Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Система работы межпредметного
методического объединения учителей
естественного цикла

Много лет я проработала заместителем директора в средней школе. Знаю, что руководители методических объединений всегда испытывают трудности в обобщении опыта работы методического объединения за учебный год и сравнительном анализе за несколько лет. Это же можно сказать и об участии конкретного учителя в системе работы методического объединения. Поэтому хочу поделиться опытом работы в этом направлении. Предлагаемая мною система обобщения опыта работы позволяет не только всегда быстро иметь под рукой необходимую информацию о работе данного методического объединения и каждого педагога в нем, но и помогает любому учителю успешно подготовиться к своей итоговой аттестации.

Цели. Обеспечить научный подход к организации образовательного процесса, повышать и совершенствовать профессиональный уровень педагогов, провести анализ результативности образовательного процесса.

Задачи. Внедрить в практику прогрессивные педагогические технологии и опыт учителей нашей школы, совершенствовать виды и формы диагностики, улучшать организацию творческой исследовательской деятельности педагогов и детей.

Структура методического объединения (МО)

Состав МО

Ф.И.О.
педагога
Kате-
гория
Раз-
ряд
Дата
аттеста-
ции
Методи-
ческая
тема
Наг-
рады
Наг-
руз-
ка
День
рождения
               

Функциональные обязанности руководителя МО

• Анализирует работу МО;

• планирует и корректирует работу МО;

• исследует состояние учебно-воспитательного процесса по учебным дисциплинам (в рамках МО);

• определяет направление экспериментальной и методической работы;

• осуществляет регулирование научно-методической работы;

• разрабатывает и использует научно обоснованные показатели оценки деятельности педагогов и результативности деятельности учащихся;

• обеспечивает изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Циклограмма работы МО

№ п/п Характер
деятельности
Сен-
тяб-
рь
Ок-
тяб-
рь
Но-
яб-
рь
Де-
каб-
рь
Ян-
варь
Фев-
раль
Март Ап-
рель
Май
1 Анализ работы МО                

+

2 Планирование работы МО +               +
3 Анализ тематических планов +                
4 Отчет «Лист информации о состоянии преподавания учебной дисциплины» +                
5 Подготовка материалов к проведению входного контроля по предметам +                
6 Проведение срезовых работ (входной контроль)   +              
7 Обработка результатов контроля   +              
8 Оформление предметных кабинетов и планирование работы в них +                
9 Проведение общешкольного праздника учителями МО   +              
10 Проведение праздника «Урожай» (слет производственных бригад)   +              
11 Внутришкольные олимпиады:
а) подготовка материалов;
б) составление графиков;
в) проведение, анализ
    + +          
12 Организация научно-исследовательской работы в рамках проекта «Малые реки России» по изучению р. Сонохта + + + + + + + + +
13 Методическая работа по общешкольной и личной теме + + + + + + + + +
14 Анализ результативности обучения за I четверть     +            
15 Подготовка к Дню науки в школе       +          
16 Городские олимпиады       + + +      
17 Подготовка и участие в смотре предметных кабинетов         +        
18 Проведение промежуточного контроля         +        
19 Анализ результативности обучения за II четверть         +        
20 Подготовка к итоговой аттестации выпускников:
а) экзаменационные билеты;
б) практическая часть
          +      
21 Подготовка и проведение праздника «Эрудит»               +  
22 Анализ результативности обученияза III четверть             +    
23 «О ходе подготовки к итоговой аттестации» (утверждение экзаменационных материалов)               +  
24 Проведение заседаний МО (в соответствии с планом)

+

  +   +   +  

+

25 Анализ результативности обучения за IV четверть и год                

+

26 Диагностика мастерства педагогов                

+

27 Анализ работы МО                 +

План работы МО

№ п/п Содержание Сен-
тябрь
Ок-
тябрь
Но-
ябрь
Де-
кабрь
Ян-
варь
Фев-
раль
Март Ап-
рель
Май
1 Работа над методической темой
а) заседание МО (теоретические вопросы, обмен опытом);
б) открытые уроки;
в) обобщение опыта;
г) аттестция;
д) связь, сотрудничество с инновационными учебными заведениями, учреждениями;
е) экспериментальная работа
                 
2 Работа по циклограмме (смотри выше)                  

Мониторинг в системе работы МО

Педагогическое мастерство учителя

а) Диагностическая анкета (цель – установить, что умеет учитель, в чем нужна помощь, чему у него можно поучиться).

