Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2005

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ ХИМИИ

Выступление на Четвертом Московском
педагогическом марафоне учебных предметов
7 апреля 2005 года

К вопросу о введении в школах
профильного обучения и месте химии
в классах естественно-научных профилей

Идеи профильного обучения в старших классах все больше привлекают внимание администрации школ и учителей-предметников. Многие городские школы, где есть классы с углубленным изучением предмета, оказались подготовленными к такому переходу.

«Идея введения в школе профильного обучения вполне продуктивная и полезная...». Фото Е.Крылова
«Идея введения в школе
профильного обучения вполне
продуктивная и полезная...»

Фото Е.Крылова

Одна из причин введения профильного обучения – более глубокое изучение предметов, необходимых для поступления в вуз соответствующего профиля. Прежняя практика углубленного изучения отдельных предметов не получила одобрения, т. к. сохранялось изучение всех остальных общеобразовательных предметов в полном объеме, что приводило к перегрузке учащихся. Вместе с тем никакой ломки учебного плана при этом не было. Если ученик, окончив 11-й класс, хотел изменить направление дальнейшего образования, у него сохранялась базовая подготовка по всем общеобразовательным предметам.

Профильное же обучение предполагает серьезную перестройку учебного плана. В его структуру входит, так же, как и в общеобразовательный учебный план, федеральный компонент, включающий лишь несколько предметов, единых для всех профилей (например, русский язык, литература, иностранный язык, история и т.п.), раздел профильных учебных предметов, определяющих сущность профиля, со значительным увеличением числа часов по сравнению с прежней непрофильной школой (например, в биолого-химическом профиле – химия, математика, биология), наконец, блок элективных курсов по выбору. Имеется и региональный компонент (по усмотрению субъектов Российской Федерации), а также блок элективных курсов по выбору учащихся, относящихся к компетенции образовательного учреждения.

Официально представлены учебные планы профилей, в которых присутствует в том или ином объеме учебный предмет «Химия». Это физико-химический, химико-биологический (химия – профильный предмет), биолого-географический, агротехнологический. К сожалению, не нашел отражения в перечне такой важный профиль, как педагогический.

Идея введения в школе профильного обучения вполне продуктивная и полезная, но непродуманность ряда вопросов ставит под сомнение успешность реализации предлагаемой концепции профильного обучения.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие необходимого методического обеспечения. Если общеобразовательные предметы федерального компонента имеют программы, учебные пособия и методические руководства, частично методическое обеспечение имеют и профильные учебные предметы, то элективные курсы пока не имеют ни однозначного перечня для выбора, ни программ, ни учебных пособий. Можно возразить, что элективные курсы организуются учебным заведением по своему усмотрению. Однако написать, издать пособия наверняка будет не под силу средней школе.

Совершенно очевидно также, что ученики 9-х классов в значительной степени еще не подготовлены к тому, чтобы осознанно выбрать себе дальнейшее направление образования. Уже сейчас возникла необходимость организовывать предпрофильную подготовку, к которой школа также оказалась не готова.

При переходе к профильному обучению много вопросов вызвало непродуманное предложение о введении в гуманитарных профилях (10–11-е классы) вместо естественно-научных предметов (физика, химия, биология) такого предмета, как естествознание. Это сразу выявило оторванность составителей концепции от реальностей школы. Вводить такой предмет, когда отсутствуют подготовленные к преподаванию данного предмета учителя, учебники, программы, по меньшей мере безответственно. Более того, в ближайшие годы трудно ожидать появления таких учителей, т.к. ни в педвузах, ни в классических университетах нет профессоров, которые могли бы читать студентам такой курс. Неужели разработчики концепции не могли это предвидеть?

Похоже, в Министерстве образования и науки это поняли и в нормативных документах сделали оговорку о необязательности введения естествознания в случае, если физика, химия и биология изучаются на базовом уровне*, т. е. 1 ч в неделю. В таком положении естественно-научные дисциплины никогда не были в отечественной школе. Любому учителю химии ясно, что за 1 ч в неделю развернуть перед учащимися химическую картину мира нереально. Поэтому ничего удивительного в том, что стандарт для базового уровня в старших классах почти слово в слово повторяет стандарт для основной школы, в особенности в разделе «Химия и жизнь» и в требованиях к уровню подготовки выпускников, и фактически не получает развития.

В педагогическом профиле химия также находит свое место, о чем будет сказано в выступлении   Е.Я.Аршанского.

Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор Московского педагогического
государственного университета

Поливариативное углубленное
обучение учащихся химии на примере
опыта работы муниципальной гимназии
г. Сергиева Посада

Муниципальная гимназия г. Сергиева Посада была создана в 1994 г. За годы работы в гимназии сформировались собственные устои, традиции и особенности построения процесса обучения. Одной из таких особенностей стала организация профильного обучения. Согласно уставу нашей гимназии процесс обучения реализуется на двух ступенях.

7–9-е классы – базовое образование без ранней специализации. Важнейшая педагогическая задача этого этапа – помочь ученикам 7–9-х классов сделать осознанный выбор профильных курсов для дальнейшего углубленного изучения.

10–11-е классы – вариативное профильное образование. Учащимся предлагается на выбор девять спецкурсов по основным учебным предметам (словесность, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык). Каждый ученик выбирает для углубленного изучения комбинацию из двух (возможен выбор трех) профилей. Таким образом для каждого учащегося гимназии формируется индивидуальный учебный план, индивидуальная учебная траектория, в чем, на наш взгляд, проявляется личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса.

«Согласно уставу нашей гимназии процесс обучения реализуется на двух ступенях...». Фото Е.Крылова

«Согласно уставу нашей гимназии
процесс обучения реализуется
на двух ступенях...»

Фото Е.Крылова

Такой подход отличается от наиболее распространенных на сегодняшний день двух тенденций развития профильного образования – профильных классов (школ) и классов с углубленным изучением некоторых предметов. Несомненно, есть свои плюсы и минусы в каждом из этих подходов к построению профильного обучения, но наш десятилетний опыт работы показывает следующие преимущества поливариативности углубленных курсов.

Нет необходимости в раннем определении конкретного профиля (для поступления в профильный класс, как правило, необходимо сделать выбор к 5–7-му классу, тогда как учащиеся гимназии выбирают спецкурсы к 10-му классу).

Нет жесткой соподчиненности одного знания другому. Не секрет, что в профильных классах учебный план выстраивается за счет подчинения «непрофильных дисциплин» тем, которые определяют тот или иной профиль. В нашем случае базовые программы всех остальных учебных предметов не изменяются, а в дополнение к базовой гимназической программе гимназисты осваивают углубленный курс по выбранным дисциплинам.

Возможно построение индивидуального учебного плана учащегося с нетрадиционным для профильных и «углубленных» классов выбором основных предметов. Так, например, при реализации нашего подхода возможно одновременное углубленное изучение таких предметов, как химия и математика (для продолжения обучения в технических вузах), биология и математика (для психологических специальностей), химия и иностранный язык, химия и география, биология и география (для некоторых факультетов педагогических вузов) и др. Анализ нашей работы за эти годы показывает, что, варьируя девять предлагаемых спецкурсов, наши учащиеся реализуют 24 варианта профильного обучения.

Сохранение сформированного детского коллектива, что очень важно для среднего и старшего подросткового возраста (14–16 лет). Ученику нет необходимости переходить в другой класс или школу для получения углубленного образования.

Каждый преподаватель, работающий по программе профильного курса, осуществляет углубленное изучение своего предмета, базируясь на тех знаниях, которые учащиеся получили к моменту выбора своего индивидуального профиля. Здесь необходимо отметить, что программы базовых и углубленных курсов согласованы между собой. Обязательным условием изучения выбранного профиля является высокий уровень усвоения материала базового курса по этому предмету.

Одной из задач, хотя и далеко не единственной, каждого спецкурса является подготовка учащихся в выбранный ими вуз. В этом плане на спецкурсе по химии приходится работать в разных направлениях, готовить учащихся к различным формам вступительных экзаменов по химии. На сегодняшний день наш предмет абитуриентам различных вузов приходится сдавать в устной, письменной или тестовой формах. Кроме того, очень велика разница между программой базового уровня и программой для поступающих в вузы. Эту разницу необходимо восполнить на занятиях спецкурса. Для сравнения: в стандартной программе по химии базового уровня образования учащимся предлагается к изучению 9 типов расчетных задач, а для того, чтобы сдать вступительный экзамен по химии в вуз, абитуриент должен уметь решать по крайней мере 22 типа расчетных задач. Совершенно очевидно при этом, что уровень сложности и комбинирования перечисленных типов задач сильно отличается в школьной и абитуриентской программах. Эту разницу и призвано восполнить, в частности, профильное обучение. Но в нашем случае необходимо учитывать два «отягчающих» обстоятельства: недостаток времени (на весь углубленный курс химии отводится 204 ч) и тот факт, что по другим предметам нагрузка на учащихся на профильной ступени обучения не снижается. Учитывая эти проблемы, мы разработали и апробировали методику проведения занятий по химии в условиях многопрофильного обучения.

