Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №31/2004

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Методика работы учителя химии
в школе полного дня

Выступление на Третьем Московском
педагогическом марафоне учебных предметов
8 апреля 2004 г.

Школа полного дня не cтала педагогической новостью. Вначале она была организована для шестилеток, затем для начальной школы и для ребят постарше. В школе полного дня занятия с детьми распределены по всему дню. Предусмотрены прогулки, дневной отдых, экскурсии, спортивные игры, а также выполнение домашних заданий и т.п.
В Москве идею школы полного дня постепенно начали распространять на классы основной школы, чтобы школьники в течение дня были под присмотром учителей. При этом появляется возможность использовать внеурочное время не только для отдыха и занятий физкультурой. Предполагаются также занятия по интересам в кружках, работа в библиотеке, массовые мероприятия, индивидуальная творческая познавательная деятельность и т.п.
Свое место в школе полного дня должна занять и химия. Для этого учителями накоплен большой и разносторонний опыт. Уже широко известны разнообразные пропедевтические курсы, например для 7-го класса [1], которые не включены в федеральный компонент учебного плана, но вполне уместны в рамках полного дня. На полный день могут быть вынесены кружковые и другие внеклассные занятия или спецкурсы по химии для учеников начальной школы, факультативные курсы разного характера и содержания, разработанные, но незаслуженно забытые, химические или комплексные экскурсии [2] и даже экспедиции [3] по химии. Не следует забывать и о так называемых дополнительных образовательных уcлугах, для которых в школе полного дня создаются особенно благоприятные условия.
Сегодня на учительском марафоне мы хотим предложить учителям химии некоторые виды работ, которые хорошо вписываются в условия полного дня. Это кружковые занятия по химии с учениками 3-х классов [4], о которых в газете уже писал Д.М.Тонких, индивидуальная работа с рабочими тетрадями дифференцированного характера, составленными Р.В.Шиленковым, а также новый факультативный курс по неорганической химии, сопровождающий основной курс химии, автор которого А.С.Звягин представил подробную программу, включающую не только теоретические вопросы, но и химический эксперимент.
Ценность данных предложений еще и в том, что они могут реализовываться не только в условиях полного дня, но и в обычных школах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003, 256 с.
2. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.
3. Антонова С.С. Из опыта организации и проведения летней научно-исследовательской экспедиции школьников. Эксперимент в условиях модернизации образования. Сборник научных трудов.
М.: ИОСО РАО, 2003, с. 227–231.
4. Тонких Д.М., Чернобельская Г.М., Шабаршин В.М. Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для третьеклассников. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 8, 11.

Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор
Московского педагогического государственного университета

 

 

Химический кружок с третьеклассниками

Химический кружок с третьеклассниками в школе полного дня организован для обеспечения досуга, который позволит удовлетворить познавательные интересы школьников, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня.
Занятия со школьниками данного возраста вызваны рядом причин. Дело в том, что младший школьный возраст – наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Довольно позднее изучение химии (8-й класс) снижает интерес к этому предмету, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. А ведь дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни еще до начала обучения в школе. Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами.
Для ребенка младшего школьного возраста очень важен уровень личных достижений. Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее.

Цели и задачи химического кружка

Структуру химического кружка определяют химические, психолого-педагогические и общекультурные цели.

Химические цели.

• Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).
• Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами1; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)2.
• Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
• Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям3.
• Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.
• Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.
• Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.

Психолого-педагогические цели.

• Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
• Развитие творческих задатков и способностей.
• Ликвидация дискомфортных состояний учащихся.
• Обеспечение ситуаций успеха.

Общекультурные цели.

• Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
• Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Рабочая программа занятий химического кружка

Содержание занятий подбиралось следующим образом:
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз);
использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
акцент на практические виды деятельности;
отказ от обязательных домашних заданий;
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю по 30–40 мин, всего 34 занятия за учебный год.

1. Вводное занятие «Ее величество - Химия!» (1 ч).

Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? (вступительное слово ведущего). Химия – творение природы и рук человека. Коллекция «Чудеса химии» – примеры нерукотворной и рукотворной химии (демонстрация экспонатов коллекции). Химик – преданный и послушный ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий случай. Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление йодного пятна при помощи чудо-жидкости. Демонстрационный опыт «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом». Ученический эксперимент «Похимичим вместе. Мой первый химический опыт в кружке» – удаление йодного пятна «чудо-жидкостью».

2. «Я наблюдаю вещества» (1 ч).

Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория (рассказ ведущего). Настольная игра «Что я делаю вначале, что я делаю затем?». Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками).

3, 4. «Химическая кухня», или Лаборатория юного химика (2 ч.).

Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

5, 6. Правила, которые нужны химику (2 ч).

Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду».

7, 8. Химия съедобная и несъедобная (2 ч).

Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги). Волшебные жидкости – вещества-определители. Демонстрационный опыт «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде». Как определить вкус продуктов, не пробуя их? Домашний эксперимент по определению кислой и содовой среды в неокрашенных продуктах питания и растворах бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для мытья посуды и т.д. Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением. Лабораторный опыт «Наблюдение за изменением окраски вещества-определителя в мыльной воде, лимонаде».

9. Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги (1 ч).

Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.

10. Растение – клетки, вещество – атомы (1 ч).

От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества? Демонстрация растительных клеток под микроскопом.

11. Как выглядят вещества? Форма веществ в разных агрегатных состояниях (1 ч).

Ученический эксперимент с растительным маслом и водой по изучению формы жидкостей и лепка из пластилина фигур различной формы: куб, шар, пирамида (заполнение таблицы). Из чего построены растения? Из чего состоят вещества? (Беседа с учениками.) Исследование строения кожицы листа комнатного растения при увеличении (под микроскопом). Как расположены частички в газах, жидкостях и твердых веществах? Игра «Агрегатные состояния».

12. Признак химических явлений – изменение цвета (1 ч).

Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде.

13. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе (1 ч).

Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

14. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов (1 ч).

Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».

15. Химический Новый год (1,5 ч).

Представление участников новогоднего занятия (рассказ ведущего). Конкурсы «Почемучка», «Рассуждалки», «Загадки». Демонстрационные опыты «Химическая елка», «Замерзающая и оживающая гвоздика», «Загадки», «Химический снег», «Метель из бутылки». Награждение участников команд. (См.: Химия (Ид «Первое сентября»), 2004, № 1–3.)

16. Лекарство от простуды. Самодельные лекарства (1 ч).

Почему болеет человек? Микробы – вред и польза здоровью человека. Лекарство от простуды. Лабораторный опыт «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).

17. Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха (1 ч).

Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. «Что к чему?» – дидактическая игра на определение агрегатного состояния веществ. Физические свойства газов. Что представляет собой воздух? Бесцветный, прозрачный, не имеющий формы, сжимаемый, упругий, легкий – демонстрация экспериментов, подтверждающих перечисленные свойства воздуха. Очень умелые ручки химиков – изготовление воздушных весов.

18. Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород (1 ч).

Из чего состоит воздух? (Беседа с учениками.) Зачем нужен кислород? Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе». Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Демонстрационные опыты «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе», «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде, полученном из пероксида водорода». Лабораторный опыт «Получение кислорода из перекиси водорода».

19. Получение углекислого газа (1 ч).

Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками). Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведенной химической реакции.

20. Чудесная жидкость – вода (1 ч).

Какая она – вода? Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях.

21. Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская (1 ч).

Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».

22. Растворы (1 ч).

Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств. Лабораторная работа «Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде». Домашний опыт «Выделение кристалликов из насыщенного раствора пищевой соли при помощи шелковой нити».

23. Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием (1 ч).

Источники загрязнения воды. Лабораторная работа «Очистка воды фильтрованием (ученический эксперимент) и выпариванием (демонстрация)».

24. Смеси в жизни человека (1 ч).

Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ. Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».

25. «Да здравствует мыло душистое!» (1 ч).

Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды. Ученический эксперимент «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде. Обнаружение помутнения при добавлении жидкого мыла в жесткую воду».

26. «Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!» (1 ч).

Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения. Демонстрационный опыт «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги».

27, 28. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. Кирпичики, из которых состоит мир (2 ч).

Таблица Д.И.Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привел в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?». Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера).

29. Съедобная химия. Из чего состоит пища (1 ч).

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.

30. Съедобная химия. Жиры (1 ч).

Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.

31. Съедобная химия. Белки (1 ч).

Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический).

32. Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал (1 ч).

Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? Химический эксперимент «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».

33. Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок (1 ч).

Составные компоненты чистящих средств. Лабораторный опыт «Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти».

34. Вот и мне медаль на грудь (1 ч.).

Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий.

Формы проведения занятий

Интерес школьников к занятиям химического кружка зависит от разнообразия их форм проведения (беседа, игра, химическое творчество, занятия-исследования, химический эксперимент4, праздничные мероприятия и др.).

БЕСЕДА
Знание детьми некоторых предметов и явлений окружающего мира позволяет сделать вывод об их готовности к восприятию информации подобного рода.
К началу обучения в 3-м классе дети имеют достаточно много сведений о веществах, применяемых в быту. Школьникам известно о живой и неживой природе, сезонных явлениях в ней (изменение окраски листьев осенью, замерзание водоемов зимой и т.д.).
На занятиях достаточно подробно изучается вода. Вводятся понятия вкуса, цвета, запаха, температур кипения и замерзания воды, ее прозрачности, солености морей и океанов; объясняется образование облаков, дождя, града, туманов, росы, снега. Даются представления о глинах, песке, гальке, граните, известняке, каменном угле, о кислотных дождях и избытке углекислого газа, который вызывает изменение климата. Формируются умения наблюдать, отвечать на вопросы, выделять характерные и общие признаки, сравнивать, объяснять, делать простые выводы, доказывать, заполнять таблицы и схемы.
В 3-м классе дети узнают, что клетка поглощает кислород, а выделяет углекислый газ, знакомятся с понятиями о наличии в пище воды, белков, жиров, сахара (углеводов), минеральных солей, витаминов. Учитывая влияние информационных источников (радио, телевидение), можно рассчитывать на знание учениками 3-го класса следующих веществ: уксусная, лимонная и серная кислоты, сода, поваренная соль, марганцовка (перманганат калия), пероксид водорода, йод, железо и т.д. Многим школьникам известно о таких газах, как кислород, азот, углекислый газ, хлор, водород, метан. Известно им и то, что водопроводная вода нуждается в фильтровании и т.д.
Результаты беседы в качестве коротких выводов ученики фиксируют в рабочих тетрадях или картах индивидуальной работы (рис. 1).

Рис. 1. Запись в рабочей тетради
Рис. 1.
Запись в рабочей тетради

ИГРА
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится доминирующей, но игра, которая была основным видом деятельности до школы, не теряет своей актуальности. Усвоение новых понятий и терминов в знакомом виде деятельности, т.е. в игре, происходит легче.
Например, на занятии «Как выглядят вещества» дети повторяют три агрегатных состояния вещества. Они приводят примеры газов, жидкостей, твердых веществ, а затем строятся в классе в том порядке, которое соответствует расположению частиц в данном агрегатном состоянии. Поскольку частицы в твердом веществе расположены очень близко друг к другу, ученики становятся в тесный строй по два-три человека. Чтобы показать жидкое состояние, дети образуют хороводы по нескольку человек на небольшом расстоянии друг от друга. Газообразное состояние дети показывают беспорядочной ходьбой на удаленном расстоянии друг от друга. В качестве закрепления материала ведущий называет знакомые детям вещества и предметы, а ученики изображают модель их агрегатного состояния.
В дальнейшем знания, полученные в игровой форме, дети успешно переносят на учебную деятельность.

