Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2006

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

Е.Я.АРШАНСКИЙ

ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
в классах педагогического
профиля

Продолжение. Начало см. в № 12, 13, 16, 18, 20/2005
1, 5, 7/2006

III. Тематическое планирование уроков химии
и занятий элективного курса
«Введение в методику обучения химии»
для классов педагогического профиля

Тематическое планирование. 10-й класс
(2 ч в неделю; всего 68 ч; резервное время – 3 ч)

Тема 1.
Основные понятия и законы химии
(8 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Атом. Молекула. Химический элемент. Валентность атомов химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса      

1

Модуль 1
Сущность методики обучения химии как науки. Особенности профессии учителя химии и ее отличие от других профессий, связанных с химией. Задачи элективного курса
2 Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества     Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы по массовым долям элементов, входящих в состав вещества
3 Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли, их состав, номенклатура и химические свойства Опыты, иллюстрирующие свойства оксидов, кислот, оснований, солей и амфотерных гидроксидов    

2

Модуль 1
Понятие об ученике-прокторе. Основные требования, предъявляемые к ученику-проктору и его функциям на уроке. Основные химические понятия, законы и теории, изучаемые в школьном курсе химии (выделить и перечислить)
4 Генетическая связь между основными классами неорганических соединений   Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ  
5 Kоличество вещества. Моль – мера количества вещества. Молярная масса. Молярный объем газа при нормальных условиях. Объем газов, взятых в условиях, отличных от нормальных. Плотность и относительная плотность газа Образцы веществ количеством вещества 1 моль   Вычисление относительной плотности газов и относительной молекулярной массы по относительной плотности 3 Модуль 4
Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических соединений
6 Понятие о сущности химической реакции. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Объемные отношения газов при химических реакциях Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях   Вычисление массы веществ и объема газа по известному количеству одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ. Расчет объемных отношений газообразных веществ по химическим уравнениям
7 Решение задач с использованием стехиометрических расчетов. Обобщение знаний по теме       4 Модуль 4
Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических соединений
8 Kонтрольная работа по теме 1      

Тема 2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
(5 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Современные представления о строении атома. Состав атомных ядер. Химический элемент как определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы. Движение электронов в атоме. Понятие об электронном облаке и атомной орбитали. Понятие о s- и p-электронах, формах электронных облаков, спине      

1

Модуль 4
Виды заданий по химии (задания со свободным ответом, тестовые задания, задачи). Методика составления заданий со свободным ответом по изучаемой теме
2 Строение электронных оболочек атомов. Энергетические уровни и подуровни. Электронные формулы и электронно-графические схемы строения электронных слоев атомов (для химических элементов 1–3-го периодов) Модели атомов химических элементов 1–2-го периодов        
3 Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева (современная формулировка). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и ее теоретическое обоснование в свете учения о строении атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»     2 Модуль 4
Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при выявлении закономерностей периодического изменения свойств атомов химических элементов и их соединений в группе и периоде)
4 Свойства атомов химических элементов: атомные и ионные радиусы, электроотрицательность. Периодическое изменение свойств атомов химических элементов, простых веществ и соединений (высших оксидов, гидроксидов, летучих водородных соединений) Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Kоллекции простых веществ и соединений элементов 3-го периода, щелочных металлов и галогенов        
5 Характеристика химического элемента по положению в периодической системе и строению атома. Естественно-научное значение периодического закона. Педагогическая деятельность Д.И.Менделеева и его педагогическое наследие. Научное и методическое значение учебника Д.И.Менделеева «Основы химии» Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»     3 Модуль 4
Методика составления заданий со свободным ответом по изученной теме (обобщающего характера)

Тема 3.
Строение вещества и химическая связь
(7 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Природа и типы химической связи. Kовалентная связь. Свойства ковалентной связи: длина, энергия, валентный угол, насыщаемость Образцы веществ с различными типами химической связи     1 Модуль 4
Методика составления заданий со свободным ответом по изучаемой теме
2 Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность. Полярные и неполярные молекулы          
3 Механизмы образования ковалентной связи: обменный (обобщение неспаренных электронов) и донорно-акцепторный (на примере образования иона аммония). Валентность и валентные возможности атомов в свете теории химической связи. Степень окисления   Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи (галогено-водородов, воды, кислорода, азота)   2 Модуль 4
Тестовые задания по химии, достоинства и недостатки их использования при обучении химии. Виды тестовых заданий по химии (2–3). Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы)
4 Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования и свойства ионной связи: ненаправленность и ненасыщаемость. Металлическая связь          
5 Водородная связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи, их влияние на свойства вещества. Межмолекулярное взаимодействие. Kристаллические решетки веществ с различным типом химической связи. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки Модели кристаллических решеток веществ с разным типом химической связи (хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IV), льда, магния и т.д.)     3 Модуль 4
Методика составления тестовых заданий по химии (на материале данной темы)
6 Обобщение знаний по темам 2–3          
7 Kонтрольная работа (или тестирование) по темам 2–3       4 Модуль 4
Методика проверки письменных контрольных работ по химии

Тема 4.
Химия растворов и теория электролитической диссоциации
(8 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Понятие о растворах. Kонцентрированные и разбавленные, насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Kоэффициент растворимости. Зависимость растворимости веществ от температуры Иллюстрация тепловых явлений при растворении. Таблица «Kривые растворимости»    

1

Модуль 2
Роль задач в обучении химии. Kлассификация химических задач на расчетные и качественные. Методика составления типовых расчетных задач с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация растворенного вещества в растворе» (по предложенному учителем алгоритму). Требования к записи краткого условия и хода решения расчетных задач по химии (на примере задач по данной теме)
2 Способы выражения состава раствора: массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества в растворе. Решение задач на приготовление растворов     Вычисления молярной концентрации растворенного вещества по его количеству вещества (или массе) и объему раствора и массы растворенного вещества    
3 Электролитическая диссоциация веществ в растворах. Понятие об электролитах и неэлектролитах. Электролитическая диссоциация соединений с ионной и ковалентной полярной связью. Электролитическая диссоциация как обратимый процесс. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей Сравнение электропроводности электролитов различной концентрации. Таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»    

2

Модуль 2
Методика составления типовых химических задач, связанных с расчетами по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах. Требования к записи краткого условия и хода решения расчетных задач по химии
4 Реакции ионного обмена в водных растворах, условия их необратимости Таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде» Реакции обмена в водных растворах электролитов Расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах    
5 Гидролиз солей. Реакции гидролиза солей по первой ступени. Понятие о водородном показателе (pH)   Опыты по гидролизу солей Определение pH водных растворов солей с помощью универсальной индикаторной бумаги 3 Модуль 2
Методика объяснения решения типовых расчетных задач по химии на материале данной темы (рекомендации для учеников-прокторов)
6 Обобщение знаний. Решение расчетных задач. Подготовка к практической и контрольной работам по теме 4          
7 Практическая работа «Свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации»       4 Модуль 2
Тренировка отстающих учащихся в решении химических задач, подготовка их к контрольной работе
8 Kонтрольная работа по теме 4          

Тема 5.
Многообразие химических реакций и закономерности их протекания
(7 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи

Содержание занятия
1 Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Важнейшие окислители и восстановители. Уравнения окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса      

1

Модуль 3
Химический эксперимент как метод исследования в химии и метод обучения химии в средней школе. Требования к демонстрационному химическому эксперименту. Методика составления инструкций для проведения лабораторных опытов (в общем виде)
2 Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз водных растворов и расплавов солей Электролиз водных растворов хлорида меди(II) и йодида натрия        
3* Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции: природа, концентрация, температура, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, катализатор. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Понятие об энергии активации. Kатализ Опыты с использованием сосудов Ландольта, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (проводят ученики-прокторы) Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от температуры и площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ Вычисления средней скорости и изменений скорости химической реакции при увеличении или уменьшении концентрации реагентов, температуры, давления или объема (для газов)

2

Модуль 3
Техника проведения химических опытов и методика их демонстрирования в классе (опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (используются сосуды Ландольта)
4 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия: температура, давление, концентрация Смещение химического равновесия в системе: роданид калия, хлорид железа(III) и продукты реакции – путем повышения концентрации реагентов        
5 Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзо- и эндотермические. Термохимические уравнения. (Закон Гесса.) Г.И.Гесс – один из основателей термохимии, методист, автор первого руководства по химии для учебных заведений России Экзотермические (горение веществ в кислороде) и эндотермические (разложение гидроксида меди(II)) реакции (проводят ученики-прокторы)   Расчет теплового эффекта химической реакции по значению количества вещества, массы или объема (для газов) одного из реагентов и выделившейся (или поглощенной) теплоты 3 Модуль 3
Техника проведения химических опытов и методика их демонстрирования в классе (опыт «Экзотермические и эндотермические реакции»)
6 Принципы классификации химических реакций по: числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; обратимости; изменению степеней окисления атомов реагентов; агрегатному состоянию веществ; участию в реакции катализатора. Обобщение знаний по теме 5          
7 Kонтрольная работа по теме 5          

* Если данный материал не был частично рассмотрен в базовом курсе, то для его изучения потребуется 2 ч (из резервного времени).

Рейтинг@Mail.ru