Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

Е.Я.АРШАНСКИЙ

ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
в классах педагогического
профиля

Продолжение. Начало см. в № 12, 13, 16, 18, 20/2005

 

Курс химии 11 класс
(2 ч в неделю; всего 68 ч; резервное время – 3 ч)

Тема 5.
Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

Актуализируемые знания основного курса химии

Общие представления о жирах.

Инвариант химического содержания

Строение сложных эфиров, их номенклатура и физические свойства. Применение и получение сложных эфиров. Сущность реакции этерификации и ее обратимость. Гидролиз сложных эфиров.

Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Номенклатура жиров, их физические свойства. Гидролиз (омыление) жиров. Жидкие и твердые жиры. Перевод жидких жиров в твердые реакцией гидрирования.

Понятие о синтетических моющих средствах, их составе, строении и особенностях свойств.

Методический компонент содержания школьного курса химии

Методика проведения лабораторного опыта «Получение сложных эфиров» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов*. (Звездочка, как и ранее, указывает на содержание, изучаемое в элективном курсе «Введение в методику обучения химии».)

Техника и методика демонстрирования химических опытов, иллюстрирующих реакции гидролиза (омыления) жиров и непредельный характер масел (рекомендации для учеников-прокторов)*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Составление уравнений реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров.

Составление формул жиров и их называние.

Демонстрирование учениками-прокторами опытов, иллюстрирующих реакции гидролиза (омыления) жиров и непредельный характер масел (подготовка учеников-прокторов к такой работе).

Составление уравнений реакций гидролиза жиров и гидрирования масел.

Проведение лабораторного опыта «Получение сложных эфиров» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Подготовка учеников-прокторов к такой работе (разделение ими лабораторного опыта на отдельные операции, составление листов контроля для оценивания экспериментальных умений учащихся микрогруппы).

Демонстрации

Гидролиз (омыление) жиров (проводит ученик-проктор).

Доказательство непредельного характера масел (проводит ученик-проктор).

Гидролиз жиров. Фото Е.Крылова
Гидролиз жиров

Лабораторные опыты

Получение сложных эфиров.

Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Сравнение действия мыла и синтетических моющих средств.

Тема 6.
Углеводы (11 ч)

Актуализируемые знания основного курса химии

Понятие об углеводах на примере глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. Глюкоза, процесс брожения. Применение крахмала, целлюлозы и ее производных.

Инвариант химического содержания

Классификация углеводов.

Моносахариды. Глюкоза как представитель моносахаридов. Физические свойства глюкозы. Строение глюкозы (альдегидная и циклические формы). Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидами металлов, окисление, восстановление, брожение. Применение глюкозы.

Фруктоза как изомер глюкозы.

Дисахариды. Сахароза как представитель дисахаридов. Физические свойства сахарозы. Химические свойства сахарозы: реакция гидролиза.

Полисахариды. Крахмал. Строение макромолекул крахмала. Химические свойства крахмала: реакция с йодом, гидролиз.

Целлюлоза. Строение макромолекул целлюлозы. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, реакции этерификации. Сложные эфиры целлюлозы (тринитроцеллюлоза, диацетилцеллюлоза и триацетилцеллюлоза), области их применения. Получение ацетатного волокна.

Обобщение сведений о кислородсодержащих органических соединениях, их строении, свойствах и практическом применении.

Генетическая связь между кислородсодержащими органическими веществами.

Методический компонент содержания школьного курса химии

Методика проведения лабораторных опытов, доказывающих строение глюкозы как альдегидоспирта, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов*.

Техника и методика демонстрирования опытов, иллюстрирующих гидролиз сахарозы, крахмала, целлюлозы и доказывающих наличие глюкозы в продуктах гидролиза*.

Методика составления задач на расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах, на материале темы «Кислородсодержащие органические соединения». Методика объяснения решения этих задач классу*.

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ*.

Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии кислородсодержащих органических веществ)*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Проведение лабораторных опытов, доказывающих строение глюкозы как альдегидоспирта в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Подготовка учеников-прокторов к такой работе (разделение ими лабораторных опытов на отдельные операции, составление листов контроля для оценивания экспериментальных умений учащихся микрогруппы).

Составление уравнений реакций, характеризующих свойства глюкозы как альдегидоспирта.

Демонстрирование учениками-прокторами опытов, иллюстрирующих гидролиз сахарозы, крахмала, целлюлозы и доказывающих наличие глюкозы в продуктах гидролиза.

Составление уравнений реакций, характеризующих свойства сахарозы как многоатомного спирта. Составление уравнения реакции гидролиза сахарозы.

Составление учениками-прокторами задач на расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих в растворах, на материале темы «Кислородсодержащие органические соединения» и объяснение решения этих задач классу.

Составление уравнений реакций гидролиза крахмала и целлюлозы, реакций целлюлозы с азотной и уксусной кислотами.

Составление учениками-прокторами заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между гомологическими рядами кислородсодержащих органических веществ.

Подготовка учеников-прокторов к контролю экспериментальных умений учащихся в микрогруппе на практической работе «Решение экспериментальных задач по химии кислородсодержащих органических соединений» (составление теоретического плана решения задачи, последовательности операций по ее практическому решению и листов контроля экспериментальных умений учащихся).

Кристаллы углеводов можно наблюдать под микроскопом. Фото Е.Крылова
Кристаллы углеводов
можно наблюдать
под микроскопом

Демонстрации

Образцы моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов.

Гидролиз сахарозы, крахмала и целлюлозы.

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Лабораторные опыты

Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I) и с гидроксидом меди(II).

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

Тема 7.
Амины. Аминокислоты. Белки (8 ч)

Актуализируемые знания основного курса химии

Понятие об аминах (метиламин, анилин).

Аминокислоты как важнейшая составная часть белков. Краткая характеристика белков.

Инвариант химического содержания

Амины. Строение аминов. Электронное строение аминогруппы. Номенклатура аминов. Амины как органические основания: реакции с кислотами и водой. Применение и получение простейших аминов (реакция аммиака со спиртом).

Анилин, его строение, взаимное влияние атомов в молекуле. Химические свойства анилина: основные свойства и реакции замещения в бензольное кольцо. Получение анилина из нитробензола. Значение анилина в развитии органического синтеза.

Аминокислоты. Строение аминокислот. Изомерия и номенклатура аминокислот, их физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Химические свойства аминокислот: реакции по карбоксильной группе и аминогруппе. Синтез пептидов, их строение.

Белки. Строение белковых молекул. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Роль белков в природе. Физические и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции (биуретовая и ксантопротеиновая).

Методический компонент содержания школьного курса химии

Методика составления тестовых заданий и заданий со свободным ответом (на материале темы «Амины. Анилин»)*.

Техника и методика демонстрирования опытов, доказывающих наличие функциональных групп в растворах аминокислот (рекомендации для учеников-прокторов)*.

Методика организации самостоятельной работы в микрогруппах под руководством учеников-прокторов (при изучении свойств аминокислот по разным функциональным группам)*.

Методика проведения лабораторных опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства белков, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов*.

Методика проведения зачета с участием учеников-прокторов (на материале темы «Амины. Аминокислоты. Белки»)*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Составление уравнений реакций аминов с кислотами и водой.

Сравнение основных свойств анилина и аминов предельного ряда.

Составление уравнений реакций получения анилина из нитробензола и взаимодействия анилина с бромом.

Составление тестовых заданий и заданий со свободным ответом (на материале темы «Амины. Анилин»).

Демонстрирование учениками-прокторами опытов, доказывающих наличие функциональных групп в растворах аминокислот.

Прогнозирование свойств аминокислот по разным функциональным группам (групповая работа с участием учеников-прокторов).