б) Итоги аттестации (каждого учителя).

в) Деятельность учителя.

Участие в методической работе Фамилии учителей, года
     
1) Проведение открытых уроков
2) Проведение семинаров на базе:
а) школы;
б) района.
3) Обобщение опыта.
4) Выступление на семинарах:
а) заседаний МО;
б) общешкольных.
5) Посещение уроков:
а) учителем;
б) у учителя.
6) Участие в работе районных МО учителей.
7) Участие в разработке, подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
8) Участие в научно- экспериментальной работе.
9) Ведение кружков.
10) Спецкурсы
     

г) Результативность обучения учащихся в классе.

Kонтроль знаний Года
     
1 Успеваемость по четвертям

I
II
III
IV

     
2 Kачество знаний по четвертям

I
II
III
IV

     
3 Успеваемость по срезам:}
1) входной контроль;
2) промежуточный контроль;
3) выходной контроль
     
4 Kачество знаний по срезам:
1) входной контроль;
2) выходной контроль;
3) промежуточный контроль
     
5 Уровень успеваемости по предмету (средний балл)      
6 Kачество обученности (по специально разработанным критериям для каждого предмета (при анализе срезов)). Химия:
а) вещество;
б) теория и термины;
в) химические свойства и уравнения реакций;
г) решение задач (расчетных и экспериментальных)
     
7 Олимпиады      
8 Kонкурсы      
9 Аттестация выпускников      
10 Поступление в вузы      

д) Результативность обучения учащихся в графическом изображении.

Отслеживание деятельности одаренных учащихся по предметам в МО

(участие в олимпиадах: – I–III место; – IV–X место; – XI и далее)

Биология

Фамилии учащихся Года
1997 (6 класс) 1998 (7 класс) 1999 (8 класс)
Новожилов Д.

Химия

Фамилии учащихся Года
     
       

География

Фамилии учащихся Года
     
       

Результативность деятельности МО

Содержание Года
     
1 Проведено занятий МО      
2 Подготовлено выступлений на:
заседаниях МО,
метод. советах,
педсоветах,
заседаниях МО классных руководителей,
совещаниях при директоре,
производственных совещаниях
     
3 Подготовлено научных разработок:
авторские программы,
обобщение опыта работы,
методические рекомендации
     
4 Подготовлено научно-экспериментальных работ учащихся      
5 Проведено внеклассных мероприятий:
праздников,
конкурсов,
выставок творческих работ
     
6 Проведено открытых уроков      
7 Обобщен опыт работы      
8 Участие в олимпиадах:
химия,
биология,
география
     
9 Оценка работы предметных кабинетов:
химия,
биология,
география
     
10 Результативность уровня обученности учащихся по образовательным областям:
биология:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков;
химия:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков;
география:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков
     
11 Результативность уровня обученности по срезам:
химия:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков;
биология:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков;
география:
1) успеваемость;
2) качество знаний, умений, навыков
     
12 Итоги аттестации выпускников: качество знаний (на «4» и «5»)      

Формы организации методической работы в МО

1. Фронтальные формы работы

Работа над единой методической темой (научно-практические конференции, педагогические чтения, проблемные и оперативные методические семинары).

2. Групповые формы работы

Заседания МО.

Работа отдельных групп по предметам.

Работа с членами ученического научного общества.

Открытые уроки.

Методические недели.

Предметные и тематические курсы.

3. Индивидуальные формы работы

Творческие отчеты.

Оказание методической помощи.

Работа по эксперименту.

4. Внеклассная работа

Праздники.

Kружки.

Олимпиады.

Предметные месячники, четверти.

Kонкурсы.

Документация в МО

1. Планы работы МО.

2. Протоколы заседаний МО.

3. Открытые уроки – планы (папки).

4. Разработки:

• внеклассных мероприятий;

• олимпиад;

• срезовых (разноуровневых) работ;

• заданий для одаренных детей.

5. Результативность деятельности педагога:

а) данные по аттестации;

б) итоги олимпиад;

в) аттестация выпускников;

г) итоги года (успеваемость, качество знаний);

д) результаты срезов знаний;

е) проведение открытых уроков;

ж) обобщение опыта;

з) выступления;

и) курсы, спецкурсы.

С.Н.Шестерикова,
учитель Октябрьской средней школы,
(пос. Октябрьский, Рыбинский р-н, Ярославская обл.)

Рейтинг@Mail.ru