Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

И.М. ХАРЧЕВА

Учебно-методическое пособие
по органической химии

10 класс

Продолжение. См. № 18, 19/2006

Тема 3. Непредельные углеводороды

Знать: общие формулы алкенов, алкадиенов и алкинов; виды изомерии и номенклатуру непредельных углеводородов; физические и химические свойства алкенов, алкадиенов и алкинов; механизм реакции присоединения; способы получения и применения; качественные реакции на непредельные соединения.

Уметь: давать названия алкенам, алкадиенам и алкинам; составлять формулы непредельных углеводородов по названиям веществ, составлять структурные формулы гомологов и изомеров для предложенного непредельного соединения; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкенов, алкадиенов и алкинов; показывать распределение электронной плотности; сравнивать химическую активность алкенов; сравнивать строение и свойства углеводородов, устанавливать зависимость между строением и свойствами; устанавливать генетические связи между изученными углеводородами; применять знания о свойствах углеводородов при решении типовых и комбинированных расчетных задач.

Основные понятия: двойная связь, тройная связь, изомерия положения кратных связей, межклассовая изомерия, геометрическая (пространственная, цис-, транс-) изомерия, полимер, правило Марковникова, правило Зайцева, сопряжение, делокализация электронной плотности, изолированные, сопряженные и кумулированные связи.

Алгоритм 3.1. Номенклатура непредельных углеводородов

Задание. Назвать по систематической номенклатуре вещество:

Решение

1. Выбрать главную цепь, содержащую кратную связь, пронумеровать атомы углерода в главной цепи с того конца, к которому ближе расположена кратная связь:

2. Последовательно назвать:

1) номер углеродного атома главной цепи, содержащего заместители;

2) количество заместителей и их название;

3) углеводород, которому соответствует главная цепь;

4) положение кратной связи: 3,3-диметилбутен-1.

Алгоритм 3.2. Использование правил Марковникова
и Зайцева при составлении уравнений реакций

Задание 1. Составить уравнение реакции присоединения бромоводорода к пропену.

Решение

1. Написать структурную формулу пропена:

CH2=CH–CH3.

2. Показать смещение электронной плотности в пропене:

3. Составить уравнение реакции присоединения по Марковникову:

СН2=СН–СН3 + Н+Br CH3–CHBr–CH3.

Задание 2. Составить уравнение реакции между 2-хлорбутаном и гидроксидом калия.

Решение

1. Составить структурную формулу 2-хлорбутана:

2. Посчитать, у какого атома углерода (С-1 или С-3), связанного с атомом углерода (С-2), при котором находится атом хлора, меньше атомов водорода.

3. Составить уравнение реакции дегидрохлорирования по Зайцеву:

Контрольные вопросы

1. Какие углеводороды называют непредельными?

2. Какие общие формулы и особенности номенклатуры непредельных соединений?

3. Строение алкенов, алкинов и алкадиенов.

4. Виды изомерии алкенов, алкинов и алкадиенов.

5. У каких алкенов наблюдается пространственная изомерия?

6. Классификация диеновых углеводородов.

7. Причины химической активности непредельных углеводородов.

8. Какие типы химических реакций присущи всем непредельным углеводородам?

9. Сформулируйте правило Марковникова и правило Зайцева.

10. Каков механизм реакции присоединения?

11. Какова причина кислотных свойств алкинов? Приведите уравнения соответствующих реакций.

12. Каковы способы получения алкенов, алкинов и алкадиенов?

13. Дайте определения, что такое сопряжение и делокализация электронной плотности.

Задания для самоконтроля

1. Составить структурные формулы соединений по их названиям:

3-метилпентен-1; 2,3-диметилбутадиен-1,3; 4-метилпентин-2; 2-метил-4-изопропилгексен-1;
2-метилгексатриен-1,3,5.

2. Составить структурные формулы алкинов состава С8Н14, содержащих в главной цепи пять углеродных атомов. Назвать эти алкины.

3. Для вещества 2-метилпентадиен-1,3 составить формулы двух гомологов и трех изомеров (углеродного скелета, положения кратных связей, другого класса углеводородов). Назвать все эти вещества.

4. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:


5. В чем сходство и отличие свойств этена и этина? Ответ обосновать, проиллюстрировать уравнениями реакций.

6. Какую массу бромной воды с массовой долей брома 1,6% может обесцветить пропен объемом 1,12 л (н.у.)?

Ответ. 500 г.

7. Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом углеродном атоме. Этот алкен массой 0,7 г присоединяет бром массой 1,6 г. Определить алкен и назвать его.

Ответ. Пентен-1.

8. Технический карбид кальция массой 20 г обработали водой. Полученный ацетилен пропустили через избыток бромной воды и получили 86,5 г 1,1,2,2-тетрабромэтана. Найти массовую долю СаС2 в техническом карбиде кальция.

Ответ. 80%.

9. Какая масса бромбензола получится при взаимодействии 156 г бензола и 110 мл брома
( = 3,1 г/мл)?

Ответ. 314 г.

10. Газ, образовавшийся при нагревании 28,75 мл предельного одноатомного спирта ( = 0,8 г/мл) с концентрированной серной кислотой, присоединяет 8,96 л (н.у.) водорода. Определить строение спирта, если выход углеводорода составляет 80% от теоретического.

Ответ. С2Н5ОН.

Тема 4. Ароматические углеводороды

Знать: общую формулу аренов; электронное строение молекулы бензола; физические и химические свойства бензола; способы получения бензола и его гомологов; химические свойства гомологов бензола; правила ориентации (замещения) в бензольном кольце.

Уметь: объяснять электронное строение ароматических углеводородов; составлять уравнения реакций, характеризующих свойства и способы получения бензола; выявлять связи между электронным строением и свойствами; применять правила ориентации (замещения) при составлении уравнений реакций; объяснять взаимное влияние групп атомов друг на друга в аренах; приводить примеры химических реакций, демонстрирующих генетические связи между углеводородами; решать комбинированные расчетные задачи.

Основные понятия: арены, бензольное кольцо, ароматическая -система, круговое сопряжение, энергия сопряжения, орто-, мета- и параположения, правила ориентации в бензольном кольце, мезомерный эффект, алкилирование.

Алгоритм 4.1. Использование правила ориентации
в бензольном кольце при составлении уравнений реакций

Задание 1. Составить уравнение реакции бромирования толуола.

Решение

1. Составить структурную формулу толуола (метилбензола):

2. Определить характер имеющегося заместителя.

Радикал метил СН3, как и все алкилы, является заместителем 1-го рода и направляет вновь вводимый заместитель в орто- и параположения. При бромировании толуола получится смесь орто- и парабромпроизводных.

3. Составить уравнение реакции и назвать образующиеся продукты:

Задание 2. Составить уравнение реакции бромирования нитробензола.

Решение

1. Составить структурную формулу нитробензола:

2. Определить характер группы NO2.

Нитрогруппа NO2 – заместитель 2-го рода, она направляет вновь вводимый заместитель в метаположение.

3. Уравнение реакции:

Контрольные вопросы

1. Какие углеводороды называют ароматическими?

2. В чем особенность строения молекулы бензола?

3. Какие виды изомерии характерны для аренов?

4. В чем сходство и отличие химических свойств:

а) бензола и предельных углеводородов;

б) бензола и непредельных углеводородов?

Ответ подтвердите уравнениями реакций.

5. Каковы способы получения ароматических углеводородов?

6. На примере бензола и толуола покажите взаимосвязь ароматических углеводородов с другими классами соединений, составив схемы превращений и уравнения реакций по ним.

7. Поясните взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Как оно сказывается на химических свойствах этого вещества? Составьте соответствующие уравнения реакций.

8. Каковы правила ориентации в бензольном кольце?

9. Что такое мезомерный эффект?

Задания для самоконтроля

1. Составить уравнения реакций нитрования бензола, бромбензола, нитробензола.

2. Осуществить превращения:

а) карбонат кальция оксид кальция карбид кальция ацетилен бензол гексахлоран;

б) ацетат натрия метан гептан метилбензол бензойная кислота;

в) метан пропан пропен кумол;

г)

3. Какая масса брома прореагирует с толуолом массой 1,84 г при монобромировании?

Ответ. 3,2 г.

4. Какой объем водорода (н.у.) образуется при дегидроциклизации 200 мл н-гептана ( = 0,66 г/мл), если реакция протекает с выходом 65%?

Ответ. 76,9 л.

5. Сколько граммов тринитротолуола теоретически можно получить при взаимодействии 138 г толуола и 300 мл 90%-й азотной кислоты ( = 1,4 г/мл)?

Ответ. 340,5 г.

6. Сожгли гомолог бензола массой 5,3 г и получили 8,96 л (н.у.) оксида углерода(IV). Определить формулу углеводорода и составить структурные формулы его изомеров.

Ответ. С8Н10, 4 изомерных гомолога бензола.

7. Бензол, полученный дегидрированием циклогексана объемом 151 мл и плотностью 0,779 г/мл, подвергли хлорированию при освещении. В результате получили хлорпроизводное массой 300 г. Определить выход продукта реакции.

Ответ. 74%.

8. Смесь бензола и стирола обесцвечивает бромную воду массой 500 г с массовой долей брома 3,2%. При сжигании той же массы смеси выделился оксид углерода(IV) объемом 44,8 л (н.у.). Определить массовые доли бензола и стирола в смеси.

Ответ. 60% бензола и 40% стирола.

9. Газ, выделившийся при получении бромбензола из 22,17 мл бензола ( = 0,8 г/мл), ввели в реакцию с 4,48 л изобутена (н.у.). Какое соединение образовалось и какова его масса, если выход бромбензола составлял 80% от теоретического?

Ответ. 24,89 г 2-бром-2-метилпропана.

Рейтинг@Mail.ru