ИССЛЕДОВАНИЕ
Занятия-исследования проводятся, когда изучена тема, которой было посвящено несколько занятий. На таких занятиях ученики с помощью лабораторных опытов проводят анализ вещества, делают простые выводы. Например, на занятии «Химия съедобная и несъедобная» каждый ученик получает штатив с пробирками, в которых находятся одинаковые по внешнему виду, но разные по составу жидкости. Задача состоит в том, чтобы при помощи индикатора5 определить, в какой из пробирок находится раствор лимонной кислоты, а в какой – раствор питьевой соды. Для записи результата исследования дети используют таблицы наблюдения, заполненные на предыдущих занятиях, и записывают выводы в рабочие тетради (рис. 2).

Рис. 2. Результаты исследования растворов при помощи универсальной индикаторной бумаги

Рис. 2.
Результаты исследования растворов
при помощи универсальной индикаторной бумаги

ХИМИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
На занятиях химического творчества ученики делают рисунки на химическую тему или пишут короткие сочинения, сказки-рассказки. Можно организовать небольшую галерею работ художников химического кружка, выпустить школьную газету по сочинениям детей.
Такой вид деятельности позволяет шире смотреть на окружающий мир, развивает фантазию и воображение. В целом это способствует формированию абстрактного мышления.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Кульминацией занятий химических кружков становится организация и проведение праздников. Эмоциональность таких мероприятий способствует развитию интереса учеников к дальнейшему изучению химии. В мероприятиях подобного рода школьники принимают как непосредственное (исполнение ролей, участие в командных соревнованиях и т.д.), так и косвенное участие (помощь в оформлении - художественном, музыкальном, техническое обеспечение), а также являются зрителями.
Праздники по-особому переживаются детьми, потому что эмоции в младшем школьном возрасте играют ведущую роль. В то же время праздничные мероприятия не должны проходить слишком часто. В учебном году достаточно организовать два или три занятия. Цель первого мероприятия химического кружка – заинтересовать детей. Второе целесообразно провести в середине года («Химический Новый год»6). В конце учебного года следует организовать праздник, на котором подводятся итоги работы каждого кружковца и всего коллектива с тем, чтобы развить мотивацию дальнейшего участия в кружковой работе в старших классах.
Отметим, что при проектировании, организации и проведении праздничных мероприятий наряду с разработкой занимательного аспекта, руководителю кружка следует ставить также учебные цели: обобщение знаний и умений, полученных на занятиях.
На праздничном занятии проводятся красивые, занимательные, познавательные опыты. Кроме того, члены кружка участвуют в командных соревнованиях, на которых обобщаются знания и умения, полученные на занятиях. Готовятся к праздникам заранее – одно-два подготовительных занятия. Ученики придумывают костюмы и маски, учат роли, готовятся к выступлениям. Деятельность каждого участника химического праздника поощряется (призы, грамоты, титулы, медали из соленого теста и т.д.).
Мы полагаем, что начинать кружковую работу в 3-м классе целесообразно: практически у всех членов кружка формируется устойчивый интерес к изучению химии. Возрастные психологические особенности (нестойкость и быстрая смена интересов) успешно преодолеваются динамикой деятельности, интеграцией в содержание химии элементов других учебных предметов и элементов общей культуры, учетом личностных интересов кружковцев.

Окончание следует

Д.М.ТОНКИХ,
аспирант
Московского педагогического государственного университета


1 На занятиях участникам кружка выдают те вещества, которые не представляют большой опасности для их здоровья. Например, соду, каменную соль, микроколичества или очень разбавленные растворы перманганата калия, спиртовой раствор йода, сахар, лимонную кислоту и др.
2 При отсутствии какой-либо посуды для проведения опыта используют предметы домашнего быта: пластмассовые стаканы, шприцы, предметные стекла, пластиковые бутыли и их части и т.д.
3 Начальное формирование этих умений школьники получают на уроках природоведения и естествознания, а также в домашних условиях.
4 Тонких Д.М., Чернобельская Г.М., Шабаршин В.М. Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для третьеклассников. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 8, с. 8–10,
№ 11, с. 6–8.
5 В качестве индикатора можно использовать концентрированный раствор варенья или универсальную индикаторную бумагу.
6 Тонких Д.М., Чернобельская Г.М., Шабаршин В.М. Химический новый год, или В дорогу за чудесами. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 1–3.

Рейтинг@Mail.ru