Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2005

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Из опыта работы

Учебник, который мы выбираем

В настоящее время существует много вновь созданных учебников по химии. В федеральном перечне учебных изданий, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, названо несколько учебников. Министерство рекомендует, учитель выбирает.
Для того чтобы помочь учителю в выборе учебника, пензенский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводит семинары, практические занятия на курсах повышения квалификации, во время которых происходит знакомство с учебниками. Учителя составляют рецензии на программы и соответствующие им пособия для учащихся. Работая в микрогруппах, учителя стараются понять концептуальные принципы авторов, проследить логику изложения материала в учебниках, соответствие заложенной в них информации обязательному минимуму содержания образования по химии. Кроме того, преподаватели обращают внимание на методический аппарат и оформление учебника, отвечают на вопросы: соответствует ли объем содержания учебников времени, отводимому базисным учебным планом на изучение химии (из расчета по 2 ч в неделю); как решается авторами задача обеспечения доступности учебного материала для всех учащихся; какими способами поддерживается интерес к изучению предмета, желание работать с учебником и др.

Все познается в сравнении. Учителя школ г. Пензы и Пензенской области сначала работали по учебникам, которые ранее поступили в школы. Но проведенный анализ учебников и небольшой опыт работы по некоторым из них позволили прийти к решению вопроса о выборе учебника. Учителя химии отдали предпочтение учебнику Р.Г.Ивановой*. Они отметили его положительные стороны.

Как убедились учителя, содержание учебника может быть без напряжения изучено за то время, какое отведено на химию федеральным базисным учебным планом. Учебник включает в себя не только химическую информацию, но и аппарат организации усвоения этого содержания: продуманное дополнение текста рисунками, схемами, таблицами, графиками, которые наряду с иллюстративной обладают и обучающей функцией. В тексте выделены определения, основной материал разделов.

Структура содержания учебника совершенно четко дает понять, что именно является предметом изучения химии. Учебный материал для 8-го класса в учебнике разбит на две главы: «Общие сведения о веществах» и «Химические реакции». Такая структура содержания учебного материала, безусловно, определяет своеобразие данного учебника. Любой восьмиклассник, лишь заглянув в содержание учебника, может дать определение химии как науки о веществах и химических реакциях. В начале учебника приводятся сведения об атомах, молекулах, химических элементах, чистых веществах и смесях, простых и сложных веществах. Это создает основу для изучения качественного и количественного состава и свойств веществ.

Актуализация знаний продолжается и дальше. Так, при выполнении задания, в котором необходимо найти место каждому из предложенных веществ в их классификации, учащиеся опираются на свои знания химических формул простых и сложных веществ. Определения состава вещества по известной валентности атомов химических элементов не вызывает затруднений у большинства учащихся. Автор сумел отобрать и преподнести информацию так, что она становится понятной почти каждому ученику.

Доступность и доходчивость без потери научности изложения привлекают к работе с данным учебником и учителя, и ученика. Последовательностью и логикой изложения материала в учебнике создаются основы непрерывности и преемственности химического образования уже на первых этапах изучения химии как учебного предмета.

Курс химии (на базе курса естествознания) по названному учебнику изучается, в частности, в государственном общеобразовательном учреждении гимназии «САН» г. Пензы. Одной из важнейших задач, решаемых коллективом этой гимназии, является внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий. Учебник Р.Г.Ивановой создает содержательные основы для успешного решения этой задачи. Это возможно потому, что, во-первых, материал прост и доступен каждому ученику. Объем некоторых параграфов не превышает 4–6 предложений, что вызывает удивление и радость учащихся. Но вместе с тем каждое предложение заставляет ученика думать. Случайных фраз здесь нет. Названия некоторых параграфов сформулированы в виде вопросов («Почему они металлы», «Как образуются сложные вещества из металлов и неметаллов», «От чего зависит скорость химической реакции» и т.д.). Это способствует быстрому погружению ученика в тему и активному поиску ответа на вопрос. Во-вторых, иллюстрации, схемы и таблицы, размещенные в учебнике, рассчитаны как на учащихся с образным мышлением, так и на школьников с абстрактным мышлением. В-третьих, задания, приведенные в конце каждого параграфа, по своей сути разноуровневые. Наряду с заданиями репродуктивного характера предлагаются задания, для выполнения которых ученику необходимо устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Вот один из примеров подобных заданий. После § 17 в задании 1 ставится вопрос, каковы молекулярные массы перечисленных веществ. Чтобы рассчитать молекулярные массы, ученику необходимо знать, что молекулярная масса вычисляется как сумма атомных масс всех атомов в молекуле вещества, и произвести соответствующие арифметические действия. Это задание репродуктивного уровня. Задание 2 на этой же странице формулируется так: «В одном сосуде находится кислород О2, а в другом – азот N2, каждый объемом (V) 1 л. Число молекул (n) их одинаковое. Плотность () какого газа больше: кислорода или азота?»

Для выполнения этого задания ученику надо установить связь между такими величинами, как масса, молекулярная масса, число молекул, объем и плотность вещества. Ученик вынужден не только вспомнить известную физическую формулу = m/V, но и преобразовать ее, выразив массу вещества через произведение числа молекул на молекулярную массу, а затем сравнить плотности кислорода и азота и сделать вывод.

Таким образом, задание требует от ученика применения полученных знаний в новых условиях, с привлечением знаний, полученных на уроках физики.

В учебнике содержится много заданий, в которых ставится проблема, посильная для учащихся. Интересны, например, задания на сравнения веществ и явлений по определенным признакам, на выяснение причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ. Личностной ориентации служит и приложение «Для любознательных», которое вошло в содержание учебника. Это своего рода мини-хрестоматия, в которой ученики, увлеченные химией, находят очень много полезных сведений о свойствах изучаемых веществ, истории химии, вкладе в науку ученых-химиков, решении экологических проблем. Ребята с удовольствием используют материал приложения для выполнения творческих заданий. Очень удобно и экономически выгодно, что учебник «Химия-8–9» объединяет в себе содержание материала двух лет обучения химии.

Основу содержания учебника 9-го класса составляет материал о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Неметаллы и их соединения рассматриваются в связи с положением элементов в главных подгруппах.

Для обеспечения завершенности основного общего образования курс химии в 8–9-х классах включает раздел «Сведения об органических веществах». Его содержание отвечает возрастным особенностям учащихся, отличается лаконичностью изложения; удачно дозирован материал. Последовательный и логичный переход от темы «Неметаллы IV группы периодической системы» к теме «Органические вещества» позволяет учащимся сделать важный мировоззренческий вывод о единстве живой и неживой природы на атомном уровне.

Данный курс химии имеет концентрически-линейную структуру и создает прочную основу для того, чтобы уроки химии стали интересными и любимыми для учеников.

А что говорят о данном курсе сами учащиеся? Вот лишь некоторые отзывы девятиклассников и десятиклассников гимназии об учебнике.

«Мне нравится учебник химии потому, что в нем короткие параграфы, но в то же время насыщенные информацией. Параграфы легко запоминаются. Хорошо описаны лабораторные работы. Легко понимаемые и красивые иллюстрации, интересные вопросы и задания, прекрасное приложение» (Кирилл К., 9-й класс).

«Мне нравится то, что материал изложен кратко, но понятно и доступно. Используются известные ученикам слова и термины, а неизвестные сразу же объясняются. Поэтому, читая, сразу вникаешь в суть. Также мне очень интересны статьи в конце учебника. Они расширяют мой кругозор» (Юля Ф., 9-й класс).

«Мне в этом учебнике очень нравится простота и доступность материала, обилие схем и иллюстраций, таблиц. А главное – это то, что учебник комбинирует в себе и учебный материал, и материал дополнительный. Информация представлена очень интересно: много стихов, рисунков, исторических справок» (Юля М., 9-й класс).

Таким образом, учебник Ивановой «Химия-8–9» можно назвать замечательным учебником и для учителя, и для ученика.

В учебно-методический комплект (УМК) к данному курсу кроме учебника для 8–9-х классов входят учебники для 10-го класса (авторы Р.Г.Иванова, А.А.Каверина) и для 11-го класса (авторы И.Н.Чертков, Р.Г.Иванова), а также пособия для учителей и учащихся. Пособия для учащихся включают систему вопросов, заданий, предназначенных для организации учебной деятельности учащихся как на уроках, так и при работе дома. Дифференцированные задания используются для организации активной разноуровневой познавательной деятельности на всех этапах обучения, для коллективных и индивидуальных занятий.

Сборник контрольных работ по химии, включенный в данный УМК, содержит тематические контрольные работы по основным разделам курса, ориентированные на проверку базового уровня подготовки учащихся. Кроме этого, в учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей «Уроки химии в 8–9 классах» (Р.Г.Иванова) и «Уроки химии в 10–11 классах» (Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко). В целом УМК единой линии включает в себя 14 пособий.

Выбирая учебник Р.Г.Ивановой «Химия-8–9», учителя видят перспективу и будут, наверное, продолжать работать по учебникам этой «линии» и в старшей общеобразовательной школе.

Л.Е.ИВАШОВА,
заведующая кабинетом химии ИПК и ПРО;
А.Г.МАТРОСОВ,
учитель химии гимназии «САН»
(г. Пенза)

 


Примечание. Мнения учителей об этом учебнике весьма противоречивы. Приводим отклик учителя Барвихинской средней школы Московской области Галины Николаевны Шиманской, ознакомившейся у нас в редакции с этой рецензией на учебник.

«Я работаю по учебнику Р.Г.Ивановой три года и тоже имею свое мнение, правда, не столь радужное. Когда читаешь статью, вспоминаешь слова песни:

“Все хорошо, прекрасная маркиза.
Дела идут, и жизнь легка.
Ни одного печального сюрприза,
За исключеньем пустяка”.

Смотрите, сколько плюсов поставлено учебнику. Его содержание можно без напряжения изучить. Кроме текста имеются рисунки, схемы... с обучающей функцией. Некоторые параграфы содержат всего 4–6 предложений, что вызывает радость и удивление учащихся.

Если приложение “Для любознательных”, вошедшее в учебник, – лучшая часть, то, может, книгу так и назвать, а слова “учебник для общеобразовательных учреждений” убрать?

Задание 1 после § 17 – не репродуктивного уровня, а действие по алгоритму в измененной ситуации. Репродуктивного задания здесь попросту нет, и причина в том, что нечего репродуктировать, мало' содержание.

Хотелось бы, чтобы рецензии на учебник были более взвешенными и обстоятельными. Похвалами начали, ими же и закончили, а декларируемые достоинства не обозначились.

Кстати, в упомянутой песне “Все хорошо...” “пустяком” оказалось: “Сгорел ваш дом... с конюшней вместе... Муж застрелился”».


* Иванова Р.Г. Химия-8–9. 5-е изд. М.: Просвещение, 2002, 287 с.

Рейтинг@Mail.ru