Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №45/2004

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

 

Гимназическая химическая
олимпиада школьников

Вне всякого сомнения, химические олимпиады – не только интеллектуальные соревнования старшеклассников, но и мощное средство привития интереса к изучению химии. Здесь выявляются нестандартно мыслящие, талантливые ученики, обладающие особыми способностями к овладению знаниями, умениями и навыками по курсу химии повышенного уровня. В нашем учебном заведении накоплен достаточно обширный материал для проведения школьного тура химической олимпиады и подготовки учащихся к городскому и областному турам. Предлагаю вашему вниманию подобранные мной задачи гимназического тура химической олимпиады двух последних лет с решениями. Программа элективного курса для учащихся 9–11 классов «Решение олимпиадных задач по химии» напечатана в газете «Химия», № 13/2004, с. 5.

9 класс

1. Определите общее число протонов, электронов и нейтронов в молекуле серной кислоты, содержащей изотоп 34S.

(3 балла.)

2. На дне Черного моря образуется сероводород. Это результат жизнедеятельности сульфатвосстанавливающих бактерий. Происходящий процесс можно выразить схемой:

СН4 + СаSO4 = СаСО3 + Н2S + Н2О.

Составьте для данного уравнения электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. Рассчитайте, какой объем сероводорода, измеренный при нормальных условиях (н.у.), образуется в 1 м3 морской воды, если содержание сульфата кальция в ней равно 27,2 мг/л.

(4 балла.)

3. При взаимодействии раствора, содержащего 8,32 г хлорида некоторого металла, расположенного во II группе периодической системы, с избытком раствора сульфата калия выпало 9,32 г белого осадка. Определите формулу исходного хлорида.

(7 баллов.)

4. На чашках весов уравновешены два стакана, содержащие по 200 г 16,2%-го водного раствора бромоводородной кислоты. В один из стаканов добавили 5 г карбоната кальция, а в другой – 5 г кальция. Изменится ли равновесие весов после окончания реакций? Если равновесие изменится, то какая чашка окажется тяжелее и на сколько граммов?

(10 баллов.)

5. Предложите десять различных способов получения соединения Rb2SO4.

(12 баллов.)

 

10 класс

Задания 1 и 2 выполняют все учащиеся; задания 3-а, 4-а, 5-а, 5-б – учащиеся, изучающие в 10-м классе курс органической химии; задания 3-б, 4-б, 5-в, 5-г – учащиеся, изучающие в 10-м классе курс неорганической химии.

1. Определите объем озоно-кислородной смеси, объемная доля озона в которой равна 10%, необходимый для окисления 10,5 л водорода (н.у.).

(6 баллов.)

2. Напишите уравнения реакций, позволяющих выполнить следующие превращения:

Р А Н3PO4 B Ag3PO4.

Назовите вещества А и В.

(6 баллов.)

3. а) При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.). Определите состав смеси углеводородов в массовых долях.

(8 баллов.)

б) При взаимодействии 17,5 г смеси карбонатов натрия и калия с избытком соляной кислоты выделилось 3,36 л углекислого газа (н.у.). Определите состав смеси карбонатов в массовых долях.

(8 баллов.)

4. а) Некоторый алкен массой 8,4 г способен обесцветить 400 г 8%-й бромной воды. Определите молекулярную формулу алкена и назовите его.

(6 баллов.)

б) Некоторый металл находится во II группе периодической системы. Оксид этого металла массой
8 г способен прореагировать без остатка с 200 г 9,8%-го раствора серной кислоты. Определите формулу исходного оксида.

(6 баллов.)

5. а) Зеленые помидоры, собранные хозяйкой на дачном участке, были помещены в деревянный ящик для дозревания. Чтобы ускорить созревание, хозяйка положила в ящик несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в ускорении созревания помидоров?

(2 балла.)

б) На острове Гаити во время своего путешествия в 1493 г. испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивал в воздух. Колумб привез несколько кусков удивительного вещества на родину, но в те времена оно никого не заинтересовало. Какое вещество открыл Колумб? Из чего его получали туземцы?

(2 балла.)

в) В стакан налили холодную воду. Через некоторое время на внутренних стенках стакана появилось много газовых пузырьков. Откуда и почему они появились?

(2 балла.)

г) Почему свекольный сок при добавлении к нему уксусной кислоты заметно краснеет?

(2 балла.)

 

11 класс

1. После прокаливания кристаллогидрата хлорида кобальта(II) масса твердого остатка составила 54,62% от массы исходного кристаллогидрата. Определите формулу кристаллогидрата.

(5 баллов.)

2. Охарактеризуйте положение в периодической системе и строение атома химического элемента с порядковым номером 84. Укажите возможные значения валентности этого элемента в соединениях. Определите формулы высших оксида и гидроксида элемента, их характер.

(7 баллов.)

3. Состав каменного угля одного из месторождений (в массовых долях): С – 82,2%, Н – 4,6%,
S – 1,0%, N – 1,2%, Н2О – 1,0%, зола – 10%. Определите объем воздуха (н.у.), который потребуется для полного сгорания 1 кг такого угля.

(7 баллов.)

4. При взаимодействии смеси фенола и этанола с калием выделяется 23,52 л газа (н.у.). Для нейтрализации такого же количества исходной смеси требуется 22,58 мл раствора с массовой долей гидроксида калия 20% (плотность раствора 1,24 г/мл). Вычислите массу исходной смеси.

(8 баллов.)

5. При сгорании 1,59 г органического вещества образуется 2,24 л углекислого газа (н.у.) и 0,63 г воды. Молярная масса этого соединения составляет 318 г/моль. Известно, что в водном растворе и в растворе лимонной кислоты вещество остается бесцветным, а в растворе кальцинированной (стиральной) соды окрашивается в ярко-малиновый цвет. Определите молекулярную формулу и укажите название данного вещества. Составьте уравнение реакции его горения, укажите области практического использования. Какие еще вещества, сходные по свойствам и применению с данным соединением, вам известны?

(10 баллов.)

 

Решения и ответы см. в следующих номерах

А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии и экологии
гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)

Рейтинг@Mail.ru