Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Нужные книги

Савинкина Е.В., Живейнова О.Г., Логинова Г.П. Химия. Учебное пособие для школьников старших классов и абитуриентов. М.: АСТ-Астрель, 2003, 287 с.

Добротное пособие для поступающих в вузы продолжило химическую серию издательства «АСТ-Астрель».

Оно ориентировано прежде всего на абитуриентов МГАТХТ им. М.В.Ломоносова (хотя и другим соискателям вузовских мест оно будет небесполезно, а учителям окажется нужным в любом случае).

Как уже стало привычным в таких изданиях, теоретический материал систематизирован и соотнесен с программой для поступающих в вузы. Авторы рассматривают решения типовых задач, предлагавшихся в химических, химико-технологических, медицинских и биологических вузах в последние годы. В этом пособии предусмотрено выполнение самостоятельных и контрольных работ.

Предварительно авторы проводят подробный разбор соответствующих заданий, сгруппированных по темам в том порядке, в котором они будут в экзаменационном билете (10 вопросов билета – это те 10 разделов пособия, которые разворачиваются перед читателем):

1. Основные понятия и законы химии.

2. Тепловой эффект химической реакции. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

3. Строение атома. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

4. Химическая связь.

5. Классы неорганических соединений.

6. Общие свойства растворов.

7. Обменные реакции. Гидролиз.

8. Окислительно-восстановительные реакции.

9. Классы органических соединений.

10. Комбинированные задачи.

Каждый раздел включает в себя теоретические основы, разбор заданий, самостоятельную работу и контрольную работу по теме. Задания даны в виде многовариантных тестов, причем ответы даны на все без исключения задачи и вопросы тестов.

В текст приложения, кроме привычных справочных таблиц, удачно введены номенклатурные правила ИЮПАК для неорганических и органических веществ, словарь понятий и терминов:
121 термин (с. 268–276), справочник по химии элементов главных подгрупп (с. 254–266), статья о железе (с. 267), таблица «Катализаторы, применяемые в органической химии»: приведен 21 случай использования катализаторов в реакциях с участием водорода, воды, хлороводорода, галогенидов, кислорода, а также в реакциях полимеризации (с. 188–189).

Любая контрольная работа предусматривает в каждом задании восемь вариантов, что позволяет работающему с пособием многократно проверить себя в сознательном усвоении пройденного.

К сожалению, авторам не удалось преодолеть внутренний психологический барьер, стереотип, сложившийся у многих методистов за последние 30 лет и проявляющийся при изложении некоторых наиболее объемных вопросов теоретического курса. В данном пособии это касается изложения материала об электрохимическом ряде напряжений, где в качестве такового приводится ряд простых веществ-металлов, в который зачем-то помещен атом водорода.

При этом про ряд сказано: «Стрелка отвечает уменьшению восстановительной способности атомов (?) металлов», в то время как речь идет о химических свойствах именно веществ (с. 150, 240). Ряд активности атомов металлов в школьном курсе химии не рассматривается, не говоря уже о том, что последовательность металлов-атомов значительно отличается от последовательности металлов-веществ.

С формальным подходом читатель встретится и при рассмотрении вопросов, относящихся к химической связи. В вузовских учебниках по неорганической химии отчетливо сказано, что соединений с ионным характером связи (чисто ионных) практически нет. Условно принято считать таковыми галогениды щелочных металлов.

В пособии же характер связи предлагается определять по разнице электроотрицательности (ЭО) частиц, образовавших вещество (хотя существуют и другие критерии), при этом один из примеров явно неудачен: «Определите тип химической связи… а) гидрид бария...» (с. 77). По данным таблицы на с. 238, ЭО (Ва) = 0,97, ЭО (Н) = 2,1, следовательно, их разница составляет 1,13. В пособии сказано, что эта связь ионная (с. 279), хотя авторы на с. 70 отмечают, что для ионной связи разница ЭО должна быть свыше 1,7.

В главе 10 «Комбинированные задачи» дан алгоритм, который позволяет справиться с решением большинства задач за девять шагов. Задачи здесь рассмотрены многоходовые, интересные, требующие именно школьного уровня знаний, посильного для думающего ученика. Особенно привлекательны задачи 3, 4, 7, 8 на определение состава разнообразных смесей. К задачам авторы дают подробный разбор их решения.

Глава 11 посвящена исключительно экзаменационным задачам, их – 46 (ответов нет только на
11 задач); отмечены вузы, в которых они предлагались.

Это пособие с внесенными поправками (о которых следует предупредить учеников), несомненно, станет хорошим пополнением школьной и (или) личной библиотеки.

С.В.Телешов

Рейтинг@Mail.ru