Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2006

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Родина великого ученого…

История одного села

Памятник Д.И.Менделееву – уроженцу г. Тобольска

Памятник
Д.И.Менделееву – уроженцу
г. Тобольска

В истории Тюменского края наименее изучена история населенных пунктов. Прежде всего это связано с тем, что основное внимание исследователей было обращено к Тобольску, «стольному городу Всея Сибири», крупному административному центру. Что касается деревень, несмотря на то, что на них легла вся тяжесть колонизационных процессов, уже с конца XVI в. сведения о их развитии имеют отрывочный характер. Специальных же описаний сельских населенных пунктов в исторической литературе крайне мало.
Однако селу Верхние Аремзяны повезло хотя бы с периодом второй половины XVIII в. – середины XIX в., который связан с историей создания здесь стекольной фабрики, основанной в 1749 г. купцами Корнильевыми. О становлении и развитии фабрики подробно написал С.Мамаев, автор статьи «Тобольские купцы Корнильевы» (конец XIX в.).

После указа Мануфактур-коллегии тобольский купец Алексей Корнильев 11 августа 1749 г. подал прошение в Сибирскую губернскую канцелярию об открытии близ г. Тобольска «собственным своим капиталом» стекольной фабрики. 18 августа 1749 г. на прошение из Мануфактур-коллегии был дан положительный ответ.

Получив привилегию, Корнильев обращается 20 марта 1750 г. в Сибирскую губернскую канцелярию с прошением об отводе в вечное владение подысканного им для фабрики участка земли. Однако землю под строительство фабрики купцу Корнильеву отвели только после подтверждения старожилами того, что земли, испрашиваемые купцом Корнильевым под заведение фабрики, «лежат в пусте…» Место для нее было избрано на правом высоком берегу реки Аремзянки в 25 верстах от Тобольска. Фабрика обошлась Корнильеву в 5500 рублей ассигнациями. Фабрика, построенная три года спустя, имела девять деревянных строений, гончарные мастерские, кузницу, склады, сушильню и другие подсобные помещения. Из Москвы для обучения крестьян были привезены мастера.

Одновременно с фабрикой росла деревня Аремзянская. Здесь был выстроен господский дом со службами и 20 крестьянских домов. Фабрике было приписано 90 душ крестьян. По купчим крепостям соседняя деревня Червишева принадлежала Алексею Корнильеву, а остальные две деревни – его братьям. В дальнейшем проводились покупки крепостных.

По основанию фабрики дружелюбное и единодушное согласие братьев Корнильевых побудило, не щадя капитала, заниматься усовершенствованием фабричных изделий, вывезенных из Москвы. Крестьяне были уже обучены фабричному мастерству. Корнильевы устроили поташный и шлифовальный заводы, толчок, мельницу и другие фабричные заведения.

В селении при фабрике была сооружена церковь. Крестьяне с уважением относились к своим владельцам и исполняли свой долг исправно за особо положенную плату с должным повиновением. Так протекало время с 1749 по 1788 г.

После пожара 27 апреля 1788 г., который лишил Корнильевых большей части движимого и недвижимого имущества, находившегося в Тобольске, и причинил им убыток, фабрика стала работать хуже.

Развитию фабрики мешали также распри между братьями Корнильевыми – Дмитрием и Яковом, которые отказались от управления фабрикой, поручив дело доверенным лицам. В сентябре 1815 г., после смерти Николая, управителя и родственника Корнильевых, управление фабрикой переходит к титулярному советнику Ивану Павловичу Менделееву, служившему тогда старшим преподавателем.

К сожалению, управление фабрикой Менделеевым было кратковременным. В октябре 1818 г. он определяется директором гимназий в Тамбове, где несколько лет проживал его тесть Д.В.Корнильев. В ноябре 1818 г. он заключил с братом своим Яковом особое условие по делам управления фабрикой, которой стал заведовать Тараканов.

Вскоре Яков умер, и фабрика переходит по наследству к его брату Дмитрию, а от последнего по доверенности, данной 21 декабря 1820 г., к сыну Василию, находившемуся тогда в отставке. «Известясь, – писал Дмитрий, – что мой брат Яков 20 ноября сего 1820 года волею Божию помре, после которого не осталось никого из наследников, кроме меня, старшего брата, поэтому поручаю тебе, любезный сын, яко единственному по мне наследнику мужского пола, вступить в полное владение и распоряжение фабрикою».

Василий Дмитриевич Корнильев, вступив в управление фабрикой на правах, как и предки его, посессионного владельца и озабочиваясь в особенности устройством быта фабричных людей, предоставил им все способы по обзаведению скотоводством, их занятию промышленностью, построил для них в селе Аремзянском при фабрике новые избы, увеличил за все работы земельную плату, дал для их собственных полевых работ два месяца льгот от фабричных занятий с тем, чтобы крестьяне, занявшись хлебопашеством, без отягощения могли вносить за себя в фабричную контору казенные подати и другие повинности, если будут в состоянии благоразумно пользоваться всеми предоставленными им выгодами.

