Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2005

КОНКУРСЫ

Молодые рассказывают...

Всероссийский конкурс исследовательских работ
учащихся общеобразовательных учреждений,
посвященных жизни и деятельности
Д.И.Менделеева

Ко дню рождения Д.И.Менделеева было приурочено проведение финала конкурса, состоявшегося в Москве 5–8 февраля 2005 г.

Для чего проводится этот конкурс, каковы его цели и задачи? Прежде всего это повышение интереса школьников к истории страны, людям, прославившим ее своими научными подвигами, популяризация имени великого русского ученого Д.И.Менделеева, поиск и поддержка талантливых молодых исследователей. Это также и умение использовать в своей научно-исследовательской деятельности богатейшие кладовые истории и музейного дела.

Участниками конкурса могли стать учащиеся 9–11-х классов общеобразовательных учреждений России.

Это первый конкурс. И все же в нем участвовало более 250 работ, присланных отдельными авторами и авторскими коллективами. В финал вышло 54 работы ребят из различных городов и регионов России – Великого Новгорода, Ленинск-Кузнецкого, Магадана, Москвы и Московской области, Саранска, Саратова, Твери, Тулы, Ярославля, Тобольска и Тюмени, Ставрополя, Владивостока, Башкортостана, Татарстана.

Работы в конкурсе оценивались по четырем секциям:

• Д.И.Менделеев – ученый с мировым именем;
• нефть и химия;
• экономика;
• периодическая система Д.И.Менделеева.

Защита рефератов... Академик В.В.Лунин задает вопросы

Защита рефератов...
Академик В.В.Лунин
задает вопросы

6 февраля проходила защита рефератов по указанным секциям в залах Политехнического музея. Перед этим были представлены организаторы конкурса, члены оргкомитета и жюри. В одном из выступлений говорилось:

«Дмитрий Иванович Менделеев отличается от многих ученых своей энциклопедичностью…

Он вошел в историю прежде всего своей периодической таблицей, которую он придумал как педагог, как учитель. Чтобы студентам легче было усвоить химию как науку в целом, он придумал, как расположить элементы, не зная истинных причин. Истинные причины, почему они так располагаются, узнали много позже, когда стало ясно, что у атома есть ядро, электроны…

Его таблица была гениальной догадкой, гениальным прозрением. Но тем гений и отличается от обычного человека, что он видит дальше или чувствует что-то глубже, интуиция его шире…

Он очень много работал в области просвещения, поэтому отлично знал учительское дело и яростно сражался против того, чтобы заваливать избытком знаний студента или школьника. Он говорил так: “Если камин завалить дровами, то камин дымит, а гореть не будет. Но отобрать нужный материал – дело педагога…”».

Темы работ-рефератов в основном охватывали вопросы, связанные с разнообразной научной деятельностью Д.И.Менделеева.

От докладов учащихся сложилось впечатление, что им близка по духу позиция Менделеева – неустанно трудиться во благо Отечества. Есть надежда, что их молодость и целеустремленность будут реализованы и найдут применение на родине.

Оценку рефератов проводило жюри конкурса после их защиты школьниками.

В состав жюри вошли опытные работники образования, известные представители высшей школы, государственных органов. При вынесении оценки работ было задействовано несколько критериев, в том числе актуальность темы, логичность изложения, научный стиль, рассмотрение дискуссионных вопросов.

8 февраля 2005 г. – в день рождения Д.И.Менделеева – в стенах Политехнического музея состоялось награждение участников финала грамотами и дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени и памятными ценными призами.

Среди награждавших присутствовали: Г.А.Балыхин – руководитель Федерального агентства по образованию, академик П.Д.Саркисов – ректор РХТУ им. Д.И.Менделеева, профессор А.И.Лукьянов – председатель попечительского совета, профессор Г.Г.Григорян – генеральный директор Политехнического музея, Е.Е.Шестернинов – вице-президент благотворительного фонда сохранения наследия Д.И.Менделеева и другие известные представители от науки, образования, государственной власти, входящие в попечительский совет и оргкомитет.

Имена победителей конкурса можно найти в Интернете по адресам: www.upeg.net, www.n-g-s.ru.

Были также отмечены некоторые руководители и педагоги школ, прежде всего за хорошую подготовку к конкурсу учеников, получивших награды. Благодарности получили и родители, оказавшие помощь в проведении мероприятий.

Награждение финалистов конкурса
Награждение финалистов конкурса

Председатель попечительского совета А.И.Лукьянов в своем заключительном слове сказал:

«Мы подвели итог конкурса, но я надеюсь, что это не итог, а начало – начало ваших дальнейших исследовательских работ. Я знаю, что это обязательно будет, потому что есть среди конкурсантов ребята, которые продолжают работу, продолжают эксперименты Дмитрия Ивановича Менделеева, продолжают искать то, что открыл великий ученый у нас, на Родине.

У каждого участника, когда мы подводили итоги конкурса, я спрашивал: “А как у тебя дома?” И каждый мне очень интересно отвечал: “Да, мы чувствуем, мы знаем, как идеи, как мысли, как открытия Менделеев применял в нашем регионе…”

Очень важно, что каждый из вас запомнит эту поездку… Вы уезжаете от нас как единомышленники любви к науке, любви к нашей Родине, уверенные в своем будущем. Будьте пропагандистами этого великого учения, этого великого ученого… Помните то, что говорил Дмитрий Иванович: “Наука – это двигатель истории, двигатель прогресса, это дело, которому люди служат всю жизнь…”».

О.Г.ФЕДОТОВА

Рейтинг@Mail.ru