Составление уравнений реакций аминокислот с минеральными кислотами, щелочами, спиртами.

Проведение лабораторных опытов, иллюстрирующих важнейшие свойства белков, в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Подготовка учеников-прокторов к такой работе (разделение ими лабораторных опытов на отдельные операции, составление листов контроля для оценивания экспериментальных умений учащихся микрогруппы).

Составление уравнений реакций синтеза и гидролиза дипептидов и трипептидов.

Подготовка учеников-прокторов к организации зачета по теме «Амины. Аминокислоты. Белки».

В условиях биуретовой реакции белки дают фиолетовую окраску. Фото Е.Крылова
В условиях биуретовой реакции
белки дают фиолетовую окраску

Демонстрации

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот (проводит ученик-проктор).

Лабораторные опыты

Растворимость белков в воде.

Денатурация белков при нагревании.

Цветные реакции белков (биуретовая и ксантопротеиновая).

Тема 8.
Обобщение сведений по курсу
органической химии (5 ч)

Инвариант химического содержания

Современная теория строения органических соединений. Виды изомерии.

Зависимость свойств вещества от его химического, электронного и пространственного строения.

Важнейшие свойства основных классов органических веществ. Генетическая связь между различными классами органических соединений.

Методический компонент содержания школьного курса химии

Методика организации работы ученика-проктора с микрогруппой по контролю знаний учащихся о строении и важнейших свойствах основных классов органических соединений*.

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между различными классами органических соединений*.

Методика организации практической работы «Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов. Методика контроля учениками-прокторами экспериментальных умений учащихся*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Составление формул структурных изомеров разных видов.

Составление уравнений реакций между веществами разных классов неорганических и органических соединений как доказательство генетической связи между ними.

Контроль учениками-прокторами знаний учащихся о строении и важнейших свойствах основных классов органических веществ.

Составление учениками-прокторами заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между различными классами органических соединений.

Подготовка учеников-прокторов к контролю экспериментальных умений учащихся в микрогруппе на практической работе по теме «Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними».

Практические работы

Решение экспериментальных задач по теме «Изучение свойств органических веществ и доказательство генетической связи между ними».

Тема 9.
Взаимосвязь неорганической
и органической химии (2 ч)

Инвариант химического содержания

Обзор основных химических понятий: о веществе, химическом элементе и химической реакции.

Единство природы органических и неорганических веществ. Генетическая связь между основными классами неорганических и органических соединений.

Методический компонент содержания школьного курса химии

Методика составления заданий, которые содержат схемы превращений, доказывающие генетические связи между основными классами неорганических и органических соединений*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Обобщение и повторение основных химических понятий: о веществе, химическом элементе и химической реакции.

Составление уравнений реакций между веществами разных классов неорганических и органических соединений как доказательство генетической связи между ними.

Составление учениками-прокторами заданий, которые содержат схемы превращений, иллюстрирующие генетические связи между различными классами неорганических и органических соединений.

Тема 10.
Профессия учителя химии (3 ч)

Инвариант химического содержания

Экскурсия на кафедру химии педагогического вуза.

Деловая игра «Я б в учителя пошел – пусть меня научат!» (о профессии учителя химии среди других профессий).

«Учить детей – моя мечта» (творческая встреча с учителями химии и студентами педвуза – бывшими учениками школы (района)).

Методический компонент содержания школьного курса химии

Значение использования деловых игр при обучении химии. Методика подготовки и проведения деловой игры на уроке химии*.

Содержание деятельности учащихся при изучении темы

Анализ экскурсии на кафедру химии педагогического вуза.

Подготовка и проведение деловой игры «Я б в учителя пошел – пусть меня научат!» (о профессии учителя химии среди других профессий).

Беседа с учителями химии и студентами педвуза – бывшими учениками школы (района) на тему «Учить детей – моя мечта».

Рейтинг@Mail.ru