Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2005

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Дедушка русской химии

А.А.Воскресенский (1809–1880)
А.А.Воскресенский
(1809–1880)

Так называли Александра Абрамовича Воскресенского, сына дьякона приходской церкви г. Торжка Тверской губернии. Оставшись сиротой, малолетний Александр был определен за казенный счет в духовное училище, затем в духовную семинарию. За хорошие успехи Александр мог получить хороший приход, поступить в Духовную академию и дослужиться до архиерея. Но он поехал в Петербург и поступил в Педагогический институт, одно из лучших учебных заведений того времени.

Толчок, данный России петровской «революцией сверху», и общение с промышленно развитыми странами не могли не повлиять на жизнь России. Развилось горное дело, металлургия, текстильная отрасль промышленности, вызвавшие потребность в учреждении специальных технических школ. Нельзя было уже ограничиваться выпиской из-за границы как инженеров и мастеров, так и преподавателей высших школ; чувствовалась настоятельная потребность в подготовке собственных кадров для этих целей.

Способности Воскресенского к химии обратили на себя внимание его учителя, известного химика-термодинамика Г.И.Гесса. По его рекомендации Воскресенский был направлен вместе с группой других молодых ученых (знаменитая «пироговская» группа) за границу для подготовки к профессорской деятельности.

Недостатком русских высших школ того времени в области химии была слабая постановка лабораторных работ. Воскресенский восполнил пробелы в своей экспериментальной подготовке в лабораториях известных химиков того времени – Э.Мичерлиха (Митчерлиха), Г.Г.Магнуса и Г.Розе, а затем, желая специализироваться в области синтеза органических веществ, направился в лабораторию Юстуса Либиха. Здесь в короткий срок, менее чем за два года, Воскресенский провел ряд блестящих работ, поражающих необыкновенной точностью выполнения эксперимента и сыгравших выдающуюся роль в органической химии.

После сравнительного небольшого исследования по теме «Действия серного ангидрида на маслородный газ» он перешел к изучению веществ, выделяемых из природных соединений или промышленных отходов.

Прежде всего им был окончательно определен элементарный состав нафталина, вызывавший до того времени разногласия у химиков. Подвергнув нафталин тщательной очистке, анализу и определив плотность его пара, Воскресенский достоверно установил его формулу, не подвергавшуюся с тех пор никакому изменению, кроме пересчета на современные атомные массы.

Второй работой Воскресенского в этой области было исследование выделенной из хинной корки хинной кислоты и продуктов ее превращений. Хинная кислота выделялась и раньше другими исследователями, но правильный ее состав был впервые установлен Воскресенским. Из образующихся продуктов ему удалось выделить новое соединение, названное им хиноилом.

Вслед за Воскресенским исследованием хиноила занялись такие крупные ученые, как Й.Я.Берцелиус, Ф.Велёр и О.Лоран. Берцелиус дал этому веществу название хинона, сохранившееся за ним навсегда, по его происхождению из хинной корки.

Следующей работой Воскресенского является выделение из бобов какао, исследование свойств и установление состава нового алкалоида – теобромина – ближайшего родственника кофеина. Известно значение этих веществ в медицине: двойная соль теобромина и натрия с салициловой кислотой представляет собой лекарство – диуретин, действующее, как и кофеин, возбуждающе на работу сердечной мышцы и почек, понижающее кровяное давление и т.д.

Интересно, что и в то время в России и даже гораздо позднее, когда из-за отсутствия запросов со стороны ничтожно развитой собственной химической отрасли промышленности подавляющее большинство русских химиков посвящало все свои силы разработке чисто теоретических вопросов, Воскресенский не только не чурался техники, но сумел даже заглянуть в ее далекое будущее. «Добыв, – писал Д.И.Менделеев, – образцы тогда мало кому известных русских, особенно донецких, каменных углей, Воскресенский с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких требований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей».

Менделеев приводил и другие случаи активного содействия Воскресенского решению технических задач. «Участвуя в обсуждении вопросов о материалах для окончания постройки Исаакиевского собора и для починки трещины на Александровской колонне, он много содействовал своими знаниями удачному исходу этих работ. Например, трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом, благодаря указанию Воскресенским того состава, который должно было придать закрывающей массе».

Таким образом, Воскресенскому мы обязаны сохранением этого памятника Отечественной войне 1812 г., оставшегося целым и в Великую Отечественную войну, несмотря на детонации бомб и снарядов, обрушившихся на северную столицу.

Материал подготовил П.А.КОШЕЛЬ

Рейтинг@Mail.ru