Принимая всевозможные меры к благоустройству крестьян, новый владелец полагал, что скрываемое в тайне злонамерение главных зачинщиков беспорядков не может уже быть опасным. Заплатив более 7000 наследственных долгов и свыше 2000 рублей числившихся казенных податей и повинностей, он в то же время не переставал затрачивать капитал на приведение фабрики в надлежащий вид.

Вскоре дела отозвали его в Москву, и управление фабрикой он поручил приказчику.

В последствии, получив ссуду и обеспечив дальнейшее существование стекольной фабрики, Василий Корнильев поселился в Москве, а управление фабрикой по доверенности, данной им в 1828 г., поручил родной сестре Марии Дмитриевне Менделеевой.

К этому времени семья Менделеевых пережила горе – ослеп Иван Павлович Менделеев. Вся семья переезжает в село Аремзянское. Здесь прошло детство великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Еще мальчиком вместе с сельской детворой он с любопытством наблюдал за процессом производства стекла. Видимо, уже тогда у него возник интерес к химическим превращениям.

Иван Павлович Менделеев, отец Д.И.Менделеева

Иван Павлович Менделеев,
отец Д.И.Менделеева

Мария Дмитриевна все свои силы обратила на устройство фабрики. Только благодаря ее трудам и заботливости фабрика получила надлежащее устройство. По сведениям за 1837 г., разной стеклянной посуды было изготовлено в том году 164 650 штук на сумму 14076 руб. 50 коп., тогда как в прежние годы управления, например в 1823 г., сделано было 25 520 штук, а в 1827 г. – 55 216 штук.

Вся посуда изготавливалась из зеленого стекла и продавалась от 3 коп. до 1 руб. 20 коп. за штуку в зависимости от величины. Образцы стеклянных изделий фабрики Корнильевых сохраняются в Тобольском губернском музее.

Мария Дмитриевна Менделеева (урожденная Корнильева), мать Д.И.Менделеева

Мария Дмитриевна Менделеева
(урожденная Корнильева),
мать Д.И.Менделеева

Главные поставки посуды производились в города Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Каминск, Тару, Екатеринбург, а также в Тобольскую казенную аптеку, часть же посуды раздавалась в Тобольске и на Ирбитской ярмарке.

После пожара в 1848 г. фабрика навсегда прекратила свое существование, поскольку владельцы отказались от ее восстановления.

Первая церковь в селе Аремзянском была заложена в 1768 г. владельцем стекольной фабрики Алексеем Корнильевым с братьями на собственный свой капитал по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла Конюскевича, но когда и кем она освящена – не известно. Церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Братья Корнильевы снабдили церковь иконами, Евангелием, сосудами, крестами, ризницей и другими необходимыми для богослужения предметами. До 1808 г. Корнильевы содержали церковь за свой счет. Однако когда денежные дела владельцев фабрики ухудшились, жалование стали выплачивать только священнику.

Церковь эта просуществовала до пожара 1839 г. При поддержке брата М.Д.Менделеева жители села Аремзянское и смежных деревень 13 ноября 1839 г. обратились с прошением к преосвященному Афанасию о разрешении построить новую церковь во имя Воскресения Христова. Получив разрешение, в селе возвели каменную церковь.

Наиболее интересные сведения об истории села Аремзянское приводятся в записях Дмитрия Ивановича Менделеева о его посещении села через много лет.

По распоряжению правительства в 1899 г. Д.И.Менделеев совершал поездку по Западной Сибири для изучения природных, в частности лесных, ресурсов. Как писал он, «с самого начала, когда устраивалась наша поездка, я решился ехать в Тобольск главным образом ради того, чтобы по возможности пополнить местными сведениями отсутствие точных данных о лесах тех частей Тобольской губернии, которые прилегают к уральским краям и могут вступить с ними в прямые сношения по доставке топлива реками и железною дорогою, этой цели отвечающей…»

В Тобольск Менделеев приехал не только для дела: он хотел посетить родные места. «Там родился, – писал он, – там учился в гимназии, там еще живы кое-кто, помнящие нашу семью, там на стеклянном заводе, управляемом моею матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел. Почти ровно 51 год, как матушка, устроив почти всех остальных детей, повезла меня – последыша – в Москву после окончания гимназии.

Тобольская губернская гимназия, в которой учился Д.И.Менделеев
Тобольская губернская гимназия,
в которой учился Д.И.Менделеев

Ехали в Сибирь на пароходе “Фортуна” по рекам Туре, Тоболу не очень скоро, но безостановочно, ехать было уютно и спокойно...»

