Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №35/2004

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Развитие
логического мышления
на уроках химии

Окончание. См. 30, 32/2004

2.3. Совершенствование логических приемов
у учащихся 9–10 классов при изучении
окислительно-восстановительных реакций

Умения в составлении электронного баланса для уравнений ОВР, приобретенные в 8-м классе, совершенствуются в теме «Сера и ее соединения». Здесь уже встречаются уравнения более сложного уровня, например:

На этих и других примерах учащиеся продолжают получать логическое подтверждение того, что строение атома определяет его свойства. Так, атом серы, имея шесть электронов на внешнем энергетическом уровне, способен принимать еще два электрона и проявлять при этом степень окисления –2 () или отдавать либо два, либо четыре, либо шесть электронов, проявляя при этом степень окисления соответственно +2, +4, +6

Рассматривая окислительно-восстановительные процессы, в примере а) учащиеся видят, что атом серы со степенью окисления –2 переходит в состояние со степенью окисления +4, отдавая шесть электронов, а в примере б) атом серы в состоянии может только принимать электроны. Таким способом учащиеся подводятся к выводу о способности элементов с низшей степенью окисления ее повышать, отдавая электроны, а с высшей – ее понижать, принимая электроны.
Весь курс 9-го класса по химии элементов пронизан вопросом участия их в окислительно-восстановительных процессах. Центральное место при этом занимает урок «Закономерности окислительно-восстановительных реакций», который проводится в теме «Подгруппа азота» перед изучением азотной кислоты как окислителя. На этом уроке после краткого повторения определения ОВР ученики знакомятся с закономерностями окислительно-восстановительных процессов.
Первая закономерность – связь окисления с восстановлением, равенство числа отданных и принятых электронов в свете понятий «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление».
Вторая закономерность – протекание ОВР в сторону образования более слабого окислителя или восстановителя из более сильного. (Дается представление о ряде окислительно-восстановительных потенциалов и разбираются приемы его использования.)
Третья закономерность – участие соединения в реакции с более сильным окислителем или восстановителем, если их два.
Все закономерности разбираем на примерах по теме «Азот и его соединения». Затем на следующем уроке, используя знание учащимися закономерностей ОВР, выясняем свойства молекулы азотной кислоты, обусловленные наличием в ее составе атома азота в высшей степени окисления.
Все новые умения закрепляются на уроках-тренингах и проверяются на специально проводимой по этой теме самостоятельной работе.
Таким образом, учащиеся, заканчивая изучение неорганической химии, умеют рассматривать окислительно-восстановительные процессы и могут объяснять причины их протекания.

В органической химии при изучении различных классов веществ стараемся рассматривать понятие о cтепени окисления на конкретных примерах, соблюдая известные с 8-го класса правила. Пример:

К этим записям учащиеся приходят после рассуждения о полярности имеющихся в молекуле связей и смещении электронной плотности к атомам кислорода с учетом слабой полярности связей С–Н.
При составлении уравнений ОВР, протекающих с участием органических веществ, в простейших случаях можно применять понятие «степень окисления». Приведем уравнения реакций, в которых коэффициенты могут быть определены по такому же правилу, что и для ОВР в неорганической химии:

2.4. Повышение уровня логического мышления
у старшеклассников на заключительном этапе
обобщающего повторения

В 11-м классе, обобщая знания о классификации химических реакций, напоминаем об одной из классификаций по изменениям степеней окисления атомов, входящих в состав взятых и полученных веществ. На этом уроке суммируем все имеющиеся у учащихся знания об ОВР, используя понятия «электроотрицательность», «степень окисления», «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление», закономерности ОВР, правила составления уравнений ОВР и нахождения коэффициентов с помощью метода электронного баланса.
Для класса с более высокой работоспособностью можно дать представление об электронно-ионных уравнениях при рассмотрении ОВР. Пример:

На этих уроках напоминаем также, что в периодах с увеличением порядкового номера элемента восстановительные свойства простых веществ понижаются, а окислительные повышаются. Например, во втором периоде самый активный восстановитель – литий, а самый активный окислитель – фтор (это связано с числом электронов на внешнем энергетическом уровне атома и его радиусом).
У элементов главных подгрупп с увеличением порядкового номера усиливаются восстановительные свойства и ослабевают окислительные (это связано с увеличением радиуса атома). Лучшие восстановители – щелочные металлы (Fr, Сs), лучшие окислители – галогены (F, Сl).
Неметаллы в отличие от металлов могут быть окислителями и восстановителями. Примером служит сера:

