Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №37/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Электролитическая диссоциация

Урок «Гидролиз солей»

См. также № 34/2004

Цели урока.

• Углубление понятия «сильные и слабые электролиты».
• Формирование умения предсказывать среду в растворах солей.
• Овладение умением составлять ионные уравнения гидролиза солей.
• Активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации.
• Развитие навыков работы с химическими реактивами, источниками знаний и справочными таблицами.
• Развитие умений анализировать и делать выводы.

ХОД УРОКА

Повторение

Фронтальный опрос

1. Что называется электролитической диссоциацией?
2. Вещества какого класса при диссоциации в растворе образуют катионы водорода? Как обнаружить наличие этих ионов?
3. Чем отличаются сильные кислоты от слабых? Приведите примеры.
4. Вещества какого класса при диссоциации в растворе образуют анионы гидроксильной группы? Как обнаружить наличие этих ионов?
5. Чем отличаются сильные основания от слабых? Приведите примеры.
6. Будут ли образовываться ионы Н+ или ОН при диссоциации средних солей (например, NaCl, Na2CO3, AlСl3)?

Создание проблемной ситуации

Класс разбивается на три группы. К доске вызывается по одному учащемуся от каждой группы, которые пишут уравнения диссоциации солей и на практике определяют с помощью универсальной индикаторной бумаги реакцию среды в растворах предложенных солей.
Проблема: почему в растворе NаСl – нейтральная среда, в растворе Nа2СО3 – щелочная, в растворе АlCl3 – кислотная; откуда берутся в растворах солей ионы Н+ или ОН?
Учащимся предлагается высказать свои версии появления ионов Н+ или ОН. Версии фиксируются на доске.

Исследование проблемы

(Работа в группах)

Учащимся каждой группы раздается текст (см. приложение), содержащий определение процесса гидролиза и схемы гидролиза солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой или слабым основанием и сильной кислотой.
Ставится задача перед двумя группами: по аналогии составить уравнение гидролиза «своей» соли, объяснить причину появления ионов Н+ или ОН в растворе.
Третья группа выясняет, почему соль NaСl не подверглась гидролизу, и пытается сделать вывод, какие соли гидролизу не подвержены.

Обмен информацией и ее обработка

К доске вызывается по одному учащемуся от каждой группы, которые пишут уравнения гидролиза солей и объясняют причины наличия ионов Н+ или ОН в их растворах.
Делаются выводы после ответов на следующие вопросы.

В растворах каких солей реакция среды щелочная?
В растворах каких солей реакция среды кислотная?
Какие соли не подвергаются гидролизу?
Выводы и уравнения гидролиза записываются в тетрадях.

Учитель обращает внимание учащихся на прочерки в таблице растворимости веществ и на примере соли Al2S3 или СuСО3 поясняет, что соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, полностью разлагается водой:

Аl2S3 + 6Н2O = 2Аl(ОН)3 + 3Н2S.

Подведение итогов

Учитель предлагает учащимся вернуться к версиям, зафиксированным в начале урока на доске, о появлении в растворах солей ионов Н+ и ОН и обсудить, насколько верна каждая из них.

Рефлексия. Закрепление знаний

Учитель и учащиеся оценивают свою работу на уроке.
При наличии времени на уроке или в качестве домашнего задания учащимся предлагается составить уравнения гидролиза солей Fe(NO3)3 и K2SO3.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Гидролиз солей
(Текст для слабого класса)

Гидролиз солей – реакции некоторых солей с водой, протекающие с образованием слабого электролита (малодиссоциирующего соединения).
Гидролиз – процесс обратимый ().
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты с основанием. Эти кислоты и основания могут быть сильными (хорошо диссоциировать) и слабыми (не распадаться на ионы) электролитами.

1. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой.

Диссоциация в растворе:

1-я ступень гидролиза:

2-я ступень гидролиза:

Ионы слабой кислоты притягивают к себе ионы Н+ от молекулы воды с целью образовать слабый электролит Н2SiO3. В результате высвобождаются ионы ОН, которые и обусловливают щелочную среду раствора соли К2SiО3.

2. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Диссоциация в растворе:

1-я ступень гидролиза:

2-я ступень гидролиза:

СuОН+ + HOH+ Сu(OH)2 + H+.

Ионы слабого основания Сu2+ притягивают к себе ионы ОН от молекулы воды с целью образовать слабый электролит Сu(ОН)2. В результате высвобождаются ионы Н+, которые и обусловливают кислотную среду раствора соли Сu(NО3)2.

Гидролиз солей
(Текст для сильного класса)

Гидролиз солей – реакции некоторых солей с водой, протекающие с образованием слабого электролита (малодиссоциирующего соединения).
Гидролиз – процесс обратимый ().
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты с основанием. Эти кислоты и основания могут быть сильными (хорошо диссоциировать) и слабыми (не распадаться на ионы) электролитами.

1. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой.

Диссоциация в растворе:

1-я ступень гидролиза:

2-я ступень гидролиза:

2. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Диссоциация в растворе:

1-я ступень гидролиза:

2-я ступень гидролиза:

СuОН+ + HOH+ Сu(OH)2 + H+.

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии НОУ ЭШЛ
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru