Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Химия и медицина

Методическая разработка элективного курса
для 10–11 классов

В наш информационный век – век модернизации биологического и химического образования, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о своем организме, способах сохранения здоровья и выхода из ситуаций, когда организму требуется «ремонт». Для выявления причин требуемого «ремонта» необходимо знать, что собой представляет человеческий организм с точки зрения химии и биологии, что лежит в основе сохранения и поддержания здоровья, как помочь своему организму справиться с простудными заболеваниями и что лучше применить: лекарственные или растительные препараты.

При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (наследственность, продукты питания, качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».

Курс «Химия и медицина» позволяет погрузиться в систему вопросов по биологии и химии: химические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химия клетки, продукты питания, наследственность организма.

Содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ медицины, связанных с сохранением здоровья, частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников, а интерес ко всему этому способны стимулировать следующие высказывания.

В основе жизни лежат химические процессы, а заболевания – это результат нарушения их в организме, который является большой ретортой.

Т.Парацельс

Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает лекарство ядом или лекарством.

Т.Парацельс

Жизнь – это вечное движение жидкостей между клетками и внутри клеток. Остановка этого движения приводит к смерти. Частичное замедление этого движения в каком-то органе вызывает частичное расстройство. Общее замедление движения внеклеточных жидкостей вызывает болезнь.

Врач А.С.Залманов, «Тайная мудрость»

Я не степью хожу –
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.

С.Кирсанов

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

С.Щипачев

Что не излечивают лекарства, то излечивает железо, что не излечивает железо, то излечивает огонь.

Гиппократ

Цели курса.

1. Расширить знания учащихся об организме как химической фабрике.

2. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья на биологическом и химическом уровне.

3. Сформировать у учащихся навыки элементарной медицины.

Задачи курса.

1. Актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения.

2. Научить школьников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

3. Выработать у учащихся навыки оценки функционального состояния своего организма.

4. Обеспечить профессиональную ориентацию старшеклассников.

Структура и содержание курса (34 ч)

Занятие Kоличество часов Тема
занятия
Вид
деятельности

Введение в курс «Химия и медицина» (24 ч)

1, 2

2 Почему надо лечить организм Лекция
Химия и здоровье (12 ч)
3 1 Факторы, влияющие на здоровье человека Беседа
4
5
2 Формула здоровья Лекция, беседа
6 1 Химические элементы и жизнедеятельность организма Лекция
7, 8 2 Для чего мы едим, и что мы едим. Питание и болезни. Пищевая аллергия Беседа
9
10
11
3 Заболевания, вызванные недостатком химических элементов в организме Лекция, беседа. Сообщения учащихся
12 1 Всему свое время (потребность организма в химических элементах на разных этапах развития) Лекция
13 1 Где «задерживаются» токсические вещества? Лекция
14 1 Заболевания и группы крови «Kруглый стол»
Зеркало организма (4 ч)
15 1 Kожа. Характеристика и типы кожи. Kожные заболевания Выступления учащихся
16 1 Зубы – индикатор внутренних проблем организма. Заболевания зубов Лекция
17 1 На приеме у стоматолога Ролевая игра
18 1 Медицина и косметология «Kруглый стол»
Химия и медицина (9 ч)
19 1 Развитие медицины, этапы становления Лекция
20 1 Лекарства. Открытие лекарств и лекарственные формы Лекция
21
22
2 Kлассификация лекарств Лекция
23 1 Лекарства и растительные препараты Лекция
24 1 Аспирин, стрептоцид: химический состав, путь и действие их в организме Лекция
25 1 Препараты для сердечно-сосудистой системы Лекция
26 1 Антибиотики и их действие на организм Лекция
27 1 Зависимость организма от лекарств Дискуссия
Биологически активные соединения (4 ч)
28 1 Витамины. Kлассификация, действие витаминов на организм. Заболевания, вызванные недостатком или избытком витаминов Беседа.
Сообщения учащихся
29 1 Ферменты, их классификация, роль в организме. Значение ферментов Лекция
30 1 Гормоны. Значение гормонов. Заболевания, вызванные недостатком или избытком гормонов в организме. Гормональные препараты Лекция
31 1 Обменные процессы в организме. Роль водно-солевого обмена в жизнедеятельности организма Лекция с элементами беседы
Генные заболевания у человека (3 ч)
32 1 Генная программа человека Лекция
33 1 Болезни с наследственным предрасположением Лекция
34 1 Социальная среда и человек Беседа

В.М.Лучинская,
учитель химии и биологии
(пос. Правохеттинский,
Ямало-Ненецкий АО)

Рейтинг@Mail.ru