Весь курс разбит на три блока: теоретическая химия, неорганическая химия и органическая химия. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, тест и практикум по решению задач. В первом блоке изучаются теоретические основы химии и вводятся все вышеперечисленные типы расчетных задач. Во втором блоке учащиеся применяют и закрепляют полученные знания при изучении неорганической химии, здесь же вводятся основные типы качественных задач (цепочки превращений, анализ и синтез, идентификация веществ, разделение смесей и др.). В третьем блоке изучаются вопросы органической химии, задачи комбинируются и усложняются. В конце изучения курса предусмотрено несколько занятий на обобщение и закрепление знаний, где учащиеся выполняют различные по уровню сложности варианты заданий на вступительных экзаменах в различные вузы страны.

Для подготовки к каждому занятию учащимся предлагается проработать теоретический конспект, составленный в режиме рабочей тетради. Таким образом, ученик не тратит время на составление собственного теоретического конспекта, собирая материал из разных учебных пособий, но в то же время вынужден тщательно проработать тему, выполняя упражнения по тексту конспекта. Каждый теоретический конспект составлен по типовой программе для поступающих в вузы, четко структурирован и предваряется планом. Фактически это ответ на поставленный вопрос при устной форме вступительного экзамена.

После проработки конспекта учащийся выполняет тест по теме (в рамках домашней работы). Такие тесты преследуют обучающую, закрепляющую и контролирующую функции, легко проверяются на занятиях и необходимы для подготовки к тестовой форме сдачи экзамена.

На занятии проверяется, обсуждается и дополняется теоретический материал, затем проходит практикум по решению задач. Как уже было сказано, в течение первого года обучения учащиеся решают задачи, четко структурированные по типам (анализ задачи), а в течение второго года обучения изученные типы задач комбинируются и усложняются (синтез и развитие задачи).

Таким образом, прорабатывая каждую тему курса, ученик готовится к устной, тестовой и письменной формам ответа.

Занятия проводятся один раз в неделю, и домашнее задание каждого ученика обычно включает в себя проработку одной теоретической темы (по готовому конспекту), выполнение теста по этой теме (10 вопросов), решение 10 расчетных или качественных задач (абитуриентский уровень сложности). Такой объем работы вполне посилен для учеников старших классов и в то же время достаточен для хорошего уровня усвоения материала.

Очень важно, на наш взгляд, рационально организовать систему контроля. На каждого ученика заводится индивидуальная карта контроля, где выставляются оценки за каждую отдельную тему (за устный ответ и тест) и за каждый тип задач. Контрольные срезы обязательно включают в себя все три формы работы (устную, письменную и тестовую). Такая индивидуальная карта дает возможность учителю, ученику и его родителям определить не только уровень подготовки по предмету, но и наиболее выигрышную форму сдачи вступительного экзамена.

Десятилетний опыт работы нашей гимназии позволяет с уверенностью говорить о том, что разработанная нами методика рациональна и продуктивна в условиях многопрофильного углубленного обучения учащихся химии. Достаточно отметить, что уровень поступления наших выпускников на бюджетные отделения высших учебных заведений за все годы работы гимназии не опускался ниже 98%.

Показателен, на наш взгляд, тот факт, что система поливариативного углубленного образования в гимназии позволяет ребенку не только выполнить программу-минимум – поступить в выбранный вуз, но и успешно продолжать дальнейшее обучение. Свою основную задачу каждый преподаватель углубленного курса видит не только (и не столько) в сообщении большого объема информации, сколько в выработке у школьников умений учиться и осваивать информационное пространство.


* Сборник нормативных документов. Химия. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2004,
с. 51.

И.В.ТРИГУБЧАК,
кандидат педагогических наук,
учитель химии муниципальной гимназии
г. Сергиева Посада

Рейтинг@Mail.ru