Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2006

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ

НАШ КОЛЛЕГА –
МЕТОДИСТ ИЗ ГОРОДА СЛАВУТЫ

К 70-летию Е.Г.Шмуклера

Ефим Григорьевич Шмуклер закончил химфак Ужгородского государственного университета (1960), работал сначала мастером смены на заводе в г. Нижнем Тагиле (его смена дала первую промышленную себациновую кислоту НООС(СН2)8СООН, превратив в нее при 300 °С касторовое масло в деструкторе с дозированной подачей воды), а затем инженером-химиком в ОКБ г. Куйбышева. В 1964 г. стал учителем в средней школе № 4 г. Славуты Хмельницкой области и проработал на одном месте 36 лет.

В 1971 г. была опубликована его первая методическая статья [1], а в 1973 г. он – участник Всесоюзной конференции «Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе» в г. Алма-Ате. В 1977 г. сельская команда Славутского района, состоявшая из учеников школы № 4, заняла 1-е место на областной олимпиаде. Методические разработки Шмуклера привлекли к себе внимание уже в 1975 г. (а работ было тогда только восемь) крупного методиста, члена-корреспондента АПН СССР Леонида Александровича Цветкова.

Ефим Григорьевич творил, анализировал, думал, и не обязательным, но вполне закономерным результатом этого стала защита кандидатской диссертации «Использование математических знаний в процессе преподавания химии» (1980 г., руководитель Л.А.Цветков). Отмечу, что и сегодня для думающего учителя эта тема не утратила своей актуальности.

Давайте познакомимся с именинником поближе. Ефим Григорьевич Шмуклер – кандидат педагогических наук (1980), учитель-методист (1986), учитель высшей категории (1990), отличник народного образования Украины, Соросовский учитель (1994), победитель Всеукраинского конкурса «Учитель года-98», заслуженный учитель Украины (1998), автор более 150 печатных работ.

В 1986, 1988, 1990, 1991, 1995, 1998 гг. Е.Г.Шмуклер принимал участие в работе различных научно-методических конференций и семинаров. Участвовал в финале Всеукраинского конкурса «Учитель года-90», стал победителем конкурса «Я иду на урок» (газета «Химия», 1995 г.), он автор пропедевтического курса химии (на украинском языке, 1998 г.). Десятки его бывших сельских учеников стали профессиональными химиками (пять из них – кандидаты наук), 30 человек поступили в медицинские вузы. К итогам «производственной» деятельности следует отнести и созданный им кабинет с уникальной авторской периодической системой, насыщенный реактивами и оборудованием (напомним – все это в сельской школе).

Ефим Григорьевич занимался вопросами межпредметных связей, поиском количественных закономерностей, логизацией при обучении, методологическими вопросами обучения, разработкой различных аспектов изучения периодического закона и периодической системы химических элементов, вопросами проблемного обучения, формирования понятий и дефиниций, содержания обучения (все применительно к его любимой химии) [2, 3].

Если читателю захочется провести, например, урок с применением логических кругов Эйлера, то лучшего объяснения, чем в работах Ефима Григорьевича, на сегодняшний день просто не найти [см. 2, 4]. Попробуйте усовершенствовать этот уникальный тридцатилетний опыт и по достоинству оцените преимущества классического университетского образования. Вам поможет в этом
СИЛЛОструктура и логика любого ответа, разработанная юбиляром [см. 4].

Круг интересов Шмуклера, естественно, не ограничивается только вопросами методики. Человек, которому дорога школа, не может не быть обуреваем идеей ее лучшего устройства. Прошедший «огонь, воду и медные трубы» сельской школы, Ефим Григорьевич с 1990-х гг. активно включился в процессы реформирования и модернизации школьного образования. Его предложения по реформированию всей организации жизнедеятельности школы – не только классно-урочной системы, но и образовательных стандартов, демократизации школы, права ученика учиться так, как он может, – заслуживают самого пристального изучения.

Он разработал собственную концепцию химического образования, главное в которой – умственное развитие, осознание сущности химии как науки, ее места в системе знаний, в понимании себя, жизни и бытия. Ученикам необходимы общенаучные знания, комплекс математических и физико-химических знаний. Он критикует процентоманию, бессмысленные условия перевода из класса в класс и допуска к экзаменам, абсурдность существующей системы оценивания знаний, невежество учащихся как следствие лжи и лицемерия, защищает свободную школу, свободного учителя, свободного ученика. Каждый предмет, по его мнению, должен быть фактором образования. В обучение химии благодаря ему возвращается научность, утраченная в последние годы.

Большинство читающих этот материал – те учителя-труженики, которые являются современниками героя публикации. Поэтому они не только читали многие из работ Ефима Григорьевича, но и применяли его находки в своей работе. Последние пять лет Ефим Григорьевич находится на заслуженном отдыхе, и мы лишены удовольствия побывать на уроках Мастера, но методическая работа, по счастью, не остановлена. Пожелаем же здоровья и благополучия юбиляру и вспомним слова самого героя этого краткого очерка: «Жизнь подтверждает, что люди делятся на хороших и плохих. Последние – источник разочарования в жизни. Первые – достаточное основание для оптимизма…»

Будем же и мы оптимистами.

Литература

1. Шмуклер Е.Г. Математический подход при изучении понятий «грамм-атом» и «грамм-молекула». Химия в школе, 1971, № 1, с. 43–48.

2. Шмуклер Е.Г. Ретроспектива творчества. Львов, 2003, 188 с.

3. Шмуклер Е.Г. Определение понятий, составляющих основу школьного курса химии. Львов, 2005, 196 с.

4. Шмуклер Е.Г. Обобщение опыта научного творчества (понятия, законы, теории, методы, методика, идеи). Львов, 2005, 248 с.

С.В.Телешов

Рейтинг@Mail.ru