Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2006

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Логико-смысловая модель
личностно ориентированного
обучения

Результатом работы каждого методического объединения за год должны быть методические рекомендации по общешкольной методической теме. Мы работаем по технологии «Организация личностно ориентированного обучения учащихся» И.С.Якиманской. Понятно, что использовать эту технологию полностью, в силу ряда объективных причин, невозможно. Методическое объединение учителей естественного цикла использовало ряд приемов других технологий в реализации личностно ориентированного подхода при обучении учащихся. В процессе последовательных взаимодействий учителя и учащихся формируется план изучения, закрепления, применения и контроля определенного объема знаний по конкретной теме или разделу для каждого ученика. Ученик сам планирует источник знаний, форму закрепления и контроля материала, творческую деятельность, срок выполнения. Рационально организовать данный вид учебной деятельности помогают органы самоуправления. Учащиеся, справившиеся досрочно с объемом работы, привлекаются в качестве консультантов и помощников в подготовке итогового урока.

Предлагаю вариант таких методических наработок.

I этап. Подготовительный

• Определение целей и задач темы.

• Формулировка конечных результатов обучения.

• Разбивка темы на отдельные учебные элементы (УЭ1, УЭ2, УЭ3 и т.д.).

• Подготовка дидактического материала (информационного, методического, контролирующего).

• Подготовка корректирующих карточек.

II этап. Погружение «Вызов»

Актуализация и мотивация знаний, формирование интереса к теме.

• Сообщение целей, задач, содержания темы (УЭ1, УЭ2, УЭ3 и т.д.).

• Знакомство с перечнем знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть (вводная лекция – краткая, эмоциональная, с использованием средств наглядности).

Ф о р м а  п р о в е д е н и я: лекция с использованием проблемных ситуаций и проблемных вопросов.

III этап. Самоопределение.
Планирование индивидуальной деятельности

Каждый ученик, зная содержание темы и ее отдельные УЭ, выбирает форму изучения материала (самостоятельно, с кем-то в паре, в группе, через консультацию с другом или учителем), а также выбирает форму контроля.

Ф о р м ы  к о н т р о л я  з н а н и й: тест, контрольная работа, ответы на вопросы (устно или письменно), зачет по теме.

IV этап. Самоопределение.
Формирование учебного самоуправления

В процессе текущего контроля знаний составляется схема взаимоконтроля при изучении именно этой темы.

Ф о р м ы  у ч е б н о г о  с а м о у п р а в л е н и я: отряд, бригада, рота, цех.

V этап. Самопознание «Штурм»
(реализация учебного взаимодействия)

Выполнение индивидуального личного плана по изучению темы.

Ф о р м ы  р а б о т ы  с  и с т о ч н и к а м и   и н ф о р м а ц и и: литературой, учебником, схемами, таблицами, фильмами.

VI этап. Творческий.
Самореализация «Ножницы»

Те учащиеся, которые завершили работу быстрее всех, получают творческие задания; этих учащихся можно привлекать в качестве консультантов или для проверки менее успешных учеников.

Ф о р м ы  о б у ч е н и я  и  к о н т р о л я   з н а н и й: участие консультантов и контролеров.

VII этап. Самореализация.
Обобщение и систематизация

Самоанализ выполнения поставленных целей и достижения запланированных результатов, их корректировка.

Ф о р м ы  д е я т е л ь н о с т и: деловая игра, смотр знаний, конференция, суд над веществом, независимое расследование.

VIII этап. Итоговый контроль
(выбирает учитель)

Контроль можно проводить не для всех (лучше, если учащиеся с самого начала будут знать о том, что их могут от него освободить). Итоговый контроль знаний следует проводить на дифференцированной основе.

Ф о р м а  к о н т р о л я: тест, контрольная работа, составление схемы, реализация заданной схемы.

С.Н.Шестерикова,
учитель химии
(пос. Октябрьский, Рыбинский р-н,
Ярославская обл.)

Рейтинг@Mail.ru