Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

 

Проблемы выживания
учебного предмета «Химия»
в условиях модернизации
школьного образования

Выступление на пятом
Московском педагогическом марафоне
учебных предметов 23 марта 2006 года

Современное химическое (равно как и все естественно-научное) образование переживает далеко не лучшие времена: сокращается количество часов на изучение химии, вызывает затруднение привлечение молодых специалистов в школу, плохо решается проблема экспериментального сопровождения преподавания химии.

Кадровый состав учителей химии стареет. Так, анализ возраста учителей химии в Московской и Саратовской областях показал, что в среднем из общего их числа более 22% – люди пенсионного возраста, около 60% – это люди средних (30–50) лет и менее 18% – молодые специалисты, возраст которых составляет от 23 до 30 лет. Этот возрастной состав учителей химии обусловливает и еще одну важнейшую проблему. Ведь опытные учителя уже создали в своем сознании модель учебного предмета, свой образ химии, и этой модели они придерживаются на уроках. Однако такая модель никак не вписывается во временные рамки, отводимые теперь на изучение предмета. Возникает серьезное противоречие: за короткое время, выделяемое на химию, невозможно овладеть той информацией, которую дают учителя. А в результате – плохое знание предмета, нелюбовь к химии, а часто и к учителю, ведущему этот трудный предмет.

Очевидно, нужна модернизация не только системы школьного образования, но прежде всего учительского сознания.

«Основная проблема в обучении химии сегодня – временная»
«Основная проблема
в обучении химии сегодня – временная»

Учителю химии необходимо осознать, что смена общественно-экономической формации (социалистической на капиталистическую) предполагает и смену приоритетов в обучении: нужно ограничиваться тем объемом требований, который обозначен в нормативных документах (обязательный минимум знаний выпускников основной и средней школы, или стандарт). Например, если в стандарте основной школы отсутствуют такие понятия, как электронные орбитали, химические производства, скорость химической реакции и факторы, на нее влияющие, химическое равновесие, коррозия металлов, гидролиз солей, выход продукта реакции от теоретически возможного и т.д., то рассматривать на уроках химии (а тем более требовать от ученика основной школы) их и не нужно, как бы этого ни хотелось. А ссылки на то, что этот материал содержится в заданиях ЕГЭ, несостоятельны. Во-первых, до ЕГЭ еще нужно дожить, а во-вторых, предполагается, что, если выпускник основной школы выбрал в старшей школе не естественно-научный профиль, то он запрограммировал для себя, что экзамен по химии он не сдаст. Это особенно актуально в преддверии 2008 г., когда предполагается массовый переход старшей школы на профильное обучение.

И, наконец, если из 30 учащихся 9-го класса естественно-научный профиль изберут 3–5 выпускников (именно этот показатель дает статистика), то зачем заставлять изучать материал, который превышает требования стандарта, остальных 25–27 учащихся?

Как видно, основная проблема в обучении химии сегодня – это временная. Как ее решить? Внесем свои предложения.

Пропедевтика химии в школе: вчера, сегодня, завтра

Модернизация российского образования, затрагивающая все ступени отечественной образовательной системы, призвана в первую очередь обеспечить доступность образования, повысить его качество и эффективность. Достижение этих целей предполагается реализовать через введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старших классах средней школы, а также изменяя формы проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

В содержательном плане модернизация более всего коснулась естественно-научных учебных дисциплин, которые, к сожалению, сильно пострадали от этого. Так, общий объем времени, выделяемого на изучение химии во всех профилях, кроме естественно-научного, составляет всего
6 ч: 8-й класс – 2 ч, 9-й класс – 2 ч, 10-й класс – 1 ч и 11-й класс – 1 ч. В естественно-научном профиле предполагается расширение и углубление предметных знаний, подготовка выпускника школы к продолжению химического образования в вузе, и на химию выделяется всего 10 ч: 8-й класс – 2 ч, 9-й класс – 2 ч, 10-й класс – 3 ч, 11-й класс – 3 ч. Для того, чтобы понять, насколько этот предусмотренный базисным учебным планом лимит времени мал, достаточно вспомнить, что в единой общеобразовательной советской школе, которая не предполагала профильной подготовки выпускников, вертикаль времени, отводимого на изучение химии, составляла все те же 10 ч. Этот объем времени оставался неизменным на протяжении многих лет, даже несмотря на структурные изменения, связанные с перераспределением часов между основной и старшей школами: до середины 1980-х :гг. вертикаль учебных часов складывалась по схеме:

2 + 2 + 3 + 3, а далее – наоборот: 3 + 3 + 2 + 2.

Кроме того, педагогически и психологически несостоятельное одночасовое изучение химии в старших классах – это меньшее из зол, которое ожидает не только учителей химии, но и всех преподавателей естественно-научных дисциплин. Вместо частных предметов предполагается введение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 ч в неделю. Мало того, что этот курс пока не подготовлен ни содержательно, ни организационно, т.к., кроме стандарта и примерной программы, он и учебно, и методически никак не обеспечен – отсутствуют учебники, дидактические пособия, методические рекомендации для учителя и др. Преподавание такого курса не обеспечено также и кадрово. Краткосрочные курсы переподготовки учителей для ведения естествознания дадут им право преподавать этот предмет, но не смогут обеспечить полноценной предметной подготовки.

Возникает также проблема и социального свойства: в старшей школе получит нагрузку только один из учителей-естественников, остальные же лишатся ее. Таким образом, появляются предпосылки к постепенному сокращению и в конечном итоге к исчезновению такой педагогической специальности, как учитель химии, ибо 4 ч в вертикали основной школы не смогут обеспечить достаточной учебной нагрузки, а следовательно, и соответствующей заработной платы.

Каковы же пути выхода из создавшейся ситуации? Мы считаем, что в какой-то мере проблему может решить более раннее изучение химии в основной школе.

Целесообразность раннего изучения химии экспериментально подтверждена многолетней педагогической практикой преподавания так называемой пропедевтики химии.

Проанализируем концептуальные направления разработки существующих пропедевтических курсов химии.

* П е р в о е  н а п р а в л е н и е – это введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение отдельных предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г.Хрипковой [1]. Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаками химических элементов, химическими формулами, валентностью), классами неорганических соединений (кислотами и основаниями) и химическими явлениями, происходящими с ними (условиями протекания химических реакций, некоторыми типами и видами реакций – разложения, соединения, горения).

Идею интеграции, но только физики и химии, реализует пропедевтический курс А.Е.Гуревича с соавторами [2], который знакомит учащихся 5–6-х классов с предметом химии и научными методами ее познания, со строением вещества (молекулами, атомами, ионами), с составом вещества (простыми и сложными – оксидами, кислотами, основаниями и солями), некоторыми органическими соединениями (белками, жирами, углеводами) и химическими явлениями (реакциями соединения и разложения), а также знакомит с составлением уравнений реакций на основе закона сохранения массы веществ.

Курсы А.Г.Хрипковой и А.Е.Гуревича имеют методическое обеспечение, позволяющее представить их в виде полноценного учебно-методического комплекта.

* В т о р о е  н а п р а в л е н и е полностью соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, – «Введение в химию» [3]. Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами курса химии как основной, так и средней школы, а также с началами химического эксперимента, включающего в себя 27 лабораторных опытов.

Курс «Введение в химию» разработан под руководством Г.М.Чернобельской и представляет собой знакомство с химией как наукой о веществах и их превращениях, представленное в виде отдельных логически завершенных учебных блоков.

Блок «Вещества» рассматривается в следующем наполнении: чистые вещества и смеси, способы их разделения, дается понятие о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), относительных атомной и молекулярной массах.

Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций, химическими уравнениями, скоростью химической реакции и факторами ее зависимости и даже с энергией активации.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), аллотропии, окислении, составе воздуха, а также о воде, ее круговороте и о химическом составе литосферы и биосферы.

Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики.

Замечательный, доступный, образный язык учебника позволяет ненавязчиво познакомить учащихся с профилактикой алкоголизма и наркомании. Этот курс иллюстрирует роль химии в гуманитарных областях деятельности человека. Учебник подкреплен соответствующим методическим пособием [4].

* Т р е т ь е  н а п р а в л е н и е реализует авторский коллектив под руководством О.С.Габриеляна [5, 6].

Основные цели этого курса следующие:

– подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;

– разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

– сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

– отработать те предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;

– показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии, которые учитель почти не может себе позволить в вечном цейтноте учебного времени;

– интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Для достижения этих целей авторам пришлось ориентироваться на то, что курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным планом и изучение его в школе – исключительно инициатива руководства. Поэтому ученики, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, окажутся в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтику, другие изучали ее из расчета 1 ч в неделю, третьи – из расчета 2 ч в неделю. Такое положение некорректно в свете закона о защите прав ребенка. Следовательно, авторы не имели права при конструировании своего курса включать в него системные знания основного курса химии, предусмотренные стандартом химического образования для основной школы.

Курс состоит из четырех частей (тем).

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старым знакомым». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значении этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы: знакомство с несложным лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами. Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы, продолжительные по времени («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей). Как видно, отрабатывается не столько химия, сколько математика.

Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.

Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.

Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся в обучении (например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта и др.

И наконец, предлагаемый курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение и т.д.

Нами почти не затронуты требования стандарта химического образования для основной школы. Например, знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию, сами же формулы веществ не выводятся, равно как и уравнения химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.

* Ч е т в е р т о е  н а п р а в л е н и е представляет собой самое радикальное из существующих курсов пропедевтики. Оно реализует идею раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составную часть школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г.Остроумова [7, 8].

Авторы исходили из того, что в ряде областей (например, в Иркутской области), районов (например, в Шахтинском районе Ростовской области) или в отдельных школах за счет регионального компонента или компонента образовательного учреждения химия в 7-м классе является обязательным учебным предметом базисного учебного плана. Поэтому нет необходимости предварительного знакомства учащихся с большинством разделов учебного предмета (как это предлагает Чернобельская) или рассмотрения только тех разделов, которые не затрагивают содержания системного курса (как это предлагает Габриелян). Остроумов и соавторы считают, что перенесение части учебного материала из 8-го класса в 7-й позволит:

– уменьшить интенсивность прохождения учебного материала курса химии;

– добиться возможности изучать, а не проходить этот материал, иметь время на отработку и коррекцию знаний учащихся;

– формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

– эффективно развивать не только предметные знания, умения и навыки, но и личностные качества учащихся в целом;

– интегрировать химию в систему естественно-научных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественно-научной картины.

Авторы предлагают курс химии основной школы изучать в два этапа: в статике (состав, строение и физические свойства веществ) и в динамике (химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением). Поэтому в 7-м классе учащиеся познакомятся с составом и классификацией веществ, рассмотрят смеси веществ и их состав, изучат способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Следовательно, курс химии 7-го класса позволит изучить значительную часть химии в статике.

Авторский коллектив исходил из того, что идею интеграции предметов естественно-научного цикла необходимо проводить не в учебном курсе естествознания, а в интегрированном учебном материале отдельных предметов. Поэтому предлагаемый курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, что позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением нового предмета, тревожные ожидания сменяются на положительные эмоции «встречи со старым знакомым». Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части, ориентирован на практику: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и роли этих веществ в живой и неживой природе.

Курс химии 7-го класса включает шесть разделов.

Первый раздел – «Предмет химии и методы ее изучения» – знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами. Этот раздел дает представление о физических и химических явлениях и методах познания окружающей природы в системе естественных наук.

Второй раздел – «Строение веществ и их агрегатные состояния» – продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах, из которых состоят вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Третий раздел – «Смеси веществ и способы их разделения» – знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, количественными характеристиками состава смесей и расчетами на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Четвертый раздел – «Состав веществ. Химическая символика» – дает представление о химическом элементе, простых и сложных веществах и отражении этих понятий посредством химических знаков и формул.

Пятый раздел – «Простые вещества» – знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ – металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов.

«...Чтобы сохранить профессию учителя химии и химию как учебную дисциплину, необходимо ... начать обучение химии с 7-го класса». Фото Е.Крылова

«...Чтобы сохранить профессию
учителя химии и химию как учебную дисциплину,
необходимо ... начать обучение химии с 7-го класса»

Фото Е.Крылова

Шестой, заключительный раздел – «Сложные вещества» – содержит информацию об основных классах неорганических соединений, а также важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, как валентность.

Краткий анализ существующих курсов пропедевтики наглядно демонстрирует возможности выхода из временного цейтнота, сложившегося в школьном химическом образовании.

Для того, чтобы сохранить профессию учителя химии и химию как учебную дисциплину, очевидно, необходимо сместить систематическое изучение ее на год раньше, т.е. начать обучение химии с 7-го класса. Это особенно актуально в настоящее время, когда рассматривается возможность перехода от обязательного основного образования к обязательному среднему. Москва уже в будущем 2006/07 учебном году внедряет эту идею, а Российская Федерация готовится к переходу на всеобщее среднее образование в ближайшем будущем. В связи с этим возникает проблема целесообразности сохранения концентрического подхода в конструировании школьного курса химии и возможности перехода к линейному его построению. Однако в любом случае, по-нашему мнению, вертикаль школьного химического образования должна начинаться именно в 7-м классе.

Теория и практика элективных курсов по химии

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования [9, 10].

Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 9–11-х классов.

Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников основной школы, как минимум, на осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности [11].

Для реализации поставленной цели в основной школе, помимо курсов психолого-педагогического сопровождения, можно выделить три типа элективных курсов.

• Предметно-ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине.

• Межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний смежных дисциплин, как необходимого условия для успешного обучения в старшей профильной школе.

• Курсы прикладного характера, которые показывают связь данного учебного предмета с жизнью.

Так, применительно к химии, в качестве элективных курсов первого направления могут быть названы курсы «История открытия и познания веществ», «Соединения в “квадратных скобках”» [12], «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее» [13], «Решение задач химических олимпиад» и др.

Второе направление широко представлено уже разработанными многочисленными курсами, например, «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере» (см. [12]), «Химия в сельском хозяйстве» и др.

Третье направление реализует раздел стандарта химического образования «Химия и жизнь». В качестве наиболее востребованных курсов можно назвать следующие: «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Химические вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом» и т.д.

Минимальный объем, отведенный Минобразованием РФ на предпрофильную подготовку в основной школе, составляет 102 ч. В зависимости от продолжительности элективных курсов, которая может варьироваться от 8 до 34 ч, учащиеся 9-х классов имеют возможность посетить в год до 10 различных курсов по выбору, но не менее двух обязательно.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжение соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Общая направленность элективных курсов в старшей школе не претерпевает существенных изменений [14]: предметно-ориентированные, межпредметные курсы и курсы прикладного характера.

Предметно-ориентированными курсами по химии являются, например, курсы «Основы химической термодинамики», «Введение в аналитическую (физическую, коллоидную) химию», «Начала нанохимии». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям специализации химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование в высшей школе.

Межпредметными курсами могут быть «Основы биохимии», «Химическое загрязнение окружающей среды и проблемы экологии», «Компьютерное моделирование в изучении химических процессов».

Примерами курсов прикладного характера в старшей школе могут служить «Пищевые добавки: плюсы и минусы», «Косметика вчера, сегодня, завтра», «Пестициды», «Химия и легкая промышленность», «Химическая информация на этикетках».

В качестве особого направления элективных курсов в старшей школе мы предлагаем компенсаторные элективные курсы, предназначенные для учащихся, которые хотят изменить профиль обучения (например, с гуманитарного, физико-математического или универсального на естественно-научный или химический), но не могут этого сделать в силу ряда объективных или субъективных причин (удаленность от соответствующей профильной школы, нежелание расстаться со своей школой, финансовая несостоятельность родителей). Такие курсы компенсируют содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях. Они могут называться, например, «Избранные вопросы органической химии», «Избранные вопросы общей и неорганической химии», «Готовимся к ЕГЭ по химии». Такие курсы призваны восполнить недостаток химических знаний учащихся в непрофильных классах.

Введение компенсаторных курсов немаловажно не только для ученика, но и для учителя. Поскольку эти курсы рассчитаны не менее чем на 34 ч, то появляется возможность обеспечить учителю химии дополнительную учебную нагрузку, а следовательно, и соответствующую заработную плату. Кроме того, введение таких курсов не потребует от профессионала-химика больших временных затрат при подготовке к занятиям, чего нельзя сказать об элективных курсах другого типа.

Учителя химии испытывают серьезные затруднения при подготовке к занятиям по элективным курсам, т. к. многие из них, в первую очередь учителя сельских школ (а таких школ в России 70%), не имеют возможности получить доступ к рекомендуемой литературе. Даже если эта литература есть, из-за загруженности большинство учителей не в состоянии детально ее проработать. Немаловажно и то, что в сельской или небольшой поселковой школе химию часто ведут преподаватели других предметов.

По нашему мнению, элективный курс обязательно должен иметь методическое пособие для учителя и учебное пособие как для учителя, так и для учащихся.

Методическое пособие по элективному курсу для учителя содержит программу с пояснительной запиской и списком литературы, подробное тематическое планирование, методические рекомендации к проведению отдельных занятий.

Учебное пособие по элективному курсу для учащихся (и для учителя) являет собой мини-учебник и обеспечивает содержательную часть курса, выполненную с учетом требований дидактики. Содержание пособия разбито на параграфы, содержит дидактический материал (вопросы и упражнения), описание необходимого для успешного изучения курса химического эксперимента. Немаловажно, что разработчики такого пособия называют себя не авторами, а авторами-составителями, т.к. они используют приведенную в методическом пособии литературу.

В качестве перспективного направления в разработке элективных курсов нам представляется целесообразным создание курсов, призванных помочь учащимся сориентироваться на нехимические специальности средствами учебного предмета «Химия». Такими курсами, например, являются «Химические сюжеты как основа произведений научной фантастики», «Химические ошибки в средствах массовой информации», «Роль математики в химии».

* * *

И в заключение еще об одной важной проблеме – экспериментальном сопровождении процесса обучения химии в школе.

Дефицит реактивов и оборудования вынудил учителей химии компенсировать его виртуальным экспериментом – видеоматериалами, которых сейчас появилось великое множество. И здесь нередко можно наблюдать уже другую крайность – происходит подмена натурального эксперимента виртуальным.

Мы глубоко убеждены, что видеоматериалы помогут иллюстрировать эксперименты, но только в том случае, если это диктуется правилами техники безопасности (вреден или опасен для здоровья) или эксперимент относится к разряду экзотичных (недоступность реактивов или сложность лабораторных установок). Автор уверен, что виртуальный эксперимент – это как виртуальное (на словах) питание.

Литература

1. Хрипкова А.Г., Иванова Р.Г., Иванова Т.В. и др. Естествознание: Учебник для 6–7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5–6 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

3. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: Мир глазами химика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учерждений. М.: Владос, 2003.

4. Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию». 7 класс. М.: Владос, 2004.

5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.

6. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

7. Остроумов И.Г., Боев А.С. Химия. 7 класс. Введение в химию. Вещества. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Сиринъ, 2006.

8. Остроумов И.Г., Боев А.С., Аксенова И.Б. Химия. 7 класс. Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». М.: Сиринъ, 2006.

9. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003, № 334.

10. Приказ Минобразования России от 18.07.2002, № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

11. Письмо Минобразования России от 20.08.2003, № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения».

12. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся. Химия. СПб, 2005.

13. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005.

14. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 24.11.2003, № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении».

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
кандидат педагогических наук, профессор,
Педагогическая академия
последипломного образования (Москва)

Рейтинг@Mail.ru