Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №42/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Альдегиды и карбоновые
кислоты

См. также № 34, 37/2004

Урок «Химические свойства
карбоновых кислот»

Цели урока.
• Опираясь на знания учащихся о свойствах неорганических кислот и строении карбоновых кислот, изучить химические свойства карбоновых кислот.
• Активизировать познавательную деятельность учащихся путем постановки проблемной ситуации.
• Развить навыки самостоятельной работы.
• Развить навыки работы с химическими реактивами.

ХОД УРОКА

Проверка знаний

Вызванному к доске ученику предлагается дать определение классу карбоновых кислот и их классификацию, рассказать о строении предельных одноосновных карбоновых кислот.
Схема на левой части доски.

 

Постановка проблемы

Вопросы учителя классу.

Из курса неорганической химии вспомните определение класса кислот.
Какие ионы образуются при диссоциации кислот и как их определить в растворе?
С какими веществами взаимодействуют кислоты?
Выдвигается предположение о принадлежности карбоновых кислот к классу кислот. Учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть это предположение.

Практическое решение проблемы

Учащиеся делятся на три группы и с помощью опытов делают вывод о принадлежности карбоновых кислот к классу «Кислоты». Для проведения опытов используются:
1) муравьиная кислота и цинк;
2) уксусная кислота, лакмус, гидроксид натрия;
3) уксусная кислота и карбонат натрия.

Выводы. Оформление решения

К доске вызываются по одному представителю от группы, которые:
1) делают вывод о принадлежности карбоновых кислот к кислотам;
2) обосновывают свое мнение о том, какой атом водорода отщепляется в виде протона при диссоциации;
3) составляют уравнения реакций к проведенным опытам.
Учитель корректирует (при необходимости) написание уравнений реакций и дает названия солям.

Объяснение учителя

Учитель поясняет, что кроме свойств, обусловленных наличием подвижного атома водорода, карбоновые кислоты проявляют и другие свойства.
Дается определение реакции этерификации, в которой участвует вся гидроксильная группа кислот:

Также приводится уравнение реакции замещения галогеном атома водорода, соединенного с ближайшим к карбоксилу атомом углерода ().

Ученикам предлагается ответить на вопросы.


Почему замещению подвергается атом водорода у -атома углерода?
Как влияет на силу кислот наличие в радикале атома галогена?

 

Закрепление знаний

Упражнение. сравнить силу кислот:

Подведение итогов

Учитель обобщает полученные учащимися знания.
Ученики дают характеристику своей работе на уроке.
Учитель проставляет оценки и задает домашнее задание.

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии НОУ ЭШЛ
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru