Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Решение расчетных
и экспериментальных задач,
связанных с растворами

Программа курса по выбору • 9 класс

Занимаясь на этом курсе, учащиеся узнают много нового и интересного о растворах, научатся решать расчетные и экспериментальные задачи по этой теме, продолжат знакомство с лабораторной посудой, усовершенствуют свои навыки работы в школьной лаборатории. Умение решать задачи по теме «Растворы» поможет учащимся в дальнейшем решать сложные комбинированные задачи по химии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Решение расчетных и экспериментальных задач, связанных с растворами» рассчитан на 12 ч и опирается на знания учащихся по теме «Растворы», полученные в 8-м классе. При изучении данного курса учащимся предлагается закрепить такие понятия, как «растворимое вещество», «растворитель», «раствор», «массовая доля растворенного вещества».

В ходе освоения курса учащиеся знакомятся с зависимостями растворимости веществ от температуры, плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, с расчетами, связанными с приготовлением более и менее концентрированных растворов, с приготовлением растворов из кристаллогидратов. Это находит свое выражение в решении комбинированных расчетных задач, а также в выполнении практических работ по приготовлению растворов.

Данный курс в системе работы школы естественно-научного профиля дает возможность учащимся развить познавательный интерес и провести рефлексию правильности выбора профиля обучения.

Освоение материала этого курса по выбору происходит в процессе урочной учебной деятельности учащихся, при этом используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы, предполагается домашняя самостоятельная работа по решению задач и подготовке к практическим работам.

Цель. Формирование познавательного интереса к химии через решение расчетных и экспериментальных задач, связанных с растворами.

Задачи.

1. Формировать навыки решения расчетных задач, связанных с растворами.

2. Формировать навыки работы со справочными материалами.

3. Развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.

4. Развивать навыки коммуникативного общения при групповых формах работы.

Требования к освоению содержания курса (ожидаемый результат)

Учащиеся должны знать, что такое:

• плотность раствора;

• кристаллогидрат;

• растворимость.

Учащиеся должны понимать:

• зависимость плотности раствора от массовой доли растворенного вещества;

• зависимость растворимости вещества от температуры.

Учащиеся должны уметь:

•  пользоваться мерной посудой, ареометром;

•  определить массовую долю растворенного вещества по плотности раствора;

•  определить плотность раствора по массовой доле растворенного вещества;

•  пользоваться кривыми растворимости;

• решать расчетные задачи с использованием плотности раствора, массовой доли растворенного вещества, растворимости, формул кристаллогидратов;

•  приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата;

•  приготовить насыщенный раствор;

•  приготовить более и менее концентрированные растворы.

В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:

1. Ведение тетради.

2. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы, графика в текст).

3. Решение задач.

4. Взаимопомощь при решении задач.

5. Выполнение практических работ.

6. Взаимопомощь при выполнении практических работ.

При этом учащимся предоставляется выбор формирования групп для выполнения практических работ, уровня сложности задач во время итоговой аттестации.

Критерии успешности, нормы оценивания, форма аттестации. В ходе освоения курса осуществляется накопительная система баллов за ведение тетради, решение задач на уроке и дома, выполнение экспериментальных задач. Подведение итогов реализации учебной программы осуществляется в виде выполнения итоговой работы учащимися, включающей в себя тест и задачи различного уровня сложности.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока Тема урока Теоретический урок Практический урок Деятельность учителя и ученика
1, 2 Расчетные задачи на приготовление растворов 1 1 Объяснение учителя, фронтальная и индивидуальная работа
3 Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов 1 Объяснение учителя, демонстрация химической посуды, фронтальная работа
4 Состав раствора и его плотность 1 Объяснение учителя, работа в парах, фронтальная работа
5 Растворимость веществ 1 Объяснение учителя, работа в парах, фронтальная работа
6 Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость» 1 Работа в парах, фронтальная работа
7, 8 Kомбинированные расчетные задачи 2 Фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах
9 Приготовление насыщенного раствора и установление его плотности (практическая работа) 1 Работа в малых группах
10 Приготовление более и менее концентрированных растворов (практическая работа) 1 Работа в малых группах
11 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата (практическая работа) 1 Работа в малых группах
12 Итоговая работа 1  
Итого:

4

8  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Уроки 1, 2

Решение расчетных задач на приготовление раствора из более или менее концентрированного раствора, на приготовление раствора путем смешивания двух растворов различной концентрации.

Урок 3

Необходимые расчеты при приготовлении растворов из кристаллогидратов, этапы приготовления растворов из них. Демонстрация использования мерной пипетки для точного измерения малых объемов жидкости. Расчетные задачи на приготовление растворов из кристаллогидратов.

Урок 4

Демонстрация измерения плотности раствора при помощи ареометра, работа учащихся со справочной таблицей «Концентрация и плотность кислот и оснований», установление зависимости плотности раствора от массовой доли растворенного вещества, расчетные задачи с использованием плотности раствора и вышеназванной таблицы.

Урок 5

Растворимость веществ, работа учащихся с графиками «Кривые растворимости». Установление зависимости растворимости большинства солей от температуры. Зависимость растворимости газообразных веществ от температуры. Насыщенные и ненасыщенные растворы, способы их приготовления (как из насыщенного раствора получить ненасыщенный раствор, и наоборот). Расчетные задачи с использованием понятия «растворимость».

Урок 6

Расчетные задачи на растворы с использованием понятия «растворимость».

Уроки 7, 8

Решение комбинированных расчетных задач с использованием плотности раствора, массовой доли растворенного вещества, растворимости, формул кристаллогидратов. (Пример. Для растворения 84 г кристаллогидрата SrCl2•6H2O при 15 °С требуется 100 г воды. Рассчитайте растворимость хлорида стронция (безводной соли).)

Урок 9

Практическая работа «Приготовление насыщенного раствора и установление его плотности». (Например, приготовление насыщенного горячего раствора сульфата меди(II) с последующим охлаждением.)

Урок 10

Практическая работа «Приготовление более и менее концентрированных растворов» (с большей и меньшей массовой долей растворенного вещества).

Урок 11

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества из кристаллогидрата».

Урок 12

Итоговая работа, включающая тест и расчетные задачи двух уровней сложности.

У ч е б н о-м е т о д и ч е с к о е  о б е с п е ч е н и е

Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии. Учебное пособие для учащихся 7–10 классов средней школы. 6-е изд. М.: Просвещение, 1988, 192 с.; Ерыгин Д.П., Шишкин Н.А. Методика решения задач по химии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989, 176 с.; Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986, 160 с.; Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии. Пособие для учащихся.
2-е изд. М.: Просвещение, 1981, 159 с.; Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии. Книга для учителя. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983, 127 с.

Т.А.Журавлева,
учитель химии школы № 309
экологического образования и воспитания
(Санкт-Петербург)

Рейтинг@Mail.ru