Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2004

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. См. № 45, 46, 47, 48/2003;
1, 2, 3, 4, 5, 6/2004

Практическая работа 19.
Решение экспериментальных задач

Цели. Выбором оптимального варианта решения экспериментальных задач проверить знания характерных свойств изученных классов органических соединений, умения их распознавать и навыки основ лабораторного эксперимента и техники безопасности.
Оборудование и реактивы. Водяная баня (электрическая), спиртовая горелка, спички, асбестовая сетка, соединительная резиновая трубка, штатив с пробирками, вата (хлопчатобумажная или стеклянная), пинцет, склянка для отходов, соковыжималка, промывная склянка с дистиллированной водой, санитарная склянка, железный штатив с кольцом и лапкой, шпатель (3 шт.), скальпель, химическая колба на 50–100 мл с отводной трубкой, делительная воронка с хлоркальциевой трубкой, прямая и Г-образная газоотводные трубки с пробкой, широкая стеклянная трубка с двумя пробками, в каждой пробке – отверстие для газоотводной трубки, медная спираль, продетая в пробку (или сетка), мерная пипетка на 5–10 мл, фильтровальная бумага;
хлеб белый (кусочек), Н2О (дистил.), Br2 (бромная вода), хромовая смесь (10%-й водн. р-р K2Cr2O7 и равный объем H2SO4, 1:1), CuO (порошок), раствор I2 в йодиде калия, [Ag(NH3)2]OH
(аммиачный раствор Ag2O), KMnO4 (разб. р-р), С2Н5ОН (этанол), Са(ОН)2 (известковая вода),
NaHCO3 (кристал. и р-р), H2SO4 (разб. и конц.), картофель (часть клубня), Al2O3 (порошок),
яблоко свежее (кусочек), Na2CO3 (кристал. и р-р).
Вещества для распознавания в пронумерованных пробирках:
№ 1–3: глицерин, ацетальдегид, глюкоза (водн. р-ры);
№ 4, 5: машинное масло, растительное масло;
№ 6–8: крахмал, сахароза, глюкоза (сухие в-ва);
№ 9–11: глицерин, мыло, крахмал (водн. разб. р-ры).

Порядок работы Экспериментальная задача Наблюдения и выводы
По внешним признакам составить предварительное мнение о содержимом пробирок
(где какое вещество находится).
При помощи одних и тех же реактивов определить в пробирках № 1–3 водные растворы глицерина, уксусного альдегида и глюкозы. Оформить порядок решения и обосновать выводы
Рассмотреть внешний вид: цвет, подвижность жидкостей в пробирках
№ 4, 5. …
Определить с помощью характерных реакций в пробирках № 4, 5 машинное и растительное масло. Выводы обосновать

Исходя из этанола получить:
вариант а – простой эфир и сложный эфир;
вариант б – альдегид и кислоту.
Составить схемы лабораторных установок, план решения (в графе «Порядок работы»). Написать уравнения соответствующих реакций в структурной форме (с указанием условий и признаков). Решение привести согласно заданию варианта а или б

Доказать опытным путем, что обычный сахар содержит углерод. Составить план решения, зарисовать схему прибора. Записать соответствующее уравнение реакции, пояснить наблюдаемые явления
Доказать опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а яблоко – глюкозу. Записать порядок действий. Представить оптимальный вариант решения и схемы реакций
Определить с помощью характерных реакций следующие вещества: в пробирках № 6–8 – порошки крахмала, сахарозы и глюкозы; в пробирках № 9–11 – разбавленные водные растворы глицерина, мыла (стеарата натрия), крахмала. При выполнении заданий избрать наиболее рациональный способ решения. Составить и записать порядок действий

Практическая работа 20.
Распознавание пластмассовых масс

Цели. На основе знания состава и строения полимеров уметь распознавать в лабораторных условиях наиболее употребляемые пластмассы.
Оборудование и реактивы. Справочный набор пластических масс, пинцет, щипцы тигельные, спиртовая горелка, спички, лакмусовая бумажка, стеклянная трубка, медная пластинка 1х2 см (или медная проволока, конец которой скручен ложечкой), штатив с пробирками, прямая и Г-образная газоотводные трубки, склянка для отходов, санитарная склянка; раздаточный материал в пронумерованных конвертах: полиэтилен (ПЭ), полиметилметакрилат (ПМ), полистирол (ПС), целлулоид (Ц), поливинилхлорид (ПВХ), фенопласты (Ф), аминопласты (А), Н2О (дистил.),
водный аммиак (конц.), AgNO3 (р-р, = 1%).
Внимание! Работать под хорошей тягой.

Пластмассы – материалы, изготавливаемые на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения. По масштабу производства занимают 1-е место среди полимеров. Пластмассы состоят из полимера (смола, связывающее вещество), наполнителей (древесная мука, ткань, асбест, стекловолокно, которые улучшают механические свойства и снижают стоимость), пластификаторов (возможны высококипящие сложные эфиры, они придают повышенную эластичность и меньшую хрупкость), стабилизаторов (антиоксиданты, светостабилизаторы, сохраняющие свойства пластмасс при переработке), красителей и др.
Мономер – низкомолекулярное вещество, из которого получается полимер.
Структурные звенья – многократно повторяющиеся в макромолекуле группы атомов.
Степень полимеризации (n) – число молекул мономера, соединяющихся в макромолекулу. Геометрическая форма макромолекул может быть линейной, разветвленной, пространственной или трехмерной, что существенно влияет на свойства.

Кристалличность полимеров – упорядоченное распределение макромолекул. Благодаря упорядоченности цепей молекулы в кристаллах располагаются ближе друг к другу, и притяжение между ними усиливается. Механическая прочность и твердость полимера увеличиваются.
Аморфность – отсутствие упорядоченности. Степень кристалличности может меняться у одного и того же полимера. Молекулярная масса полимера представляет собой среднее значение. У отдельных макромолекул могут быть отклонения в большую или меньшую сторону от средней молекулярной массы.
Особенность линейных полимеров состоит в том, что они при нагревании размягчаются, плавятся, но не перегоняются (разлагаются). Пространственные структуры разлагаются, не переходя в вязкое состояние. Помимо того, полимеры линейной структуры с трудом, но могут растворяться в некоторых растворителях (образуются вязкие растворы), пространственные полимеры нерастворимы (только набухают). Высокая механическая прочность (особенно пространственных полимеров) объясняется наличием больших сил межмолекулярного взаимодействия.

Синтез полимеров осуществляется преимущественно двумя способами – полимеризацией (сополимеризацией, если мономеры разных веществ) и поликонденсацией низкомолекулярных веществ. Механизм полимеризации может быть радикальным (с учетом инициатора) и ионным.

В реакции поликонденсации синтез полимера осуществляется не за счет кратной связи, а благодаря наличию у каждого из реагентов не менее двух функциональных групп атомов. Например, синтез фенолформальдегидной смолы:

Полимеры могут быт термопластичными или термореактивными.
Термопластичность – способность полимеров при нагревании размягчаться, легко изменять форму, снова затвердевать при охлаждении, сохраняя приданную форму, а при следующем повышении температуры снова размягчаться и менять форму.
Термореактивность – способность полимера при нагревании становиться пластичным веществом, но затем утрачивать это свойство, становиться неплавким и нерастворимым веществом из-за приобретения пространственной структуры.
В процессе полимеризации отдельные группы в макромолекуле приобретают (в зависимости от условий) различную пространственную направленность и разный порядок соединения звеньев полимеров («голова–хвост», «голова–голова», смешанный).
Стереорегулярное строение макромолекулы полипропилена характеризуется высокой степенью кристалличности и регулярным расположением частей макромолекулы в пространстве.

Название пластмассы Характер горения Отношение к нагреванию Реакция на продукты разложения Действие растворителей
Ацетон С6Н6 С2Н4Сl2
Полиэтилен
(матовый цвет,
жирный
на ощупь)
Горит синеватым пламенем
без копоти, слабый запах горящего парафина.
При горении отделяются капли полимера,
вне пламени продолжает гореть
Размяг-
чается, можно вытянуть
нити
Обесцве-
чивает растворы бромной
воды и
KMnO4
(при разложении дает около 3% мономера)
Не раство-
ряются
Не раство-
ряются
Не
раство-
ряются
Поливинил-
хлорид
Горит
коптящим пламенем.
Вне пламенине горит
Размяг-
чается при 50– 60 °С, выше этой температуры разлагается (110– 120 °С)
Выделя-
ющийся
хлоро-
водород окрашивает лакмус в красный цвет,
с раствором AgNO3 дает осадок AgCl (белый, творожистый, нераство-
римый в кислотах)
Не раство-
ряются
Не раство-
ряются
Набу-
хает, становится рыхлым
Полистирол Горит
коптящим пламенем
с запахом цветущих гиацинтов.
Вне пламени продолжает гореть
Размяг-
чается,
легко
вытяги-
вается
Деполиме-
ризуется, мономер обесцве-
чивает растворы бромной
воды и
KMnO4
Набу-
хает, раство-
ряется
Набу-
хает, раство-
ряется
Раство-
ряется
Полиметил-
метакрилат
Горит желтым с синей каймой у
краев пламенем,
с
характерным потре-
скиванием и выделением резкого
запаха
Размяг-
чается
Деполиме-
ризуется,
мономер обесцве-
чивает растворы бромной
воды и
KMnO4
Набу-
хает, давая вязкие раство-
ры
Набу-
хает, давая вязкие раство-
ры
Набу-
хает, давая вязкие раство-
ры
Целлулоид Сгорает
очень быстро, оставляя следы золы
Размяг-
чается
Раство-
ряется
Не раство-
ряются
Не
раство-
ряются
Фенолформаль-
дегидные смолы (фенопласты)
Обычно темные,
горят с распростра-
нением резкого запаха фенола, вне пламени постепенно гаснут
Разлагаются при сильном нагревании Не раство-
ряются
Не раство-
ряются
Не
раство-
ряются
Мочевиноформаль-
дегидные смолы (аминопласты)
Почти не горят, обугливаются, распространяя резкий запах Разлагаются при сильном нагревании Окрашивают
красную
лакмусовую
бумажку в
синий цвет
Не раство-
ряются
Не раство-
ряются
Не
раство-
ряются

Распознавание пластмасс следует начинать с внешнего осмотра (цвет, твердость, эластичность), затем перейти к изучению характера горения. Если при этом ответ не удается получить, то прибегают к изучению продуктов разложения.
Задание 1. Внимательно рассмотреть выданные для распознавания образцы пластмасс в шести пронумерованных пакетах, сравнить с образцами коллекции, при необходимости (и для проверки) подвергнуть опытному обследованию и определению (предложено всего шесть образцов – ПЭ, ПС, ПВХ, ПМ, Ц, Ф).




Задание 2. Привести уравнение реакции получения полимера, служащего связующим для пластмассы, образец которой в пакете № 2. Описать состав, строение, свойства и применение этой пластмассы.




Задание 3. Чем отличаются между собой по своей структуре и свойствам пластмассы, образцы которых даны в пакетах № 1 и 6?




Рейтинг@Mail.ru