Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2007

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

ДВУХУРОВНЕВЫЙ УЧЕБНИК:
взгляд автора и читателя

В.В.ЕРЕМИН,
д. ф.-м. н., профессор
(химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова)

Обсуждая преимущества и недостатки любого нового произведения – книги, картины, оперы, спектакля, мы в первую очередь должны понять, какие цели преследовали авторы и на какую аудиторию рассчитывали, а затем решить, достигаются ли эти цели и соответствует ли произведение своей аудитории.

Попробуем с этой точки зрения порассуждать о двухуровневых книгах вообще и двухуровневых учебниках в частности. Приводимые ниже соображения имеют чисто субъективный характер и не отражают никакой официальной точки зрения, поэтому прошу читателя отнестись к ним снисходительно, особенно если он не согласится с моими рассуждениями.

В хорошей книге всегда имеется много уровней, независимо от того, каким количеством кеглей набран текст. Очень упрощенно можно предложить следующую классификацию. Первый уровень – это то, что автор задумал и выразил, а читатели поняли сразу; другой уровень включает то, что автор выразил, не замечая этого. И наконец, высший уровень охватывает то, что автор сказал, не понимая, зачем он вообще это сделал, а лишь уловив какие-то движения космической мысли. Писатель Фазиль Искандер говорил, что в отдельные (лучшие) минуты творчества ему кажется, будто его пером управляет что-то извне. Высший уровень в литературе проявляет себя только через многие годы или десятилетия.

В такой классификации рядовая книга содержит только один уровень, хорошая – два, а выдающаяся – все три. Хорошая или выдающаяся книга может появиться только при условии абсолютной творческой свободы автора. Полет мысли не должны сдерживать никакие законы и ограничения, кроме чисто литературных. Автору никто ничего не должен диктовать и навязывать, кроме его собственных внутренних ощущений и желаний.

В этом смысле школьный учебник – произведение весьма неблагодарное для творчества. Авторы учебников – несвободные люди. Учебник как литературное произведение жестко ограничен и по содержанию, и по форме. Он решает очень конкретную задачу – дать читателям определенные знания по выбранному предмету и научить их объяснять некоторый ограниченный круг явлений. Поэтому содержание учебника определяется программой изложения данного предмета, которая в свою очередь находится в прокрустовом ложе госстандартов. Не лучше обстоит дело и с оформлением, которое также лимитировано стандартами и санитарными нормами. Кроме того, учебная литература подчиняется правилам коммерции, и ее содержимое во многом диктуется законами рынка, а они поддерживают только те творческие порывы, которые находятся в русле «мэйнстрима» – модного потока литературы, приносящего наибольшую прибыль. Деньги стали слишком многое определять в нашей жизни – это неизбежно затронуло и учебную литературу.

Двухуровневый учебник – спасение для тех авторов, которые мыслят нестандартно и пытаются выразить свой собственный подход к изучению предмета, донести до читателя свою любовь к нему. Второй уровень расширяет степени свободы и создает возможности для импровизации и нестандартных подходов. Основной текст – это обязательная программа, которую надо выполнить по закону – по стандарту. Она более-менее одинакова во всех учебниках, отличаясь лишь компоновкой (порядком изложения), литературным стилем, научной культурой и грамотностью авторов. Здесь доля творчества сведена к минимуму. Потребитель этой части – рядовой учащийся, лишенный тяги к данному предмету.

Другое дело – второй уровень, текст, написанный мелким шрифтом. Он гораздо более свободен и формируется под влиянием только двух вещей – фантазии автора и его научной культуры, т.е. того, что автор знает о предмете, и того, насколько интересно может о нем рассказать. Именно мелкий шрифт во многом определяет лицо учебника, его отличие от других подобных изданий, позволяет сохранить авторский замысел при встрече с требованиями стандарта, вводя в текст новое измерение.

Использование второго уровня значительно расширяет читательскую аудиторию, охватывая учащихся, заинтересованных данным предметом, а также преподавателей. Двухуровневый учебник создает дополнительные возможности не только для автора, но и для читателей: учащиеся получают неформальные знания и расширяют свой кругозор, а преподаватели могут выбирать из текста мелкого шрифта темы для дополнительных занятий с более одаренными учениками.

