Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Из опыта работы

Определение волокон
по их свойствам

Работаю в школе 30 лет и являюсь вашим читателем с первых номеров газеты. Газета часто помогает мне в работе благодаря публикациям материалов таких же учителей, как и я. Вот и я решила предложить свою находку.
В программе по органической химии есть практическая работа «Распознавание волокон». Для выполнения работы обычно дается ссылка на таблицу «Свойства волокон», которая перекочевывает из одного издания учебника в другое, от одного автора к другому с большими или меньшими дополнениями. А задумывались ли авторы: насколько безопасна эта работа для ребят? Ведь рекомендуется использовать концентрированные растворы кислот и щелочей, да еще и растворители – совсем «безобидные» ацетон и расплавленный фенол – в сочетании с открытым пламенем. Думаю, что не каждый, даже опытный, учитель осмелится провести эту работу по указанным рекомендациям. Есть еще одна причина, актуальная в современных условиях, – недостаток реактивов.
Я нашла очень простой выход из такой ситуации: собрала литературу, которая у меня есть по этой теме, внимательно ее изучила и составила «Определитель волокон», который предлагаю вашему вниманию. Основан он на том же принципе, что и обычные определители растений и животных. Определитель помогает по характерным признакам отдельного вещества распознать его среди нескольких веществ. Кроме того, ученики имеют навык работы с подобным определителем («Биология», 7-й класс). Благодаря ему работа на уроке облегчается и ускоряется. Обратите внимание, что используемые реактивы весьма доступны и концентрация их невысока.
Два года я использовала этот определитель, прежде чем осмелилась предложить опробовать его своим коллегам по районному методобъединению учителей химии. Моя находка выдержала и это испытание.
Буду очень признательна, если и вы обратите внимание на мое предложение. Не пожалеете! Пусть это будет моим подарком учителям химии.

 

Пользуясь определителем, можно распознать волокна*: хлориновое, хлопковое, капроновое, лавсановое, нитроновое, вискозное, ацетатное, шерсть и натуральный шелк (см. таблицу).

Таблица

Определитель волокон

Пункт
анализа
Характер действий
и наблюдения
Название волокна или
новый пункт анализа
1 Окраска пламени, после контакта
горячей медной проволоки с волокном:
C
а) зеленая Хлорин
б) пламя в зеленый цвет не окрашивается 2
2 Продукты горения имеют запах: C
а) жженых перьев 9
б) жженой бумаги 3
в) другой запах 4
3 При горении распространяется: C
а) запах жженой бумаги, остаются следы золы 8
б) запах жженой бумаги, остается черный или серый пепел Хлопчато-бумажное
4 Продукты разложения (при нагревании в пробирке) имеют: C
а) неприятный мышиный запах Kапрон
б) другой запах

5

5 Продукты разложения: C
а) окрашивают влажную лакму-совую бумажку в красный цвет 8
б) окрашивают влажную лакму-совую бумажку в синий цвет 6
в) на стенках пробирки образуется желтое кольцо Лавсан
6 Волокно: C
а) горит коптящим пламенем 7
б) плавится, распространяя неприятный запах 4
7 Волокно горит коптящим пламенем, образуя: C
а) черный крупный шарик, вне пламени не горит 1
б) шарик темного цвета, твердый, блестящий

5

в) шарик темный, но не блестящий, рыхлый Нитрон
8 Образец волокна в 0,5%-м растворе
перманганата калия становится:
C
а) темно-серым Вискоза
б) темно-коричневым Ацетатное
9 В медно-аммиачном растворе: C
а) растворяется 10
б) остается без изменений Шерсть
10 В 0,5%-м растворе дихромата аммония: C
а) окрашивается в желтый цвет Натуральный шелк
б) остается без изменения Вискоза

Первое действие (пункт 1 определителя) с испытываемым веществом – сжигание на медной проволоке. Если пламя окрашивается в зеленый цвет, то это хлорин:

(–СН2–СНСl–СНСl–СНСl–)n.

При отсутствии окрашивания пламени следует обратиться к пункту 2 определителя.
Второе действие с волокном – определение запаха продуктов горения. Если запах жженых перьев, то переходим к пункту 9 (определяем растворимость волокна в медно-аммиачном растворе). Если запах жженой бумаги, то обращаемся к пункту 3 (что остается после сгорания). Если обнаруживается другой запах, то его рассматривают в пункте 4.
Всего в определителе 10 пунктов, причем 7 из них связаны с сжиганием волокна и анализом сопровождающих его явлений.


* Волокна – высокомолекулярные соединения полимерной природы (состоят из повторяющихся одинаковых звеньев), представляющие собой прочные нити (способные к вытягиванию), используемые в изготовлении тканей, рыболовных сетей, канатов и др.

ЛИТЕРАТУРА

Нифантьев Э.Е., Цветков Л.А. Химия 10–11. М.: Просвещение, 1993;
Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. М.: Просвещение, 1972; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-11. М.: Просвещение, 1992;
Цветков Л.А. Синтетические и высокомолекулярные вещества. М.: Учпедиздат, 1963;
Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии. М.: Просвещение, 1966;
Цветков Л.А. Органическая химия. М.: Просвещение, 1988;
Чертков И.Н. Эксперимент по полимерам в средней школе. М.: Просвещение, 1971.

Т.П.ПИЧУГОВА,
учитель химии
Кормовищенской средней школы
(п. Кормовище, Пермская обл.)

Рейтинг@Mail.ru