Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2005

КОНКУРСЫ

Всероссийский конкурс исследовательских работ
обучающихся общеобразовательных учреждений,
посвященный 175-летию со дня рождения
Д.И.Менделеева

Конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений позволяет осуществить широкую популяризацию имени великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и тем самым активизировать интерес старшеклассников к истории России через изучение и осмысление его научного наследия.

Цели и задачи конкурса:

• повышение интереса учащихся к истории России, к людям, вписавшим в ее историю особые страницы своим научным подвигом и целеустремленной деятельностью;

• популяризация имени великого русского ученого среди молодежи в связи с предстоящим празднованием 175-летия со дня рождения Д.И.Менделеева;

• поиск и поддержка талантливых молодых исследователей, способных к научно-исследовательской деятельности;

• использование в работе с учащимися богатейшего исторического материала и музейных экспонатов с целью патриотического воспитания учащихся.

Участниками конкурса могут быть учащиеся 9–11-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования России.

Направления подаваемых на конкурс
исследовательских работ

1. История открытия и экспериментального подтверждения периодического закона.

2. Первый отечественный учебник по органической химии и создание фундаментального учебника по химии.

3. Вклад Д.И.Менделеева в развитие экономической науки и практики в России.

4. Работа Д.И.Менделеева по созданию бездымного пороха в России.

5. Научная деятельность Д.И.Менделеева в имении Боблово (основы российской агрохимии).

6. История изучения упругости газов и создания обобщенного уравнения состояния идеального газа (уравнение Клапейрона–Менделеева).

7. История изучения Д.И.Менделеевым проблемы переработки нефти и принципа ее дробной перегонки.

8. История изучения растворов и изоморфных смесей.

9. Д.И.Менделеев – создатель Русского химического общества.

10. Создание физической теории весов и тончайших методов взвешивания.

11. Международные контакты и признание заслуг Д.И.Менделеева.

12. Д.И.Менделеев – организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.

13. B Д.И.Менделеев – исследователь воздухоплавания.

14. Друзья и соратники Д.И.Менделеева в сфере науки, техники и культуры.

15. Д.И.Менделеев – ученый с мировыми заслугами.

Темы исследований определяются авторами и научными руководителями и могут касаться любых вопросов разнообразной научной деятельности Д.И.Менделеева.

Исследовательская работа выполняется в соответствии с предлагаемой методикой (приложение 1).

Координация конкурса осуществляется оргкомитетом.

Сроки и этапы конкурса

Конкурс проводится в два этапа.

I этап проходит в сентябре–ноябре в образовательных учреждениях на уровне городов и районов Российской Федерации. На этом этапе методические объединения учителей школ, города, района могут входить в состав жюри конкурса по номинациям.

II этап проводится в декабре–январе. Победители I этапа направляют работы с рецензиями за подписью членов жюри ежегодно до 25 декабря в оргкомитет конкурса. Жюри Всероссийского конкурса (формируется из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей высшей школы, государственных органов, независимых экспертов) оценивает работы и приглашает 50 победителей в Москву на финальную презентацию, проводимую с 5 по 9 февраля ежегодно.

В оргкомитет представляются: одна бумажная копия (подлинник), одна – на электронном носителе и презентация в формате «POWER POINT» на 10 мин. Объем работы – не более 30 страниц, количество использованных печатных источников – не менее пяти, электронных – по числу фактически использованных.

Анкета-заявка на участие в конкурсе (II этап – финал) направляется в адрес оргкомитета до
1 декабря по установленной форме (приложение 2).

Победители школьных, городских и региональных этапов конкурса – участники финала – направляются на всероссийский финал за счет средств школ, муниципалитета субъекта Российской Федерации или спонсоров. В оплату участников финала входят: транспортные расходы до Москвы и обратно, питание, проживание и культурная программа (из расчета 1000 руб. в день).

Адрес оргкомитета: 127422, Москва, а/я 39.

Тел.: (095) 609-60-17.

E-mail: depobraz@mail.ru, сайт: www.info@n-g-s.ru.

Положение о ежегодном Всероссийском конкурсе размещено на сайтах:
www.n-g-s.ru, www.upeg.net.

Критерии оценки конкурсных работ

1. Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов.

(0–15 баллов.)

2. Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы.

(0–10 баллов.)

3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора.

(0–15 баллов.)

4. Научный стиль изложения, литературный язык работы.

(0–10 баллов.)

5. Качество электронной версии и презентации.

(0–5 баллов.)

6. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие обоснованных выводов.

(0–15 баллов.)

7. Актуальность исследования. Отражение в работе истории и историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме.

(0–15 баллов.)

8. Культура речи и ответы на вопросы.

(0–10 баллов.)

9. Оформление работы: объем, размещение текста на странице, правильность оформления цитат, ссылок, сносок, списка литературы, таблиц, диаграмм, приложений.

(0–5 баллов.)

(Максимальное число баллов – 100.)

Награждение победителей

Авторы 50 лучших работ по нескольким номинациям награждаются дипломами лауреата и дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени и ценными подарками. Лауреаты конкурса имеют льготы при поступления в Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, на химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и в Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (по согласованию с руководством вузов). Основные мероприятия финала проводятся в Политехническом музее и в музее-усадьбе Д.И.Менделеева (Боблово Клинского р-на Московской обл.). Грамотами награждаются научные руководители работ учащихся. Благодарности оргкомитета направляются участникам конкурса, не вышедшим в финал, руководителям образовательных учреждений, направившим наибольшее количество работ на конкурс, а также родителям финалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические рекомендации по организации
и оформлению исследовательской работы

Последовательность действий:

1) определение объектной области, объекта и предмета исследования;

2) выбор и формулировка темы направления, обоснование их актуальности;

3) изучение научной литературы и уточнение понятий;

4) формулирование гипотезы;

5) формулирование цели и задач исследования.

Оформлять исследовательскую работу необходимо по определенному плану, в формате Word 6.0, 7.0, 8.0; шрифт 14-й; Times New Roman; 28–30 строк по 60 знаков; 1800 знаков на странице; поля справа 2,5 см; страницы скрепить или прошить вместе с приложениями.

Титульный лист – первая страница, на ней сверху указывается полное название образовательного учреждения, посредине – название работы, затем фамилия, имя автора, класс, фамилия, имя, отчество, должность научного руководителя, внизу – дата, город, область.

Оглавление следует за титульным листом по схеме: введение, главы, параграфы, заключение (выводы), список литературы, приложения. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, в правом нижнем углу.

Введение состоит из 2–3 страниц. Основная часть включает две-три главы, причем первая посвящена анализу литературы, обоснованию исследования, вторая – описанию практической работы. Выводы делаются в каждой главе. Заключение на 1–3 страницах не должно дословно повторять выводы в главах, а содержать выводы по результатам исследования и степени достижения сформулированной цели работы, обозначить перспективы исследования.

Иллюстрации размещаются для придания ясности и конкретности излагаемому материалу и нумеруются в пределах каждой главы. Таблицы приводятся с заголовками после первого упоминания о них. Цитаты заключаются в кавычки, и указывается источник.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета-заявка участника Всероссийского конкурса
исследовательских работ обучающихся
общеобразовательных учреждений, посвященного 175-летию
со дня рождения Д.И.Менделеева

Направляется в оргкомитет до 1 декабря 2005 г.

Рейтинг@Mail.ru