Вместе с учащимися отмечаем, что окислительные и восстановительные свойства сложного вещества зависят от степени окисления атома входящего в него элемента. Например, в HNO3 атом азота проявляет с.о. = +5, это высшая его степень окисления. Значит, он может только принимать электроны, понижая при этом свою степень окисления. Поэтому азотная кислота – сильный окислитель.
В NН3 атом азота проявляет низшую с. о. = –3, он может только отдавать электроны. Поэтому аммиак – восстановитель.
После суммирования у учащихся всех знаний по ОВР даем классификацию самих ОВР, часть которой им уже известна.
1) Реакции межмолекулярного окисления-восстановления.
Это такие реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в разных веществах:

2) Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления.
Это такие реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в одном и том же веществе:

3) Реакции диспропорционирования.
Такие реакции сопровождаются одновременным увеличением и уменьшением степени окисления атомов одного и того же элемента. Это возможно для веществ, содержащих атомы с промежуточной степенью окисления:

Завершается изучение ОВР рассмотрением их роли в природе и технике. Говорим о связи с ними дыхания, обмена веществ, гниения, брожения, фотосинтеза. Напоминаем о том, что с их помощью получают ценные для народного хозяйства вещества, и о том, что они лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую.

Заключение. Знание логических закономерностей
в химии – повышение эффективности обучения

Анализ программ и учебников и постановка процесса обучения на более логический путь показывают, что этот путь более эффективен. Ведь для учителя важно не только знать свой предмет, но и иметь возможность обучить как можно больше учеников в классе. Для этого учителю необходимо понимать цели и задачи обучения, владеть методикой обучения, разбираться в вопросах возрастной психологии школьников.
Сравнивая работу по измененной программе с процессом обучения по программе, предложенной Министерством образования и науки РФ, необходимо отметить следующее:
1) материал, излагаемый по-новому, соответствует логическим закономерностям, присутствующим в химической науке;
2) материал доступен по сложности для учеников 8-го класса независимо от уровня их развития;
3) у школьников не возникает недоумения, т.к. учебный материал излагается логично и последовательно;
4) ответы учащихся становятся научно обоснованными и правильно сформулированными;
5) развивается логическое мышление, что является одной из целей обучения.
Для иллюстрации повышения эффективности обучения возьмем для сравнения два восьмых класса, примерно одинаковых по уровню развития: в 8-м «В» средней школы № 59 преподавание химии велось по старой программе; на следующий учебный год в 8-м «В» той же школы преподавание химии велось по измененной программе. Далее в таблице представлены (в %) результаты срезов и контрольных работ.
Эти результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) новый, логично выстроенный порядок изучения химии в 8-м классе дает возможность усвоить материал абсолютному большинству учащихся (результат приближается к 100%);
2) перестроенная программа перспективна и должна быть широко использована.

Таблица

Программа Учащиеся, получившие положительные оценки,
% от общего числа присутствовавших
Срез № 1 Kонтрольная
работа
Kонтрольная
работа
Срез № 2
Старая 77 89 76 82
Измененная 100 92 93 94

Работа учителя по развитию логического мышления учащихся не исчерпывается сказанным.   Изучение предмета дает возможность для развития умений излагать мысли ясно, последовательно и аргументированно.

ЛИТЕРАТУРА

Андриенко А.Л. Формирование понятий об окислении-восстановлении в курсе неорганической химии средней школы. В сб.: Вопросы преподавания химии в средней школе. Ульяновск, 1975.
Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991, с. 3–6.
Гневина Н.А. Привитие интереса школьников к знаниям. Сборник методических материалов.
В 2 ч. Ч. 2. Астрахань, 1993, с. 128–132.
Зуева М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии.
М.: Просвещение, 1989, с. 5–12.
Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. М.: Просвещение, 1989, с. 17–25.
Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. Учебное пособие для высших технических учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1991, с. 75, 136.
Макареня А.А. Методология химии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985, с. 42.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973, с. 213.
Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Центр, 1997.

Г.Б.КОЛЬЦОВА,
учитель химии средней школы № 59
(г. Астрахань);
Т.К.АБДРАХМАНОВА,
доцент, канд. хим. наук;
Т.Н.ПРОХОРОВА,
доцент, канд. пед. наук,
Астраханский институт
усовершенствования учителей

Рейтинг@Mail.ru