Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №35/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Суд над химией

Этот сценарий предназначен для постановки в любом образовательном учреждении в рамках Недели естественных наук. Цель занятия – познание школьниками экологических проблем глобального масштаба, их обдумывание. Я хотел, чтобы каждый ученик независимо от того, играет ли он какую-нибудь роль в спектакле или сидит в зрительном зале, почувствовал серьезность поднятой проблемы.
Химия представлена с двух сторон: ее пагубное воздействие на экологию Земли и величайшие достижения химической индустрии, ее огромное значение для сегодняшней жизни. Желательно, чтобы в ролевой игре участвовали старшеклассники, а зрителями были ребята, у которых нет предмета «Химия» или которые изучают ее начальный курс. Важно заинтересовать учащихся химией. В конечном счете это отразилось бы на качестве их знаний, успеваемости.
Очень помогли бы карты-схемы, иллюстрирующие поднятые проблемы, а также показывающие успехи химии в разных областях деятельности человека. Безусловно, сами ребята – участники представления – должны заинтересоваться темой, что-нибудь придумать, изменить, добавить. Я специально не использовал, по крайней мере старался не использовать сложные химические  термины, понятия, т.к. на начальном этапе изучения химии это отпугивает ребят, даже иногда мешает им понять суть поднятой учителем проблемы. Использование чисто бытовых ситуаций, проблем, встречающихся в повседневной жизни, приближает химию к ученику, делает ее интересней.
Суд над химией – рассуждение на тему  технического прогресса, его грандиозных достижений и влияния на биосферу Земли. Эту проблему создал сам человек, и ее необходимо решить сегодня, чтобы избежать печальных последствий завтра, сохранить жизнь на Земле. И эта миссия сохранения экологии ложится на плечи всех – от академиков до юных химиков.

Нефтеперегонный завод (начало ХХ в.)
Нефтеперегонный завод
(начало ХХ в.)

Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели, председатель присяжного суда, эколог-статист, эксперт наркологического центра, первая девушка, вторая девушка, рыбак, Петр Петрович (дачник), Анна Николаевна (домохозяйка), врач-фармацевт, первый и второй эксперты товаров полимерной продукции, дизайнер, директор обувной фабрики, фотомодели, госпожа Брошкина (потребитель косметики), голос за сценой.
Действие происходит в зале судебного заседания. Прокурор, адвокат и присяжные заседатели уже заняли свои места.
Голос за сценой. Встать! Суд идет!
Все встают. Входит судья и садится на свое место между прокурором и адвокатом.
Судья. Прошу садится. (Все садятся.) Каким будет мир? Сохраним ли мы нашу планету и жизнь на ней? Вопросы эти далеко не праздные. Экологический апокалипсис еще не так давно казался кошмаром из области фантастики, на худой конец – уделом далекого будущего. Но все чаще раздаются голоса ученых, предрекающих глобальную катастрофу через 50, 40 и даже 15 лет. В основном их выводы основываются на том, что за последние полвека не осталось ни одного растения или животного, ни капли воды, не подвергавшихся влиянию химической отрасли промышленности. Итак, слушается дело о нарушителе природной среды и здоровья человека – химии. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Химия обвиняется в  техногенезе – процессе изменения природных комплексов под действием производства. Например,  такие отрасли, как нефтехимия и нефтепереработка, резко ухудшают экологическое состояние планеты. Итак, химия обвиняется в:
· нарушении естественного круговорота веществ и энергетических потоков;
· загрязнении гидросферы нефтепродуктами и тяжелыми металлами;
· истончении озонового слоя и увеличении притока ультрафиолетовой радиации;
· токсикации полей пестицидами, гербицидами, нитратами;
· распространении наркомании,  токсикомании и алкоголизма;
· появлении вируса СПИДа и росте числа онкологических заболеваний;
· радиационном загрязнении обширных участков с трагическими последствиями;
· загрязнении атмосферы углекислым газом, метаном, угрозе парникового эффекта;
· сокращении биологического разнообразия и повреждении регенерационных основ.
Позвольте пригласить в зал судебного заседания эколога-статиста, который представит нам данные об экологических загрязнениях.
Входит эколог-статист.
Эколог-статист. Ввиду неуклонного роста численности населения и резкого возрастания объемов потребления различных источников энергии произошло глобальное загрязнение окружающей среды. Так, ежегодно в мире сжигается более 9 млрд т условного топлива (1 т условного каменноугольного топлива соответствует энергии, выделяющейся при сжигании 1 т каменного угля среднего качества), что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млн т диоксида углерода и более 700 млн т различных соединений. В настоящее время в автомобилях (их больше 600 млн штук) ежегодно сжигается 2 млрд т нефтепродуктов.
В России общее количество выбросов от всех видов  транспорта составляет около 17 млн т в год, причем более 80% от всех выбросов приходится на автотранспорт. В структуре этих выбросов доминирует оксид углерода(II) CO – 84%, который препятствует абсорбции кровью кислорода. Дефицит кислорода ослабляет мыслительные способности человека, замедляет рефлексы, может быть причиной потери сознания и смерти.
Источниками поступления тяжелых металлов в окружающую среду помимо автотранспорта служат металлургические предприятия,  топливно-энергетические центры и химическая индустрия. Тяжелые металлы весьма опасны. Они обладают способностью накапливаться в живых организмах, увеличивая свою концентрацию по пищевым цепям. Это в конечном счете представляет огромную опасность для здоровья человека.
Прокурор. Спасибо. (Эколог-статист уходит.) Поскольку химия обвиняется в распространении наркомании и токсикомании, позвольте передать слово эксперту наркологического центра.
Входит эксперт наркологического центра.
Эксперт. Вы только вдумайтесь: целых 14% школьников пробовали наркотики! Наркотические вещества вызывают привыкание организма. Психика детей нарушается, они начинают воровать, грабить и даже убивать ради того, чтобы найти деньги на очередную дозу. Особенно дети склонны к употреблению легкодоступных химических веществ (тот же клей). Если раньше использовали только растительные вещества, то сейчас широко используются синтетические наркотические средства. Они наносят еще больший вред здоровью людей. Я требую жестокого и беспощадного суда над химией. (Уходит.)
Судья. Господин адвокат, что вы можете сказать в защиту химии?
Адвокат. Прошу пригласить дачника Петра Петровича.
Входит Петр Петрович.
Петр Петрович. Что? Жестокий и беспощадный суд над химией? Не позволю! Наркоманы  тратят такие деньги на наркотики, что не хватило бы моей пенсии на дозу. Я вам устрою суд над химией!
Судья. Спокойнее, пожалуйста!
Петр Петрович. Вы подумайте, как мне без химии? Приезжайте ко мне в Глухари и увидите. Не удобрю я весной суперфосфатом, нитрофоской, мочевиной, не обработаю ядохимикатами и что же получу осенью? А вы – судить. Вот приедете ко мне и увидите, сколько у нас в Глухарях жуков и паразитов разных водится. И тогда скажете: «Ух, Петр Петрович! Как же вы такой урожай собрали?» А у меня одна картофелина сразу на килограмм. Всю зиму будете смородиновый кисель пить да яблочные пироги уплетать. Ну а огурцов с помидорами засолю столько, что мало не покажется, – каждому по банке. Капусты квашеной у меня полный подвал. А вы: «Химия виновна, химия виновна!» Не позволю!

Удобрения и пестициды вносят на поля с применением авиации
Удобрения и пестициды вносят
на поля с применением авиации

Судья. Спасибо. Достаточно. Заседание суда продолжается. Вам слово, господин прокурор.
Прокурор. Пригласите сюда свидетелей – людей, пострадавших от химии.
Входят две девушки: одна в противогазе, другая с испорченным зонтом.
Первая девушка (снимает противогаз). Господа! Вы только подумайте, эта химия чуть не убила меня. Что же это такое делается?
Судья. Конкретнее, пожалуйста.
Первая девушка. Хорошо. Иду я по улице и вижу: машины в «пробке» стоят, да каждая угарный газ выделяет! Господи, я чуть не задохнулась. Пришлось надеть противогаз, чтобы до гимназии дойти. Концентрация оксида углерода превышала норму в три раза. Это разве нормально? Судить химию – и все тут!
Вторая девушка. Точно! Химия создала кислотные дожди. Смотрите, что случилось с моим зонтиком. (показывает зонт.) Кислотный дождь вызывает раздражение кожи и слизистой оболочки органов дыхания, повреждает волосы и делает их ломкими. Он губит растительность, вымывает из почвы тяжелые металлы. Ионы тяжелых металлов смываются в водоемы и уничтожают животных. Кислотные дожди разрушают произведения искусства (скульптуры, соборы и храмы), ускоряют коррозию металлических конструкций. Наши реки превращаются в растворы кислот. Например, вода реки Упа (Тульская область) вызывает ожоги на коже человека. Раньше об этом писали в фантастических рассказах, а теперь это стало действительностью. Судить химию!
Девушки уходят.
Судья. Господин адвокат, представьте следующего защитника химии.
Адвокат. Позвольте представить домохозяйку Анну Николаевну.
Входит Анна Николаевна.
Домохозяйка. Поверьте, господа, без химии я не могу, она мне подспорье в жизни. Прежде всего бытовая химия – всевозможные моющие средства. Стиральные порошки, полироль для мебели, средства для мытья посуды, окон – и это неполный список средств, созданных химией для людей. Ведь хочется содержать свой дом в полном порядке. Химия – это всевозможные мыла и зубные порошки. Химия помогает человеку создавать красоту и уют в доме. В этом и состоит ее польза для нас, домохозяек.

Моющие средства
Моющие средства

Госпожа Брошкина (врывается). Пропустите меня! Хо-хо! Химия дала мне нечто волшебное и чарующее – косметические средства. Хо-хо! Это волшебно! Посмотрите на мои ручки, ноготочки. Они прелестны! Посмотрите на меня. Я – шикарна! Аромат моих духов дурманит, дурманит. (смотрит в зеркальце.) А-а-а! Я забыла накрасить губы! Минуточку! (Красит губы.) О, да! Сейчас полный порядок! Хм! Химию судить нельзя. Она создала косметику, а косметика – моя стихия. Простите.
Госпожа Брошкина удаляется вместе с Анной Николаевной.
Адвокат. Прошу выслушать директора обувной фабрики.
Важно входит директор обувной фабрики.
Директор обувной фабрики. Химия – большая помощница в нашем деле. Она создала такой замечательный материал, как кожезаменитель. Его почти невозможно отличить от настоящей кожи, и вы сами в этом убедитесь. Девушки!
Входят фотомодели и показывают обувь, затем уходят с директором.
Судья. Хорошо. Заседание суда продолжается. Прошу вас, господин прокурор.

Рыбалка
Рыбалка

Прокурор. Здесь не было сказано ни слова о загрязнении воды. Позвольте пригласить рыбака морского хозяйства «Калининградское».
Входит рыбак.
Рыбак. Химия? Вот еще! Именно она виновата в снижении улова. Да! Я уж не говорю о накоплении в рыбах тяжелых металлов. А люди едят эту рыбу, и тут все последствия. Химия – главная помощница браконьеров. Они используют взрывные устройства для того, чтобы глушить рыбу. Химия вообще никуда не годится, судить ее – и все тут!
Адвокат. Позвольте вопрос свидетелю.
Судья. Пожалуйста.
Адвокат. А знаете ли вы, что химия дала рыбакам такие нужные снасти, как капроновые сети? Ловите ли вы рыбу капроновыми сетями?
Рыбак. Ну да.
Адвокат. Вопросов больше нет.
Рыбак уходит.
Судья. Прошу вас, продолжайте.
Адвокат. Позвольте пригласить экспертов товаров полимерной продукции.
Входят эксперты с пеналами для дисков и кассет, куклами и другими пластмассовыми изделиями под лозунгом «Да здравствует химпромышленность!». За сценой звучит марш И.Дунаевского из кинофильма «Светлый путь».
Первый эксперт. В 1931 г. в СССР заработал первый завод по производству синтетического каучука по технологии С.В.Лебедева. Сначала каучук получали из спирта и известняка, но в 1950-х гг. все заводы перешли на самое выгодное сырье – нефть. Современные предприятия выпускают каучуки обыкновенные и специального назначения (для военной отрасли промышленности). Есть каучуки нерастворимые в бензине, холодостойкие, устойчивые к радиоактивному излучению. Из каучука делают шины и разнообразные резиновые изделия. Их производство очень трудоемко, поэтому число рабочих на крупных заводах достигает пяти тысяч человек.
Второй эксперт. Также в мире быстро растет производство пластмасс – полиэтилена, полипропилена, полистирола, термопластов. Эти вещества тоже вырабатывают из нефти. Полиэтилен – один из самых распространенных полимеров. Это всем известная полиэтиленовая пленка, не поддающиеся коррозии полиэтиленовые трубы, легкая и удобная в обращении посуда. Особенно велико значение полипропилена – самого распространенного пластика в мире. Технология производства очень сложная. Впервые его научились делать на нашем Московском нефтеперерабатывающем заводе. Полипропилен применяют при изготовлении трубопроводов, химической аппаратуры и различных предметов домашнего обихода. Полистирол получил широкое распространение из-за своей дешевизны и легкости обработки.

Полимеры
Полимеры

Первый эксперт. Однако есть у полистирола один серьезный недостаток. Это очень непрочный, хрупкий материал, в чем может убедиться каждый, наступив на корпус шариковой ручки. Прозрачные корпуса авторучек, коробки для кассет и лазерных дисков, детские игрушки, сувениры и другие предметы изготовлены из полистирола.
Второй эксперт. Полимеры вытесняют природные материалы. Они широко используются в новейших областях техники – атомной энергетике, электронике, ракетной технике и самолетостроении. Посуда, отделочные и упаковочные материалы, лаки и краски, синтетические материалы и одежда, игрушки, спортивный инвентарь – вот далеко не полный перечень изделий из полимеров, без которых  трудно представить жизнь современного человека.
Первый эксперт. Многочисленные виды полимеров и пластмасс были открыты в ХХ в., поэтому его по праву можно считать «пластмассовым веком».
Адвокат. А сейчас дизайнер покажет неограниченные возможности химии в дизайнерском деле.
Входит дизайнер с синтетическими  тканями, нейлоновыми шторами.
Дизайнер. Большое значение для экономики России имеет производство искусственных и синтетических волокон. В нашей стране не выращивают хлопок, его приходится ввозить из-за границы. Льняное волокно из отечественного сырья получается низкого качества. Однако синтетические волокна с успехом заменяют и лен, и хлопок. Например, волокно капрон. Синтетические волокна из полиамидов обладают полезными свойствами. Они прочнее любого природного волокна, не боятся повышенных  температур, эластичны и стойки к истиранию. Кроме  того, такие волокна можно красить в любой цвет, добавляя к расплавленному полимеру краситель. Нити нейлона и капрона во многом напоминают природный шелк. Эти волокна применяют для изготовления парашютных тканей, канатов, веревок, сетей, чулочных и трикотажных изделий.
Дизайнер уходит вместе с экспертами.
Адвокат. Химия создала лекарства и фармацевтическую отрасль промышленности, чтобы помогать человеку, а человек злоупотребляет возможностями химии. Позвольте пригласить врача-фармацевта, который докажет, что основная задача химии в медицине – помощь человеку.

Лекарства
Лекарства

Входит врач-фармацевт.
Врач-фармацевт. Большинство лекарственных средств получено химическим путем, некоторые лекарственные вещества выделены из растительного, животного или минерального лекарственного сырья. Процесс создания лекарственного средства длинный и сложный. Современная медицина располагает лекарственными средствами, действующими почти на все системы организма человека. Пользоваться лекарствами надо строго по рекомендации врача, т. к. чрезмерное употребление лекарственных средств может оказать вредное воздействие на организм человека.
Судья. Спасибо. (Врач уходит.) Есть ли у господ прокурора и адвоката еще свидетели?
Прокурор. Нет.
Адвокат. Нет.
Судья. Переходим к вынесению вердикта. Считает ли присяжный суд химию виновной?
Первый присяжный заседатель. Я считаю химию виновной. Она скоро нас отравит и изничтожит!
Второй присяжный заседатель. Да вы что? Не будь химии, мы были бы все голые. Она нас одела и накормила. Скажите спасибо, нет Петра Петровича...
Третий присяжный заседатель. Виновна – и все!
Четвертый присяжный заседатель. Да как же вы так можете говорить? Химия нам необходима.
Пятый присяжный заседатель. Все правильно!
Четвертый присяжный заседатель. Одумайтесь, господа!
Пятый присяжный заседатель. Что тут думать? Виновна!
Четвертый присяжный заседатель. Я вам устрою «виновна»!
Первый присяжный заседатель. Тише, господа! Пусть говорит председатель. Что будет,  то будет.
Председатель присяжного суда. Суд, не умаляя ответственности виновной, вынес частное определение: виновен во всем человек. Он использует богатейшие и полезнейшие знания химии, одновременно помогая и неся зло себе же. Человек должен научиться использовать химию разумно и правильно, исправляя свои ошибки.
Судья. Объявляю окончание заседания.

Р.НАМАЗОВ,
ученик 10-го класса
гимназии № 1520
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru