Докажите, что Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс не знали токсикологии описываемого элемента. Почему существование такой собаки невозможно?

П о д с к а з к и.

1) Речь идет о веществе, которым была намазана собака.

2) Необходимо учитывать особые свойства белого фосфора.

Ответ.
Белый фосфор – химически активное, очень ядовитое вещество
Высокотоксичны и его соединения. Белый фосфор
вызывает трудно заживающие ожоги.

7. Во многих сказках герои используют «живую» и «мертвую» воду. Сегодня этот термин тоже используется. В связи с чем?

П о д с к а з к и.

1) Речь идет о разных нуклидах элемента водорода, образующего воду.

2) Синонимами слов «живая» и «мертвая» здесь могут быть «легкая» и «тяжелая».

Ответ. Живая вода Н2О содержит легкий нуклид водорода – протий,
а мертвая
D2O – тяжелый нуклид – дейтерий, такая вода –
яд для живых организмов.

Вопросы индивидуального конкурса

• Приведите несколько пословиц, поговорок или обрядов, связанных с поваренной солью.

Ответ. Пуд соли съесть с кем-то.
В этом и состоит вся соль рассказа.
Уйти, несолоно хлебавши.

• Приведите примеры практического использования лука и чеснока, основанного на их особых свойствах.

Ответ. Лук и чеснок из-за особенного запаха используют
как приправу к пище. Известно их фитонцидное
(антибактериальное) действие.

• Назовите семь металлов, известных человеку с древности.

Ответ. Золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, ртуть.

• Какая может быть взаимосвязь между аварией нефтеналивного танкера (наскочил на рифы) и массовой гибелью морских звезд (они выбрасывались на берег)?

Ответ. Нефть из танкера разлилась,
морским животным нечем было дышать.

И.Ю.ВЬЮНОВА,
преподаватель химии
Северного экологического лицея
(г. Архангельск)

Рейтинг@Mail.ru