Д.И.Менделеева ждали и встречали на пристани в Тобольске городской голова Тобольска Владимир Васильевич Жарников с членами думы, полицмейстер города. Затем гостя повезли в дом Феликитаты Васильевны Корниловой, дом пароходовладельцев и купцов, владельцев крупнейшей в Сибири пароходной компании. Позднее он писал: «И я увидел Тобольск с его оригинальными и столь памятными постройками, с его “горой”, где спереди красуются собор, архиерейский дом, присутственные места. Тут все в общем такое же, каким было за 50 лет».

В соборе Дмитрий Иванович познакомился с губернатором Леонидом Михайловичем Князевым, который заслужил всеобщую любовь в губернии, с Николаем Лукичом Скалозубовым, губернским правительственным агрономом, с доцентом Казанского университета Андреем Яковлевичем Гордягиным, который изучал в этот период состояние почв и сельского хозяйства в Сибири. На встречу приехал Александр Андрианович Сыромятников, местный промышленник.

С семьей Сыромятниковых Дмитрий Иванович был знаком с детства. Сыромятниковы в прошлом выкупили земли, относившиеся к фабрике. Сыромятников пригласил Дмитрия Ивановича посетить село Аремзянское, где прошло его детство, чему Менделеев очень обрадовался, и 3 июля все отправились в село.

«В субботу рано утром поехали в село Аремзяны, где был стекольный завод, давно сгоревший, веденный моей матерью Марьей Дмитриевной, урожденной Корнильевой. Она там построила церковь деревянную в 1844 году, еще и теперь бодро стоящую, хотя дом, где мы жили, за ветхостью разобран. Завод был на земле посессионной, отошедшей затем в казну и пошедшей в части в надел крестьянам. Рядом часть земли была Корнильевская, ее-то у наследников Корнильевых и купил А.А.Сыромятников, поехавший вместе со мной», – писал Менделеев.

Дмитрий Иванович был очень тронут теплым приемом земляков. Встреча вызвала в памяти много теплых воспоминаний о времени проживания в этих местах. Школа для детей, основанная Марией Дмитриевной Менделеевой, действовала, и ученики ее пели в честь высокого гостя песни духовные.

Наблюдая условия жизни местных крестьян, Дмитрий Иванович сообщал, что «посессионные крестьяне получили в надел по 9 десятин, а новые переселенцы получают по 15 десятин, что мне кажется недостаточно обдуманным и, вероятно, при начатом размежевании будет поправлено, так как сибирские сторожилы, по всей видимости, размножаются в своих потомках очень быстро».

Какие замечательные слова сказал во время своего посещения Тобольска Дмитрий Иванович: «Великая Сибирская дорога пробудила всю Сибирь, но этого одного пути очевидно мало, необходимы другие, и первым по очереди, конечно, будет путь в Тобольск, потому что тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной Сибири. Тогда только, когда дойдет железная дорога от центра России до Тобольска, родной мне город будет иметь возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей, хранящих память о старой силе древней столицы Сибири».

Прослеживая историю села, именуемого сегодня Верхними Аремзянами, нужно признать, что еще многое предстоит узнать и открыть в его глубинах. Основной материал касается прежде всего истории стекольной фабрики и семьи Менделеевых, что оправдано значением такого человека, как Дмитрий Иванович Менделеев, и эта малая доля поможет больше узнать о богатейшей истории земли сибирской, взрастившей великого человека.

Село Аремзяны вписало самую интересную страницу в историю Тобольского края, а непосредственная связь этих мест с семьей Менделеевых, знаменитым земляком, великим ученым Д.И.Менделеевым сделала старинное сибирское село известным на весь мир.

Родословная купцов Корнильевых

Михаил Корнильев, тобольский купец, президент магистрата, умер в 1753 г., жена – Александра Ивановна, дети – Екатерина, Кристина, Иван, Марья, Алексей.

Алексей Корнильев, тобольский купец, владелец стекольного завода, умер в 1785 г., жена – Марья Ивановна, дети – Марья, Николай, Федор.

Василий Корнильев, тобольский купец, брат Михаила и Алексея Корнильевых, основатель Тобольской типографии, жена – Марфа, дети – Дмитрий, Яков, Анна.

Дмитрий Корнильев, тобольский купец, владелец стекольной фабрики, бумажной фабрики и типографии, жена – Екатерина Ефимовна, дети – Василий, отставной коллежский асессор, дворянин, владелец стекольной фабрики и типографии, Николай, тобольский мещанин, умер в 1815 г., Мария – мать Дмитрия Ивановича Менделеева, умерла в 1850 г.

Н.С.Крюкова,
заслуженный учитель России
(г. Тобольск)

Рейтинг@Mail.ru