Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

 

Питание и здоровье

Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки в 9 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа определяет содержание предметно ориентированного предпрофильного курса химии для учащихся 9-го класса. Она рассчитана на 16 учебных часов (по 1 ч в неделю). Курс рекомендуется проводить в первом полугодии 9-го класса, т.к. к этому времени изучен курс анатомии и физиологии человека и заложены основы химических знаний. Пробный курс является прогностическим по отношению к профильным курсам повышенного уровня в старшей школе.

Цель курса. Способствовать расширению знаний учащихся по химии и физиологии человека, осознанному и успешному выбору профиля выпускниками основной школы.

Задачи курса. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предметам химии и физиологии человека; уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования; формировать и развивать интеллектуальные и практические умения в области естественно-научного эксперимента, умения самостоятельно приобретать знания и применять творческие способности и коммуникативные навыки.

Оборудование и реактивы. Штатив лабораторный и штатив для пробирок, пробирки лабораторные и демонстрационные, держатели для пробирок, спиртовки, бюретка, колбы мерные, фильтровальная бумага, химические стаканы; растворы йода, сульфата меди(II), пероксида водорода, крахмала, азотной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата серебра; аптечные препараты аскорбиновой кислоты, ферментов, витаминов, пищевых добавок.

Программой предусмотрено изучение основ биохимии, а также закрепление умений решать экспериментальные и расчетные задачи. Осваивая содержание пробного курса, учащиеся примериваются к выбираемому профилю обучения, т.к. при разработке курса учитывалась преемственность между настоящим курсом и профильными предметами в 10–11-м классах. Программа носит интегрированный характер с курсом анатомии и физиологии человека.

Содержание курса основано на понятиях, изученных на уроках химии, анатомии и физиологии человека. Курс не ставит своей задачей расширение понятийного аппарата, а рассматривает закономерности на основе эксперимента. Курс содержательно и деятельностно связан с химическим профилем обучения, моделируя характерные для него «учебные ситуации» и проблемы. Осваивая содержание курса, школьники знакомятся с приборами и оборудованием для эксперимента, отрабатывают навыки и приемы работы с лабораторным оборудованием, чтобы с помощью опытов углубленно изучать вещества. В целом курс носит экспериментальный характер, что позволяет ученикам лучше осознать сущность химической науки, основные методы ее познания, самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Содержание определяется возрастными особенностями учащихся и их интересами в области познания мира.

В данном курсе применяется опережающее обучение, основанное на предыдущих и одновременных школьных курсах биологии и химии.

В качестве основной организационной формы учебных занятий предлагается проведение практикумов, исследований, а также семинаров, игровых занятий, индивидуальных консультаций.

Основные требования к знаниям и умениям

У ч а щ и е с я  д о л ж н ы  з н а т ь:

• логику познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствие);

• роль эксперимента в познании;

• правила пользования оборудованием и реактивами;

• роль основных питательных веществ в организме человека.

У ч а щ и е с я  д о л ж н ы  у м е т ь:

• наблюдать и изучать свойства веществ;

• описывать результаты наблюдений;

• отбирать необходимые для проведения опытов оборудование и реактивы;

• выполнять опыты;

• проводить расчеты по формулам и уравнениям;

• интерпретировать результаты эксперимента;

• делать выводы;

• обсуждать результаты работы, участвовать в дискуссии.

Форма отчетности и критерии оценки при изучении курса. В рамках элективного курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Ученик получает «зачет» при условии выполнения двух практических работ и подготовки не менее двух выступлений по теме курса на уроках-дискуссиях или семинарах.

Дополнительные баллы учащиеся могут получить за выполнение собственного мини-исследования по теме курса.

Тематическое планирование

№ урока Тема занятия Организационная форма Теоретическая часть Практическая часть
1 Состав пищи. Рациональное питание Творческая мастерская 1. Ингредиенты пищевых продуктов
2. Питательные вещества и добавки.
3. Соотношение питательных веществ в продуктах.
4. Группы продуктов по основному питательному веществу.
5. Рациональное питание
 
2 Определение питательных веществ в растительных и животных продуктах Практическая работа Решение экспериментальных задач на определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания Лабораторные опыты: 1) определение белков в соевых бобах и яйце;
2) определение жировв семенах подсолнуха и мака;
3) определение углеводов в картофеле и хлебе. Демонстрационный опыт: ксантопротеиновая реакция на белки
3 Расчеты количества питательных веществ в пище Решение задач Вычисление количества белков, жиров, углеводов в данной порции продукта  
4 Энергетическая ценность продуктов питания Урок-практикум 1. Энергетическая ценность продукта, единицы измерения.
2. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов.
3. Решение задач
 
5 Ферменты Урок-исследование 1. Понятие о ферментах как биокатализаторах, имеющих белковую природу.
2. Особенности биокатализаторов.
3. Влияние условий на работу ферментов.
4. Денатурация, факторы, ее вызывающие
Лабораторные опыты:
1) каталитическое действие каталазы;
2) влияние температуры и характера среды на работу фермента;
3) обратимая и необратимая денатурация
6 Витамины Лабораторно-практическая деятельность 1. Kлассификация витаминов.
2. Группы витаминов.
3. Роль витаминов в обмене веществ.
4. Суточные нормы витаминов.
5. Продукты, содержащие витамины.
6. Гипер- и гиповитаминозы.
7. Способы сохранения витаминов в продуктах питания
Лабораторный опыт: качественное определение витаминов А, D и С в продуктах
7 Суточный рацион питания Практическая работа 1. Нормы потребления питательных веществ.
2. Расчет количества продуктов для получения суточной нормы питательных веществ и витаминов.
3. Составление ежедневного рациона питания
 
8 Минеральные вещества Исследование 1. Макро- и микроэлементы, их роль в организме.
2. Определение качественного состава минеральной воды
Лабораторный опыт: анализ воды на содержание анионов и катионов
9 Лекарственные препараты и пищевые добавки Лекция 1. Лекарства, содержащие ферменты.
2. Витамины, правила приема.
3. Минеральные пищевые добавки
 
10 Вода Семинар 1. Биологическое значение воды.
2. Решение задач
Лабораторные опыты:
1) расчет плотности воды;
2) расчет числа молекул в одном глотке
11 Пища или яд? Урок-диспут 1. Алкоголь: за и против.
2. Необходимы ли кофе, чай, кока-кола, жевательная резинка?
 
12 Виды питания. Вегетарианство Пресс-конференция 1. Виды питания.
2. История вегетарианства. Веганы.
3. За и против вегетарианства.
4. Приготовление вегетарианских блюд
 
13 Раздельное питание Дискуссия 1. Суть раздельного питания.
2. Составление меню
 
14 Детское питание Урок-практикум 1. Особенности детского питания.
2. Составление меню
 
15 Режим и гигиена питания. Kруглый стол 1. Режим питания.
2. Гигиена питания
 
16 Питаниеи здоровье Заключительная конференция в форме деловой игры 1. Влияние питания на здоровье человека.
2. Болезни, вызываемые неправильным питанием и нарушениями технологии приготовления пищи.
3. Выбор вида питания.
4. Дегустация здоровой пищи
 

Л и т е р а т у р а  д л я  р а з р а б о т к и  п р о г р а м м ы

Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). Практика административной работы в школе, 2003; Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению. Народное образование, 2003, № 7; Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование, 2004, № 2, с. 120–129; Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год. Дидактика, 2003, № 5, с. 3–11; Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. Практика административной работы в школе, 2003.

Р е к о м е н д у е м а я  л и т е р а т у р а  д л я  и з у ч е н и я  к у р с а

Азбука питания. Сост. Т.А.Комарова. Алма-Ата: Кайнар, 1990; Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. Беседы врача-педиатра о питании детей. М.: Просвещение, 1993; Павлова Т.Н. Здоровое питание. М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998; Покровский А.А. Беседы о питании. М.: Экономика, 1986; Поляков М.А. Это полезно всем. М.: Прейскурантиздат, 1991; Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М.: Высшая школа, 1991; Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: ВО «Агропромиздат», 1987; Филиппович Ю.Б. и др. Практикум по общей биохимии. М.: Просвещение, 1975; Энциклопедия кулинарного искусства. М.: Скрижали-С, 1994.

Е.В.Верстина, учитель химии школы № 33,
Г.В.Нешетаева, учитель химии школы № 21
(г. Кострома)

Рейтинг@Mail.ru