С содержательной точки зрения химия (или любой ее раздел) как учебный предмет очень хорошо подходит для создания двухуровневых книг. С одной стороны, она хорошо формализуема, т.е. довольно удобно разбивается на темы, подтемы и т.д. Огромное множество химических веществ удобно укладывается в классификационные схемы, а практически все химические явления подчиняются довольно небольшому числу законов и закономерностей. Например, абсолютное большинство неорганических реакций принадлежит одному из двух типов – являются кислотно-основными или окислительно-восстановительными. Поэтому знание общих закономерностей для этих типов реакций значительно облегчает изучение неорганических веществ.

С другой стороны, химия очень богата содержательно – о любом элементе, веществе, реакции, законе или правиле можно рассказать много необычного. Поэтому комментарии мелким шрифтом можно давать к каждому параграфу основного текста, что, собственно, и сделал Б.В.Некрасов в своей знаменитой книге «Основы общей химии», которую я считаю лучшей книгой по химии за последние 40 лет. Только текст, набранный мелким шрифтом, позволяет знакомить читателей с интересными исключениями из правил, необычными проявлениями законов химии, забавными бытовыми ассоциациями, примерами нестандартного химического мышления. Только в таком тексте можно объяснить, когда pH в нейтральной среде меньше 7, посчитать, сколько существует разных молекул воды, показать, когда соль бывает кислотой, рассказать о том, в каких условиях на самом деле протекают реакции, записываемые на бумаге. Реальную, а не бумажную химию в учебник может ввести только второй уровень – текст, набранный мелким шрифтом.

Мы подошли к вопросу о соотношении количества основного и дополнительного материала в двухуровневом учебнике. В наших учебниках для 8-го и 9-го классов мелкий шрифт составляет
10–15% от общего объема, в среднем около одной восьмой части. В упоминавшемся уже учебнике Некрасова эта доля значительно больше. Собственно, многие и читают эту книгу ради текста мелкого шрифта, который содержит массу интереснейшего фактического материала. Так что учебник Некрасова получился «двухуровневым наоборот» – основной текст служит дополнением к набранному мелким шрифтом.

Но это все-таки исключение. Текст мелким шрифтом не должен содержать много информации – он служит скорее «меткой», обозначая любопытные места в тексте и кратко их комментируя. Он как бы говорит «Вот здесь интересно, с этого места надо поподробнее» и дает ссылку для самостоятельной работы. Для автора здесь главное не увлекаться и не забывать, что он пишет книгу не для себя (если он хороший автор, то ему интересно все, о чем он пишет), а для читателя, которого не надо перегружать, навязчиво демонстрируя свою эрудицию, – все хорошо в меру.

Технически, с точки зрения компоновки, двухуровневые учебники можно разделить на два типа. В одном из них дополнительный материал вкраплен в основной текст, а в другом – предлагается в виде комментариев к нему. К первому типу относятся, например, наши школьные учебники по химии для 8-го и 9-го классов, пример второго типа – учебник Некрасова. Оба типа имеют свои преимущества и недостатки. Для заинтересованного читателя лучше первый тип, где мелкий шрифт идет параллельно с крупным. В то же время для первоначального чтения предпочтительнее второй тип, который позволяет изучать основной материал, не отвлекаясь на комментарии. Но в любом случае дополнительный материал, независимо от того, где он расположен, делает книгу значительно богаче и интереснее. К недостаткам текстов мелкого шрифта я могу отнести лишь то, что они нарушают целостность восприятия в тех местах, где они вставлены внутрь основного текста.

Как читателю мне намного интереснее двухуровневые книги, чем обычные. В них сразу чувствуется уважение к читателю со стороны автора, который сделал дополнительную работу – выбрал наиболее интересные места и прокомментировал их. Кроме того, приятно читать книгу человека, который знает намного больше того, о чем он должен говорить, – значит, у него действительно есть чему поучиться. Конечно, при наличии текстов мелкого шрифта труднее усваивать основной материал, но зато потом всегда интересно вернуться к уже пройденной теме и взглянуть на нее на новом уровне понимания.

Подводя итог, приходим к банальному выводу о том, что основная задача двухуровневых учебников – дать читателю более полное и разнообразное представление об изучаемом предмете, чем это предписано программой и стандартами. Эту мысль можно усилить: я убежден, что любой по-настоящему интересный и полезный учебник должен быть двухуровневым. Именно такая книга доставит массу удовольствия и читателю при знакомстве с ней, и автору в процессе ее создания.

Л и т е р а т у р а

Искандер Ф. Сандро из Чегема. М.: Вся Москва, 1990; Некрасов Б.В. Основы общей химии. В 2-х т. М.: Химия, 1973; Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Оникс, 2006; Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Оникс, 2006.

Рейтинг@Mail.ru